Проект учебного занятия по МДК «Разработка программных модулей» на тему «Циклы с предусловием и постусловием» - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проект учебного занятия по МДК «Разработка программных модулей» на тему «Циклы с предусловием и постусловием»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Междисциплинарный курс «Разработка программных модулей»

Тема «Циклы с предусловием и постусловием».

Цель занятия: овладение основными приемами использования в написании программного кода циклов с постусловием и циклов с предусловием.

Задачи:

Дидактические:

ознакомить обучающихся с основными понятиями данной темы;

разграничение понятий «Цикл с постусловием» и «Цикл с предусловием».

Развивающие:

развивать у обучающихся стремление к активной познавательной деятельности;

развивать умение работать самостоятельно;

развитие алгоритмического мышления.

Воспитательные:

воспитание интереса к изучению дисциплины, к учебной деятельности;

содействовать развитию эстетического вкуса;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

Ведущая технология: информационная

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: традиционный урок

Методы обучения:

словесные методы;

наглядные методы;

практические методы

применение ИТ

План учебного занятия

Этап учебного занятия

Отводимое время на этап

I. Организационный момент

3 минуты

II. Целевая ориента­ция

1 минута

III. Актуализация опорных знаний, актуальность темы

8 минут

IV. Изложение нового материала

30 минут

V. Проведение практического занятия

30 минут

VI. Проверка усвоения знаний

8 минут

VII. Выдача домашнего задания.

2 минуты

VIII. Подведение итогов занятия.

3 минут

IX. Рефлексия.

5 минут

Итого:

40 минут + 45 минут = 90 минут

Продолжительность учебного занятия – 90 мин.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ:

ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА

РЕЗУЛЬТАТ

I. Организационный момент

Приветствие, проверка посещаемости.

Пояснение плана урока.

Педагог: На сегодняшнем занятии мы будем изучать с вами одну из самых простых, но, тем не менее, важных тем «Циклы с предусловием и постусловием». Занятие будет проводиться по следующему плану: вначале мы проведем с вами повторение, затем изучим новую тему, выполним практическую работу, проведем проверку полученных знаний, подведем итоги урока, проведем рефлексию и получим домашнее задание.

Приветствие. Настрой на учебную деятельность.

Методы общения, планирования деятельности.

Готовность обучающихся к занятию.

Настрой на учебную деятельность.

II. Целевая ориента­ция

Предъявление темы, плана и целей урока. Объяснение, что будет изучаться на уроке, за что можно получить дополнительные баллы.

Педагог: Приступаем к работе. Запишите число и тему сегодняшнего занятия (Приложение 1, рис. 1)

Педагог: Запишите план изучения темы: (Приложение 1, рис. 2)

Определение циклов с постусловием и предусловием.

Назначение циклов с постусловием и предусловием.

Блок-схема циклов с постусловием и предусловием.

Создание сравнительной таблицы циклов

В результате изучения темы вы должны знать: (Приложение 1, рис. 3)

принцип работы цикла с предусловием;

принцип работы цикла с постусловием;

различие между двумя видами циклов.

Уметь:

использовать цикл с постусловием при программировании на языке ООП C#;

использовать цикл с предусловием при программировании на языке ООП C#;

писать собственную программу с циклом.

Педагог: Есть какие-либо вопросы по целям, плану, содержанию темы в целом?

Педагог: вы можете получить до 4-х оценок за урок, работая при повторении, выполнении практической работы и прохождении тестирования. (Приложение 1, рис. 4)

Педагог: Кто может дополнить значение изучения данной темы для предстоящей деятельности по специальности?

Студенты отвечают.

Педагог: На сегодняшний день любой программист обязан знать язык программирования. C# - один из популярных языков объектно-ориентированного программирования.

Осмысление темы, плана, целей, ведение записей.

Усвоение условий оценки учебной работы.

Методы и средства планирования и мотивации учебной деятельности

Технические средства:

Средства применения ИТ: ПК, проектор

Принятие обучающимися цели, плана занятия.

