РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современных условиях развития образования невозможно воспитать квалифицированного читателя без развития основных качеств навыка чтения.

По мнению М.Р. Львова выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и своё собственное отношение к нему. Развитие данного навыка чтения является одной из главных задач литературного образования.

К основным средствам выразительности относятся: интонация, дыхание, окраска голоса (тембр), логические и психологические паузы, тон, мимика, жесты, логические и фразовые ударения, сила голоса, его повышение и понижение.

Выразительность является одним из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у младших школьников сопереживание, помогает не только понять, но и почувствовать замысел автора. Грамотно организованное чтение на уроке станет процессом «общения» с автором, а литературное произведение – объектом исследования читателей.

Особенно большое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.

По мнению Н.Ф. Виноградовой лирическая поэзия является важнейшим элементом школьного курса литературного чтения, так как именно поэзия формирует нравственный мир младших школьников, приобщает их к духовному богатству народа, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

В 3 классе по программе «Начальная школа 21 века» (автор программы Н.Ф. Виноградова) учащиеся начальных классов знакомятся с лирическими произведениями о родном крае, о жизни крестьянских детей, о природных явлениях и их красоте. Стихотворения, изучаемые младшими школьниками, учат их оберегать и любить свой родной край, понимать язык природы, знакомят с жизнью крестьянских детей («Нивы сжаты, рощи голы…», «Берёза» С.А. Есенина; «Утро» , «Русь» И.С. Никитина; «Крестьянские дети» (отрывки) , «Мороз-воевода» Н.А. Некрасова; «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер», «Няне» А.С. Пушкина).

В зависимости от этапа урока меняются и приемы работы над выразительностью чтения. Так, перед знакомством с лирическим произведением следует использовать упражнения для отработки дыхания и владения голосом. Такими упражнениями являются дыхательная гимнастика и интонационная разминка. Приведем пример данных упражнений.

Дыхательная гимнастика «Ладошки».

Учитель: встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки.  Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

Интонационная разминка.

На доске записывается предложение: Зима уходит, наступает весна.

Задача младших школьников прочитать данное предложение с различными интонациями: радость, грусть, удивление, гордость и т.д.

Одним из главных этапов работы является первичное чтение лирического произведения. Важно, чтобы выразительно читал стихотворение сам учитель или мастер художественного слова. Это делается для того, чтобы донести до младших школьников содержание произведения, способствовать вызову эмоциональной реакции на прочитанное.

Рассмотрим следующие приёмы, которые помогают углубить понимание школьниками смысла и подтекста изучаемого произведения и параллельно работать над оттенками интонации.

Развитие умения ставить логические ударения.

Здесь может использоваться упражнение «Измени фразу».

Учитель: послушай фразу, произнеси её столько раз, сколько в ней слов. Каждый раз делай ударение только на одном – новом – слове. Например: Кто сегодня дежурит? Кто сегодня дежурит? Кто сегодня дежурит? Меняется ли смысл фразы? Какой вывод мы можем сделать?

Самостоятельная постановка логических ударений с последующим выразительным чтением лирического произведения.

Учитель: На карточках помещается стихотворение или отрывок из него. Ваша задача, ребята, самостоятельно найти в каждой стихотворной строке слова (сочетания слов), на которые падает логическое ударение. Далее выразительно прочтите этот текст в соответствии со своими пометами.

Работа над смысловым и техническим компонентами выразительного чтения(на примере стихотворения С.А. Есенина «Берёза»)

Учитель: Какой приём автор использует в первой строфе? Во второй строфе? Вернёмся к первой строфе. Какой ещё приём использует поэт? Какой период времени стоит берёза в сонной тишине? Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? Какое чувство, настроение создал поэт? Когда у вас возникает похожее настроение? Какую основную идею С.А. Есенин хотел нам передать этим стихотворением? О чём это стихотворение?

Чтение предложений с разной эмоциональной окраской(на примере стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки»).

Учитель: ребята, данный отрывок произведения вам надо прочитать с разной эмоциональной окраской.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет (таинственно).

Сказки все. Пора в постели…(с грустью, с чувством недовольства)

Но а как теперь уж спать? (с удивлением)

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать (радостно).

Составление партитуры чтения.

Партитура – это правильное расставление ударений в словах и во всём тексте с помощью графических знаков. Младшие школьники практикуются в составлении партитуры стихотворения: определяют места, требующие постановки пауз, повышения или понижения голоса, логических ударений. Читая стихотворение в соответствии с составленной партитурой, учащиеся обращают внимание на детали, которые прежде упускались ими из вида. 

Пример составления партитуры на основе четверостишья из стихотворения А. Блока «Ветхая избушка».

Ветхая избушка /
Вся в снегу стоит. //
Бабушка-
старушка
Из окна глядит. //

Таким образом, использование данных приёмов работы над лирическими произведениями способствует развитию выразительности чтения у младших школьников. Также у обучающихся наряду с этим формируется собственная речь, которая становится яркой, разборчивой, эмоциональной, чёткой, убедительной.

Список использованной литературы:

Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

  Лисовский, А.М. Изучение лирики в школе / А.М. Лисовский. – Киев, 2012. ­­– 297 с.

Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 464 с.

Просмотров работы: 43