Использование flash-технологий на уроках литературного чтения при изучении сказки Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей" - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Использование flash-технологий на уроках литературного чтения при изучении сказки Н.Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей"

Коростелева Н.В. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное образование развивается в рамках новой информационной среды, к которой необходимо адаптироваться и педагогу. Однако такую среду можно умело использовать учителю в соответствии с конкретной целью урока и дидактическими задачами. Создание авторских обучающих приложений помогает в решении многих проблем учебного процесса, особенно в начальной школе. К одной из технологий, в которой можно создавать различные приложения, относится flash-технология.

Использование авторских обучающих приложений, созданных в технологии Flash, на уроках литературного чтения в начальных классах помогает младшим школьникам сформировать интерес к чтению, улучшить качество обучения, обеспечить развитие творческих способностей и критического мышления, повысить интеллектуальный потенциал, более образно представить изучаемое произведение и т.д.

На уроках литературного чтения по программе «Школа России» при изучении писателя Н.Н. Носова младшие школьники во 2-ом классе знакомятся с его сказкой «Приключение Незнайки и его друзей» [2, с. 48]. По программе «Школа 2100» данное произведение изучается в 1-ом классе [1, с. 53]. Для этапов закрепления и повторения изученного произведения на уроке литературного чтения нами были разработаны тестовые задания с помощью flash-технологии, которые можно использовать учителю начальных классов как для индивидуальной работы, так и для групповой.

Сначала обучающимся предлагается отгадать загадку о главном герое произведения Незнайку, а также демонстрируется его изображение и красочная обложка данной книги. Все стихотворные фрагменты младшим школьникам необходимо прочитать с соблюдением норм и техники чтения, что, в свою очередь, формирует навыки выразительного чтения, умения прочувствовать настроение, определить характер героев, повышает мотивацию обучения. Такой подход развивает творческий и интеллектуальный потенциал младших школьников, расширяет и закрепляет полученные знания на уроке. Все это способствует формированию грамотного читателя.

Далее следуют 6 вопросов, на которые младшие школьники смогут верно ответить только в том случае, если сознательно читали это произведение. Причём внизу экрана будет указано «Правильно» или «Неправильно» был выбран тот или иной вариант ответа, что позволит младшему школьнику ещё раз более внимательно подумать над вопросом и ответить снова. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией из книги «Приключения Незнайки и его друзей».

Затем младшим школьникам необходимо поиграть в так называемую игру «Кто есть кто?», где требуется отгадать, какого героя сказки описывают стихотворные строчки: Незнайку, Знайку, Гуслю, Пончика, Торопыжку, Пилюлькина, Винтика и Шпунтика, Тюбика, Синеглазку. При этом младшим школьникам необходимо с использованием клавиатуры написать имя героя в нужную строку. Если задание было выполнено верно, внизу экрана появится надпись «Молодец», если же была допущена ошибка, то программа исправит ответ на правильный, что позволит ребёнку понять, где он был не прав, устранить пробелы при чтении произведения и порассуждать над тем, почему именно этот ответ является верным. Также каждая загадка сопровождается изображением персонажа, которого требуется отгадать. Систематическое применение подобных заданий на уроках литературного чтения стимулирует обучающихся к осознанному чтению художественного текста, способствует развитию мышления и повышает интерес к чтению.

Следующим заданием является соотнесение предмета с героем произведения, которому он принадлежит. Слева изображены пронумерованные предметы, а справа рядом с именами персонажей необходимо вписать нужную цифру. Также неправильные ответы будут исправлены автоматически, что позволит младшим школьникам ещё раз подумать над допущенными ошибками. Данные задания на установление соответствий развивают у младших школьников навык сознательного чтения, логическое мышление, воображение, самостоятельное оценивание своих ответов и результатов.

После выполнения всех представленных заданий младшего школьника ожидают Незнайка и его друзья, которые прощаются с ним. Причём при нажатии определённой кнопки всё это будет сопровождаться гимном коротышек. Младшие школьники получат большое количество положительных эмоций, им будет интересен сам процесс прохождения тестирования. Также очень важно для младших школьников, что программа сделана с элементами анимации, с соответствующими иллюстрациями из книги, использованы яркие, насыщенные цвета. В качестве домашней работы можно предложить нарисовать одного из героев сказки «Приключения Незнайки и его друзей» или написать сочинение-рассуждение по проделанной работе: что было трудно, что понравилось, запомнилось, как оценили свою работу и т.д.

Таким образом, использование flash-технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет: обеспечить положительную мотивацию обучения; проводить уроки литературного чтения на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; реализовывать принцип наглядности в обучении; повысить объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; достичь индивидуализации обучения; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; расширить возможность самостоятельной работы; повысить уровень знаний в образовательном процессе и др.

Список литературы

Бунеев, Р.Н. Учебник по литературному чтению «Капельки солнца», 1кл. / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.– М.: Баласс, 2015. – 208 с.

Климанова, Л.Ф. Учебник по литературному чтению 2кл. 2ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2018 – 224 с.

Просмотров работы: 5