Мотивация к активной познавательной и практической деятельности на занятии.

III. Актуализация опорных знаний

Обеспечение мотивации учебной деятельности.

Беседа, направленная на повторение пройденного материала, проверку качества усвоения ранее изученного.

Педагог:

Целью нашего сегодняшнего урока является изучение основных видов циклов: с постусловием и с предусловием. Мы поймем разницу между этими видами циклов и определим, когда следует использовать тот или иной вид цикла.

На предыдущих занятиях мы начали изучение такой обширной темы, как «Циклы». Прежде чем начать изучение новой темы, мы с вами повторим изученный ранее материал. И мы это сделаем с помощью небольшого опроса.

Вопросы для повторения (ссылка):

Что такое циклический алгоритм? (это алгоритм, содержащий один или несколько циклов)

Чем характерен цикл с параметром? (выполняется, пока не удовлетворит условие)

Для чего необходимы циклические алгоритмы? (выполнение каких-либо многократно повторяющихся действий, облегчение кода и быстрота работы программы)

Назовите примеры действий, на основе которых можно применить циклические алгоритмы. (прочитать книгу, приседать, погладить белье, помыть посуду и др.)

Студенты отвечают

Педагог анализирует знания студентов, комментирует ответы обучающихся.

Студенты отвечают

Воспроизведение знаний; ответы на вопросы, задаваемые преподавателем; восполнение пробелов в знаниях

Ответы на вопросы, методы устной проверки, методы мыслительной деятельности.

Активизация мыслительной деятельности обучающихся.
Восстановление в памяти обучающихся тех знаний, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения новой темы.

IV. Изложение нового материала

Организация внимания.

Изложение нового материала с мультимедийным сопровождением:

Педагог приступает к объяснению 1-го вопроса (Приложение 1, рис. 6-9) темы, использует наглядный метод преподавания: работа с презентацией.

Студенты слушают, записывают, запоминают.

Педагог: Итак, для начала давайте разберем определения этих циклов и какая между ними разница.

Цикл с постусловием – цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Тело цикла должно быть выполнено хотя бы 1 раз.

Цикл с предусловием - цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно).

Давайте ответим на вопрос:

В чем разница между двумя циклами? (в месте проверки условия)

Условно эти циклы можно записать следующим образом (запишите это себе в тетрадь):

Цикл с предусловием:

while (условие)

действие;

Цикл с постусловием:

do

{

Действие;

}

while (условие выхода из цикла);

Обратите внимание на то, что в примерах указано всего одно действие. Их может быть много, тогда после скобок с условием ставятся операторные скобки {} (правило то же, что и в if). Тоже самое относится и к остальным циклам (исключение составляет цикл с постусловием, так как там уже есть операторные скобки)

Как вы думаете, в каких ситуациях уместно использовать тот или иной вид цикла? (С предусловием: действие не стоит выполнять сразу: если грязной посуды в раковине нет, то и незачем включать воду); С постусловием: действие сначала надо выполнить 1 раз: включить утюг, проверка, нагрелся ли утюг? после этого следует выполнение алгоритма: погладить вещь. После - снова проверка, нагрелся ли утюг?)

Педагог: Молодцы, таким образом, мы переходим к следующему вопросу.

Как называется следующий вопрос нашей темы?

Изучение 2-го вопроса (Приложение 1, рис. 10). Студенты слушают, записывают, запоминают.

Педагог: Как вы уже правильно успели заметить, цикл с постусловием призван выполнить действие 1 раз, а уже после производить проверку условия, а цикл с предусловием действует иначе: сначала проверка условия, потом выполнение действия. Таким образом, можно сделать вывод, что цикл с предусловием более «осторожный» и может использоваться, если вы заранее не знаете, необходимо ли проводить действия в цикле.

Педагог переходит к объяснению 3-го вопроса (Приложение 1, рис. 11-12) темы, использует наглядный метод преподавания. В указанных блок-схемах заранее допущены ошибки, которые студенты должны найти и исправить. Студенты слушают, записывают, запоминают.

