В настоящее время к физическому развитиюсотрудников предъявляются высокие требования, и уделяется особое внимание вышестоящего руководства на всестороннее и гармоничное развитие личности работника. Наряду с коммуникативными, познавательными и ценностно-ориентационными видами деятельности значимость приобретает спортивная и физкультурная подготовка, с помощью которой личность стремится реализовывать себя, а также раскрывать свои потенциальные возможности. Однако существуют некоторые объективные предпосылки современного общества, которые влияют на возникновение диспропорций между социально-биологическими потребностями организма в движении и реальной величиной двигательной активности, что приводит к возникновению гиподинамического синдрома,и как следствие, вызывает проблему сохранения здоровья. Именно поэтому необходимо уделять особое внимание физическому воспитанию в высших учебных заведениях.
За последние десять лет медицинские осмотры и обследования показывают негативные тенденции в здоровье подрастающего поколения.
Возможная причина ухудшения здоровья у детей, подростков, молодежи может быть связана с хроническим дефицитом двигательной активности, вызванной снижением бытовых физических нагрузок и перенасыщением информацией.
Проблема повышения эффективности физического воспитания, укрепления здоровья, двигательной активности, а также формирования здорового образа жизни на сегодняшний день наиболее актуальны и требуют внимания.
Исследователи В.С. Фомин и В.С. Левин в 1999 году установили, что формирование дефицита двигательной активности начинается еще со школьного образования и продолжает прогрессировать на протяжении всего периода дальнейшего обучения. И это является отрицательным последствием любого образовательного, а вдальнейшим и рабочего заведения.
В сложившейся ситуации необходимо уделять особое внимание регулярным занятиям физической культурой и спортом, чтобы физическая активность в дополнении с другими элементами здорового образа жизни являлась надежной гарантией сохранения здоровья, как отдельного человека, так и всего общества.
Физическая культура влияет на все важные стороны развития человека, которые передались генетическим путем. Они развиваются в процессе жизнедеятельности под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Результаты многих исследований показывают, что физические упражнения положительно влияют на психическое здоровье человека, способствуют улучшению работы мозга, нормализации психического и физического состояния человека, противостоянию нервно-психическим перегрузкам.
В настоящее время в учебную деятельность студента внедряются инновационные программы и методы, которые увеличивают аудиторные занятия, объём заданий, итогом является информационная нагрузка на студента, так как учащиеся всё больше времени уделяют работе с компьютером и непосредственно с Интерном.
Также причинами возникших проблеммогут выступать объективные и субъективные факторы:
Отсутствие в учебных заведениях благоприятных условий для занятий физическим воспитание и спортом;
Низкий интерес студентов к физическим нагрузкам, занятиям в спортивных секциях из-за влияния более сильных факторов, например, телевидение и Интернет;
Отсутствие материально-технических условий и финансовых возможностей для организации самостоятельной физкультурной деятельности;
Недостаточный контроль за двигательной активностью;
Транслирование через каналы массовой коммуникации курения и употребления алкогольной продукции, а также наркотических веществ и др.;
Продажа и использование компьютерных игр со сценами насилия и жесткости, которые в последствии вредят нормальному духовному и физическому развитию молодежи;
Несоответствие между оплатой работы учителей физической культуры и ее результатами.
В большинстве случаев, считается, что здоровьем человека должны заниматься в специализированных медицинских учреждениях, но отечественные организации сконцентрированы на решение вопросов болезней человека, а не на поддержании здоровья.
Развивать процесс физического воспитания в настоящее время необходимо таким образом, чтобы превратить учебный процесс в средство развития творческих возможностей и способностей учащихся в целом, и тем самым индивидуализировать процесс физического воспитания. Именно поэтому оптимизация должна вестись в соответствии с новейшими методиками и педагогическими технологиями.
Также большое значение имеет мотивы. Мотивировать студентов на занятия физической культурой и спортоммогут: повышение физической подготовленности, оптимизирование веса, улучшение фигуры, снятие усталости, повышение работоспособности, достижение спортивных успехов. Для успешного формирования ценностно-мотивационной базы отношения к физической культуре необходимо учитывать психолого-педагогические условия: предрасположенность студента к занятию определенным видом физкультурной деятельности, взаимосвязь физического воспитания и профессиональной ориентации будущего специалиста, проведение занятий физической культуры во внеучебное время.
Обобщая все вышесказанное, необходимо выделить, что для популяризации физического воспитания, двигательной активности, укрепления здоровья и формирования культуры сохранения здоровья молодежи важно:
Проводить мероприятия по интеграции знаний и умений по предметам физической культуры и спорта, чтобы формировать культуру здоровья учащегося;
При составлении еженедельной нагрузки учащихся необходимо предусмотреть рациональное чередование различных видов деятельности;
Соблюдать выделенные часы на занятия физической культурой и спортом;
Ввести бесплатное посещение дополнительных секций по занятию физической и спортивной нагрузкой;
Обеспечить сочетание различных видов умственной активности с двигательными упражнениями;
Увеличить количество преподаваемых часов физической культуры в высших учебных заведениях;
Усилить контроль за санитарно-гигиеническим состоянием спортивных сооружений и помещений;
Привлечь внимание к семейным физическим нагрузкам, создать условия и способствовать развитию занятиям физическими упражнениями всей семьей;
Целенаправленно использовать средства выделенные на физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу в течение года;
Принимать меры по сохранению и приумножению жизни и здоровья студентов при проведении учебных занятий.
В условиях образования демократичного общества особую значимость обретает развитие личности человека, подготовка ее к физическим и психологическим нагрузкам, к активным формам деятельности. В современном мире в одном ряду с коммуникативными, познавательными, ценностными качествами стоит физкультурная и спортивная деятельность. С помощью них человек показывает стремление в самореализации и своих намерениях.
Если использовать средства физического воспитания и физкультурно-оздоровительную работу во всех звеньях человеческой жизни деятельности, то будет формироваться основа для обеспечения и развития физического, психического, социального и духовного здоровья каждого члена общества.
Привлечение молодого поколения к систематическим занятиям спортом будет постепенно решать проблему укрепления и сохранения здоровья, но для этого необходимо использовать совместные усилия государственных институтов, работников образования, здравоохранения, семей, а в дальнейшем привлекать и работодателей организаций.
Список литературы
1. Аникеев Д. М. Проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 2. – С. 6-9.
2. Беляев Р.В., Колосова Л.А., Остапенко Р.И., Сергиенко А.И. Теоретическое осмысление морально-психологического фактора // Перспективы науки и образования. –2016 .– 6(24). – С. 75-78.
3.Гаркуша С.В. Физическое воспитание учеников и студентов: современные проблемы и пути решения // Здоровье для всех. – 2013. – №2. – С. 30-33.
4. Кожевникова Л. К., Дзюба З. Г. Здоровый образ жизни неотъемлемый компонент личной физической культуры современного студента[Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-neotemlemyy-komponent-lichnoy-fizicheskoy-kultury-sovremennogo-studenta
5. Кожевникова Л.К. Структура формирования здорового образа жизни современной студенческой молодежи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2009. – № 3. – С. 69-71.
6. Лигута, В. Ф. Отношение родителей к физической культуре, здоровому образу жизни и физическому воспитанию детей // Вестн. Томс. гос. пед. ун-та. 2016. –№ 12. – С. 33-39.