Российская таможенная служба принимает участие и обеспечивает регулирование внешней торговли страны. Среди её главных целей можно выделить реализацию соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и формирование таких условий, которые смогли бы в дальнейшем ускорять товарооборот через таможенную границу.
Международная торговля в последние годы претерпела сильные изменения, в частности, увеличилась скорость проведения сделок, увеличились объемы продаж товаров между странами, меняются структура и характер внешнеторгового оборота. Все эти факторы наряду с усилением давления международного торгового сообщества вынуждают таможенные органы находить баланс между содействием международной торговли и проведением таможенного контроля. Стремясь достичь приемлемого баланса, таможенные органы отходят от традиционных полномасштабных проверок пассажиров, товаров и документов к принятию решений на основе системы управления рисками (далее – СУР).
Согласно статье 378 ТК ЕАЭС, таможенные органы применяют СУР для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков; для проведения таможенного контроля в период нахождения товаров под таможенным контролем и в сроки; обеспечение эффективности таможенного контроля; сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов; создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков .
Понятие «риск» встречается во многих экономических, общественных и естественных науках, при этом в каждой сфере имеются собственные как цели, так и методы исследования риска. В ТК ЕАЭС «таможенный риск (риск)» - вероятность несоблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании [1].
СУР таможенной службы РФ непрерывно и интенсивно развивается на протяжении многих столетий.
В период январь – ноябрь 2017 года при декларировании товаров с подачей ДТ были применены меры по минимизации рисков в рамках профилей риска по 13745 ДТ, в результате возбуждены 69 дел об АП (67 – в отношении ввозимых товаров, 2 - вывозимых), довзысканы таможенные платежи на сумму 353,72 млн. руб. В аналогичный период 2016 года при применении профилей рисков при таможенном декларировании с подачей ДТ в отношении 11236 товарных партий было возбуждено 25 дел об АП, довзысканы таможенные платежи на сумму 372,735 млн. рублей. В таблице 1 представлена сравнительная характеристика на основе данных.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика данных за 2016-2017 гг.
Год Показатели |
2017 |
2016 |
Подано ДТ (деклараций на товар) |
13745 |
11236 |
Возбуждено дел об АП |
69 дел (67 – в отношении ввозимых товаров, 2 - вывозимых), |
25 дел |
Довзысканы таможенные платежи |
353,72 млн. рублей |
372,735 млн. рублей |
За одиннадцать месяцев 2017 года Курской таможней самостоятельно было утверждено 29 зональных профилей рисков (из которых: 21 по направлению контроля достоверности заявленных сведений о наименовании, количестве, характеристиках товаров; 1 – контроль правильности определения страны происхождения товаров; 2 – контроля правильности классификации по ТН ВЭД ТС; 2 – контроля таможенной стоимости; 2 – контроль за перемещением товаров физическими лицами для личного пользования; 1 – контроль за соблюдением мер технического регулирования). По результатам применения региональных и зональных профилей рисков при декларировании товаров с подачей ДТ в январе - ноябре 2017 года в отношении 4095 товарных партии были возбуждены 21 дело об АП, сумма довзысканных таможенных платежей составила 13,82 млн. руб. В 2016 году Курской таможней было утверждены 26 зональных профилей рисков (из которых 20 по направлению контроля достоверности заявленных сведений о наименовании, количестве, характеристиках товаров; 1 – контроля правильности классификации по ТН ВЭД ТС; 2 – контроля таможенной стоимости; 3 – контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности). По результатам исследования применения региональных и зональных профилей рисков при основном таможенном декларировании в январе - ноябре 2016 года в отношении 4359 товарных партии были возбуждены 6 дел об АП, сумма довзысканных таможенных платежей составила 4,53 млн. руб.
В результате применения целевых профилей рисков в период январь-ноябрь 2017 года при декларировании 213 товарных партий были возбуждены 34 дела об АП, довзыскано таможенных платежей на общую сумму 43,41 млн. руб. В результате применения целевых профилей рисков в период январь-ноябрь 2016 года при декларировании 147 товарных партий были возбуждены 14 дел об АП, довзыскано таможенных платежей на общую сумму 20,898 млн. руб. [2].
Таблица 1 – Сравнительная характеристика применения региональных и зональных профилей риска за период 2016-2017 гг.
Год Показатели |
2017 |
2016 |
Подано ДТ |
4095 |
4359 |
Возбуждено дел об АП |
21 дело |
6 дел |
Довзысканы таможенные платежи |
13,82 млн. рублей |
4,53млн. рублей |
За 2017 года показатели результативности деятельности, показатели эффективность деятельности, характеризующий результаты деятельности таможенных органов при применении системы управления рисками, таможней выполняются, за исключением показателя результативности деятельности № 13 «Доля товарных партий, в отношении которых проведен таможенный досмотр» (в части доли досмотренных ввезенных товарных партий - его выполнение составляет 13,49% при установленном не более 7%). Основная причина невыполнения ПРД № 13 заключается в том, что в отношении большинства товарных партий (более 80%) таможенные досмотры были проведены в отношении плодоовощной продукции в рамках общероссийского профиля риска № 11/10000/09072014/16266, где таможенный досмотр является обязательной мерой, и возможность ее неприменения отсутствует.
И всё же проанализировав все данные можно сказать, что необходимость модернизации СУР еще заставляет поработать. Работа по реализации СУР должна найти отражение на всех уровнях системы ФТС России и повышать эффективность деятельности таможенных органов. Необходимо продолжать изучать опыт применения СУР в других государствах, строить модели и проводить анализ, как-то или иное нововведение влияет на работу таможенных органов, на результативность таможенного контроля, увеличивать взаимодействие между таможенными органами и другими органами государственной власти, а также с таможенными администрациями иностранных государств.
Список использованных источников
1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru
2. Федеральная таможенная служба России [Электронный ресурс]: Сайт ФТС России/ http://www.customs.ru
3. Вериго С.А. «Система управления рисками как составная часть таможенного контроля» [Текст]: образование в высшей школе: проблемы и перспективы развития / С.А. Вериго - М., 2016. С. 105-110.