Педагог: Давайте рассмотрим блок-схемы для циклов. Это позволит нам нагляднее представить работу программы с данными в цикле.

Блок-схема для циклов с предусловием. Давайте посмотрим, где на этой блок-схеме ошибка? (нужно поменять местами + и – в условии).

Блок-схема для циклов с постусловием. Здесь тоже скрылась ошибка. Скажите мне, где здесь неточность? (стрелочка от условия выхода из цикла должна возвращаться перед телом цикла, а не после).

Молодцы, хорошо справились с заданием.

Педагог переходит к изложению 4-го вопроса (Приложение 1, рис. 13), обеспечивая восприятие и осмысление, использует наглядный метод преподавания.

Педагог: Рассмотрим данные конструкции в сравнительной характеристике. Для этого составим таблицу «Сравнение циклов с предусловием и постусловием». Таблица создается после прочтения небольшого текста. На слайде представлен шаблон таблицы, вам необходимо ее заполнить.

(Приложение 8)

Педагог создает условия для формирования умения самостоятельно применять знания в заданной ситуации, обеспечивает активизацию деятельности путем обращения к обучающимся с вопросом: «Что непонятно по теме занятия?»

Восприятие и усвоение знаний.
Ведение записей и первичное запоминание информации.

Ответы на вопросы преподавателя.

Самостоятельная работа обучающихся на лекции.

Работа с таблицей «Сравнение циклов с предусловием и постусловием»

Методы и приемы преподавания: словесные, наглядные, практические.

Методы и приемы учения: наблюдение, конспектирование, методы мыслительной деятельности, практические методы.

Технические средства:

Средства применения ИТ: ПК, проектор

Программное обеспечение: Visual Studio 2017.

Демонстрация обучающимися самостоятельной учебной работы

 

V. Применение знаний на практике

Педагог: Во время практической работы вы будете создавать программы, которые используют в своем коде циклы. Давайте разберем пример одной из них. (Приложение 1, рис. 14-15)

Программа выполняется по типу «Приложение Windows Forms», то есть с оболочкой диалогового окна.

(Приложение 1, рис. 14)

Оформление диалогового окна вы видите на этом скриншоте. Здесь задействовано 4 надписи (Label), 1 кнопка (Button), 1 текстовое поле (TextBox). Вся программа выполняется по нажатию кнопки. Также предусмотрена небольшая шутка в программе: если количество грязных тарелок превышает 20 штук, то появляется окно с сообщением (MessageBox) «Ребенок устал, зачем так много посуды?!». Итак, есть какие-либо вопросы по оформлению программы? Все ли элементы вам знакомы?

(Приложение 1, рис. 15)

Исходный код не отличается особой сложностью. Вводится 4 целочисленных переменных. I – счетчик для цикла, grazno – количество грязных тарелок (считывается с TextBox1), s – количество секунд на мытье одной тарелки (может быть увеличено или уменьшено, на усмотрение программиста), vremya – подсчет секунд, в течение которых вымоется вся посуда.

В данном примере используется цикл с предусловием. Это обусловлено тем, что если вдруг тарелок окажется 0 штук, то тогда нет смысла выполнять тело цикла (увеличивать время мытья посуды в целом).

Внутри обработчика событий «ButtonClick» после выполнения цикла будет появляться сообщение для пользователя, если количество тарелок будет превышать 20 штук.

Теперь потренируемся в создании и модификации программ с циклами. Займите места за компьютерами.

Объяснение темы и цели практической работы (Приложение 1, рис. 16)

Педагог: Тема практической работы: «Циклы с предусловием и постусловием».

Цель: научиться применять циклы с постусловием и предусловием в программировании на языке ООП C#.

По окончании урока вы должны написать 3 программы, в которых примените циклы с постусловием или с предусловием.

Приступает к объяснению практического задания. (Приложение 3).

