Применение СУР в таможенной сфере. Анализ деятельности Курской таможни - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение СУР в таможенной сфере. Анализ деятельности Курской таможни

Старых С.А. 1, Рыжкова Д.А. 1
1ЮЗГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская таможенная служба принимает участие и обеспечивает регулирование внешней торговли страны. Среди её главных целей можно выделить реализацию соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и формирование таких условий, которые смогли бы в дальнейшем ускорять товарооборот через таможенную границу.

Международная торговля в последние годы претерпела сильные изменения, в частности, увеличилась скорость проведения сделок, увеличились объемы продаж товаров между странами, меняются структура и характер внешнеторгового оборота. Все эти факторы наряду с усилением давления международного торгового сообщества вынуждают таможенные органы находить баланс между содействием международной торговли и проведением таможенного контроля. Стремясь достичь приемлемого баланса, таможенные органы отходят от традиционных полномасштабных проверок пассажиров, товаров и документов к принятию решений на основе системы управления рисками (далее – СУР).

Согласно статье 378 ТК ЕАЭС, таможенные органы применяют СУР для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков; для проведения таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем и в сроки; обеспечение эффективности таможенного контроля; сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов; создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков .

Понятие «риск» встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом в каждой сфере имеются собственные как цели, так и методы исследования риска. В ТК ЕАЭС «таможенный риск (риск)» - вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [1].

СУР таможенной службы РФ непрерывно и интенсивно развивается на протяжении многих столетий.

В период январь – ноябрь 2017 года при декларировании товаров с подачей ДТ были применены меры по минимизации рисков в рамках профилей риска по 13745 ДТ, в результате возбуждены 69 дел об АП (67 – в отношении ввозимых товаров, 2 - вывозимых), довзысканы таможенные платежи на сумму 353,72 млн. руб. В аналогичный период 2016 года при применении профилей рисков при таможенном декларировании с подачей ДТ в отношении 11236 товарных партий было возбуждено 25 дел об АП, довзысканы таможенные платежи на сумму 372,735 млн. рублей. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика на основе данных.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика данных за 2016-2017 гг.

Год

Показатели

2017

2016

Подано ДТ (деклараций на товар)

13745

11236

Возбуждено дел об АП

69 дел (67 – в отношении ввозимых товаров, 2 - вывозимых),

25 дел

Довзысканы таможенные платежи

353,72 млн. рублей

372,735 млн. рублей

За одиннадцать месяцев 2017 года Курской таможней самостоятельно было утверждено 29 зональных профилей рисков (из которых: 21 по направлению контроля достоверности заявленных сведений о наименовании, количестве, характеристиках товаров; 1 – контроль правильности определения страны происхождения товаров; 2 – контроля правильности классификации по ТН ВЭД ТС; 2 – контроля таможенной стоимости; 2 – контроль за перемещением товаров физическими лицами для личного пользования; 1 – контроль за соблюдением мер технического регулирования). По результатам применения региональных и зональных профилей рисков при декларировании товаров с подачей ДТ в январе - ноябре 2017 года в отношении 4095 товарных партии были возбуждены 21 дело об АП, сумма довзысканных таможенных платежей составила 13,82 млн. руб. В 2016 году Курской таможней было утверждены 26 зональных профилей рисков (из которых 20 по направлению контроля достоверности заявленных сведений о наименовании, количестве, характеристиках товаров; 1 – контроля правильности классификации по ТН ВЭД ТС; 2 – контроля таможенной стоимости; 3 – контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности). По результатам исследования применения региональных и зональных профилей рисков при основном таможенном декларировании в январе - ноябре 2016 года в отношении 4359 товарных партии были возбуждены 6 дел об АП, сумма довзысканных таможенных платежей составила 4,53 млн. руб.

В результате применения целевых профилей рисков в период январь-ноябрь 2017 года при декларировании 213 товарных партий были возбуждены 34 дела об АП, довзыскано таможенных платежей на общую сумму 43,41 млн. руб. В результате применения целевых профилей рисков в период январь-ноябрь 2016 года при декларировании 147 товарных партий были возбуждены 14 дел об АП, довзыскано таможенных платежей на общую сумму 20,898 млн. руб. [2].

Таблица 1 – Сравнительная характеристика применения региональных и зональных профилей риска за период 2016-2017 гг.

Год

Показатели

2017

2016

Подано ДТ

4095

4359

Возбуждено дел об АП

21 дело

6 дел

Довзысканы таможенные платежи

13,82 млн. рублей

4,53млн. рублей

За 2017 года показатели результативности деятельности, показатели эффективность деятельности, характеризующий результаты деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками, таможней выполняются, за исключением показателя результативности деятельности № 13 «Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр» (в части доли досмотренных ввезенных товарных партий - его выполнение составляет 13,49% при установленном не более 7%). Основная причина невыполнения ПРД № 13 заключается в том, что в отношении большинства товарных партий (более 80%) таможенные досмотры были проведены в отношении плодоовощной продукции в рамках общероссийского профиля риска № 11/10000/09072014/16266, где таможенный досмотр является обязательной мерой, и возможность ее неприменения отсутствует.

И всё же проанализировав все данные можно сказать, что необходимость модернизации СУР еще заставляет поработать. Работа по реализации СУР должна найти отражение на всех уровнях системы ФТС России и повышать эффективность деятельности таможенных органов. Необходимо продолжать изучать опыт применения СУР в других государствах, строить модели и проводить анализ, как-то или иное нововведение влияет на работу таможенных органов, на результативность таможенного контроля, увеличивать взаимодействие между таможенными органами и другими органами государственной власти, а также с таможенными администрациями иностранных государств.

Список использованных источников

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru

2. Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]: Сайт ФТС России/ http://www.customs.ru

3. Вериго С.А. «Система управления рисками как составная часть таможенного контроля» [Текст]: образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития / С.А. Вериго - М., 2016. С. 105-110.

Просмотров работы: 68