Педагог: Запустите Visual Studio и откройте файл «ЛПЗ 1.docx». Выполните задания.

Педагог: Критерии оценивания лабораторно-практического задания вы можете увидеть на слайде. (Приложение 1, рис. 17, приложение 2). На выполнение работы вам дается 30 минут.

Педагог выявляет качество и уровень овладения умениями, обеспечивает их коррекцию. По истечении времени, проверяет работы, учитывая при этом критерии оценки выполнения работы обучающимися (Приложение 4), фиксирует оценки в регистрационной карте (Приложение 5).

Усвоение условий выполнения работы.

Выполнение практической работы

Практические методы, методы мыслительной деятельности (анализ, сравнение при составлении таблицы)

Учет результатов работы

Технические средства

Средства применения ИТ: ПК, проектор

Программное обеспечение: Visual Studio 2017

Демонстрация способов профессиональной деятельности при

выполнении практической работы

VI. Проверка усвоения знаний (тестирование)

Педагог выявляет структуру и уровень усвоения знаний.

Педагог уточняет, что нужно сделать и что при этом нужно использовать.

Педагог: Вам предлагается пройти тестирование, которое выявит структуру и уровень усвоения знаний. (Приложение 6).

При этом можно пользоваться текстом лабораторно-практического задания.

Педагог: Для выполнения тестовых заданий вам следует открыть html-документ, приступить к прохождению теста. Задания рассчитаны на выбор одного правильного ответа. Оценка за выполнение тестовых заданий выставляется автоматически.

Критерии оценки знаний:

Если выполнено правильно от 80-100% заданий, ставится оценка «отлично» (5 баллов);

от 60-80% - оценка «хорошо» (4 балла);

от 30-60% - оценка «удовлетворительно» (3 балла);

0 – 30% - оценка «неуд» (0 баллов);


Педагог устанавливает время, отводимое на выполнение тестовых заданий.

Педагог: На выполнение тестового задания вам даётся 5 минут.


Педагог совершает целевые обходы рабочих мест, проводит проверку и оценивание результатов выполнения тестовых заданий.

Усвоение условий работы, демонстрация знаний, выполнение тестовых заданий на основе оболочки TestEdu (Генератор html тестов))

Стандартизированный контроль, тестирование на основе тестовой оболочки TestEdu (Генератор html тестов)

Технические средства

Средства применения ИТ: ПК, проектор

Получение достоверной информации о достижении всеми обучающимися требуемых результатов обучения

VII. Выдача домашнего задания.

Педагог выдает домашнее задание (Приложение 7).

Педагог:

1. Повторить материал занятия, который вы записали в тетрадях

2. Реализуйте следующий проект: создайте программу, которая будет вычислять факториал любого введенного вами числа (вид приложения (с диалоговыми окнами или консольный) не важен).

Педагог обращается к студентам с уточняющим вопросом: «Что непонятно по домашнему заданию (его объему, его содержанию, способам выполнения)?

Педагог отвечает на возникшие вопросы студентов.

Усвоение цели, содержания, объема и способа выполнения домашнего задания

Словесные, наглядные

Технические средства

Средства применения ИТ

ПК

Проектор

Создание необходимых и достаточных условий для качественного и своевременного выполнения ДЗ

VIII. Подведение итогов занятия

Педагог: Сейчас я озвучу оценки за лабораторную работу и за тестирование.

Педагог подводит итоги занятия, называет оценки за выполнение практического задания и тестирование.

При этом пользуется регистрационной картой, комментирует выставление оценок; выделяет лучшие работы, отмечает достоинства и недостатки работ; дает рекомендации.

Согласование оценки и самооценки обучающимися учебной деятельности

Методы учета учебной работы, анализ результатов обучения

Получение учащимися информации о реальных результатах обучения

IX. Рефлексия

Педагог: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какое значение имеет изучение данной темы для предстоящей деятельности по специальности?

Что вы поняли по теме занятия?

В чем сегодня разобрались?

Что нового узнали?

Что систематизировали?

Что уточнили, дополнили?

Спасибо за урок!

Рефлексия на содержание и результаты обучения.
Высказывание общего мнения, обмен впечатлениями, пожеланий к его совершенствованию.

Самоанализ, самооценка

Осмысление обучающимися своих знаний, отношения к содержанию и деятельности на занятии.

Характеристика методов и приемов, реализуемых в процессе обучения

В данном проекте реализован целый комплекс методов обучения. Автор применяет методы мотивации и стимулирования учебной деятельности, элементы рейтингового контроля, ведет учет учебных достижений и решает при этом целый ряд задач, обеспечивающих активизацию учебной деятельности, усиление интереса к учебной деятельности, интереса к изучению дисциплины.

Применение методов устного изложения: беседы, объяснения, инструктажа способствуют передаче и формированию знаний, обобщению и систематизации знаний, усвоению понятий. Беседа и объяснение применялись на этапе актуализации опорных знаний, при изучении нового материала, в процессе рефлексии. Инструктаж – в ходе выполнения практической работы, самостоятельной групповой работы, на этапе автоматизированного контроля.

Проект дает возможность организации групповой самостоятельной работы обучающихся на различных этапах занятия, привлечения студентов к выполнению заданий опережающего характера.

Организуя самостоятельную работу обучающихся, педагог предъявляет задание, дидактические материалы к нему и проводит инструктаж. Педагог призывает студентов задавать вопросы, неоднократно спрашивает о том, все ли понятно.

Педагог реализует методы анализа учебной работы, комментирует выставление оценок, формируя обучающихся реальную картину их учебных достижений. На занятии ведется учет учебной работы, что значительно упрощает подведение итогов.

Применение информационных технологий повышает эффективность учебного процесса.

Автоматизированный контроль знаний значительно сокращает время, отводимое на проверку и оценку результатов обучения, а элементы рейтингового контроля обеспечивают индивидуализацию обучения и оптимизацию проведения контроля.

Приложение 1

Презентация к уроку

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Приложение 2

Критерии оценки выполнения лабораторно-практического задания:

4 балла: все этапы работы выполнены без ошибок и в полном объеме, обучающийся может объяснить принцип работы программы;

3 балла: все этапы работы выполнены без ошибок или с небольшими погрешностями в полном объеме, обучающийся может объяснить принцип работы программы.

2 балла: на этапах работы присутствовали серьезные ошибки ИЛИ работа выполнена не полностью, обучающийся не знает, где находится тот или иной инструмент.

1 балл: отсутствует часть задания, обучающийся знает, где находится тот или иной инструмент.

0 баллов: обучающийся ничего не сделал, не знает, где находятся инструменты.

На выполнение лабораторно-практического задания отводится 30 минут.

Приложение 3

Лабораторно-практическое задание.

Тема: Циклы с предусловием и постусловием.

Цель работы: научиться применять циклы с постусловием и предусловием в программировании на языке ООП C#.

МТО: персональный компьютер, ПО VisualStudio 2017

Теоретический материал:

 

Предусловие

Постусловие

Общий вид

while (условие)

действие;

do

{

Действие;

}

while (условие выхода из цикла);

Характеристика

Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется после проверки условия выхода из цикла и только в том случае, когда условие истинно, иначе цикл заканчивает свою работу. Т. о. может ни разу не выполниться.

Является итерационным циклом, т.к. количество повторений заранее не известно. Тело цикла выполняется до проверки условия выхода из цикла, в том случае, если условие ложно, иначе цикл заканчивает свою работу. Хотя бы один раз выполниться.

Условие выхода

Обязательно должно быть истинным.

Обязательно должно быть ложным.

Ход работы:

Перед вами листинг программы. Напишите эту программу и посмотрите, каким образом она работает, покажите результат преподавателю.

Рис. 1.

Рис. 2.

Создайте консольное приложение, которое будет решать следующую задачу с помощью цикла с предусловием:

Начав тренировки, спортсмен в первый день пробежал 10 км (в программе сделать это число вводимым пользователем). Каждый день он увеличивал дневную норму на 10% нормы предыдущего дня. Какой суммарный путь пробежит спортсмен за 7 дней? Результат не округляйте.

Рис. 3.

Рис. 4.

Составьте программу в консоли, вычисляющую сумму двузначных чисел от 10 до 35 включительно.

Измените предыдущую программу таким образом, чтобы диапазон чисел можно было вводить вручную.

Создайте цикл с постусловием из предыдущей задачи.

Создайте собственную программу, которая будет автоматизировать работу человека в быту (приготовление пищи и т. п.)

Литература:

http://www.programbeginner.ru/?p=600

Приложение 4

Критерии оценивания

Критерии оценки выполнения тестирования:

Оценка «отлично» (5 баллов) ставится при правильном ответе на все задания теста.

Оценка «хорошо» (4 балла) ставится при правильном ответе на 4 из 5 вопросов тестирования.

Оценка «удовлетворительно» (3 балла) ставится при правильном ответе на 3 из 5 вопросов тестирования.

Оценка «неудовлетворительно (0, 1, 2 балла) ставится при правильном ответе на 1, 2 вопроса тестирования или при неправильном выполнении всего теста.

Деятельность обучающихся оценивается по балльно-рейтинговой системе.

Приложение 5

Регистрационный лист

Форма регистрационной карты учета учебных достижений

№п/п

ФИО студента

Работа при повторении

Работа на лекции

ЛПЗ

Тестирование

Итог

(в баллах) за урок

1.

Михайлова София

2

1

4

5

4

3

2

12

             

Приложение 6

Тестирование

Текстовая версия тестирования

Что такое цикл с предусловием?

Цикл, который бесконечно выполняется

Цикл, в котором условие проверяется ПЕРЕД телом цикла

Цикл, в котором условие проверяется ПОСЛЕ тела цикла

Что такое цикл с постусловием?

Цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла

Цикл, в котором условие не проверяется

Цикл, в котором условие вообще не нужно

В каком случае в цикле с предусловием ставятся фигурные скобки?

Всегда ставятся

Никогда не ставятся

Если внутри тела цикла проводится БОЛЕЕ 1 операции

Если внутри цикла проводится МЕНЕЕ одной операции

Допустим, что вы делаете зарядку и собрались присесть 40 раз. В этом случае алгоритм выглядит так:

int КоличествоПриседаний=0;

while (КоличествоПриседаний<40){

КоличествоПриседаний++;

}

Это цикл с предусловием

Это цикл с постусловием

Какова разница между циклом с предусловием и циклом с постусловием?

Между ними нет разницы

Место проверки условия

Место проверки условия и место выполнения тела цикла

Ключ к тестированию

1. Что такое цикл с постусловием?

>>>>>>>>>>>> Цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла

2. Что такое цикл с предусловием?

>>>>>>>>>>>> Цикл, в котором условие проверяется ПЕРЕД телом цикла

3. Какова разница между циклом с предусловием и циклом с постусловием?

>>>>>>>>>>>> Место проверки условия и место выполнения тела цикла

4. В каком случае в цикле с предусловием ставятся фигурные скобки?

>>>>>>>>>>>> Если внутри тела цикла проводится БОЛЕЕ 1 операции

5. Допустим, что вы делаете зарядку и собрались присесть 40 раз. В этом случае алгоритм выглядит так:

int КоличествоПриседаний=0;

while (КоличествоПриседаний<40){

КоличествоПриседаний++;

}

>>>>>>>>>>>> Это цикл с предусловием

Приложение 7

Домашнее задание

Повторить материал занятия, который вы записали в тетрадях

Реализуйте следующий проект: создайте программу, которая будет вычислять факториал любого введенного вами числа (вид приложения (с диалоговыми окнами или консольный) не важен).

Просмотров работы: 6