Введение
Введение в образовательную программу – это активное погружение учащихся в курс изучаемого предмета. Вводное занятие направлено, на то что бы объяснить обучающимся, что это за дисциплина будет изучаться, какое она имеет значение в образовательном курсе, что будет изучаться и из чего состоит курс предмета. Так же, на занятие преподаватель рассказывает, какие виды работы будут выполняться студентами, какие формы контроля будет использовать педагог.
В самых различных системах обучения вводному занятию отводится особое место. И определяется это тем, что первая встреча с обучающимися, должна их заинтересовать, увлечь и «зажечь» той образовательной деятельностью, которая изложена в программе. Во время «погружения» студенты знакомятся с материалами курса лишь на качественном уровне, и от них требуется только лишь воспроизведение полученных знаний о фактах, понятиях, законах.
Вводное занятие - не просто обычный урок дисциплины, но и способ мотивирования студентов на успешное освоение курса дисциплины и получения удовлетворительного балла, в конце ее изучения.
На основании изложенного актуальной становится тема Особенности методики проведения вводного занятия по дисциплине «Основы программирования» в условиях профессионального образования».
Цель исследования – разработка учебно-методического обеспечения проведения вводного занятия дисциплины «Основы программирования».
Объект исследования – формы организации учебного процесса при проведении вводного занятия.
Предмет исследования – разработка структуры и содержания учебно-методического обеспеченьявводного занятия по дисциплине «Основы программирования».
Задачи исследования:
Изучит понятие, значение и особенности вводного занятия.
Проанализировать учебно-методическое обеспечение по дисциплине «Основы программирования», как форму выражения методики преподавания темы;
Разработать план-конспект урока на тему «Основы программирования».
Методы исследования:
Изучение и анализ теоретико-методической литературы по проблеме исследования;
Изучение учебной и специальной литературы по информационной безопасности;
Изучение и анализ учебно-программной, планирующей и нормативной документации по дисциплине «Основы программирования»;
Изучение Интернет-ресурсов по проблеме исследования;
Методы педагогического проектирования;
Структура работы включает: введение, основную часть (две главы), заключение, библиографический список.
Теоретико-методологическая основа исследования – основные идеи работ авторов по методике осуществления начала курса дисциплины «Основы программирования».
База исследования – учебная программа по дисциплине, теоретико-методическая литература.
Глава I.
Состояние проблемы в теории и методике профессионального образования.
1.1 Методика преподавания и методическая система преподавателя: понятия, аспекты рассмотрения, структурная характеристика.
Вводное занятие – это знакомство обучающихся содержанием дисциплины, ее историческое развитие и практическую значимость. Так же на таком занятии происходит осознание студентов важности успешным овладением данной дисциплины, для того что бы в будущем полученные знания помогли освоить дальнейшие профессиональные модули.
Проведение урока данного типа имеет ряд общих особенностей. На этом уроке из всех звеньев обучения реализуются только восприятие, понимание и осмысление. Прежде чем перейти к изложению нового материала, преподаватель создает своеобразный психологический настрой: подчеркивает теоретическую и практическую значимость темы урока, ставит перед учащимися познавательные задачи, а если позволяет содержание материала - проблему.
Понятие «введение» означает:
- включить во что-нибудь, сделать действующим;
- помочь освоиться с чем-нибудь, ознакомить;
- ввести в курс дела, положить начало чему-нибудь, установить что-либо (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И.).
Психологические особенности вводного занятия:
преодоление комплекса опасения, недоверия, которое идет от незнания (педагога, группы, формы общения) создание имиджа педагога дополнительного образования;
определение ориентации на данную группу обучающихся, на их интересы; предъявление норм взаимоотношений между студентами в группе, стиля общения;
создание атмосферы быстрого знакомства.
Организационные особенности:
быстрое включение студентов в деятельность;
использование процедур быстрого знакомства (игры, визитки, анкеты).
Для рассмотрения особенностей начального этапа преподавания предмета в условиях начального профессионального образования, рассмотрим методы и формы обучения в начальном профессиональном образовании.
Типы вводных занятий.
Вводное занятие занимает первую ступень в общей системе уроков по теме курса. Оно представляет собой организационно, логически и психологически законченное целое. Организационная целостность и законченность вводного занятия состоит в том, что урок начинается и заканчивается в строго определенное время, ученики и учитель готовы к уроку, на всем его протяжении учеников умело, организуют на работу, время распределено четко и рационально. Логическая целостность находит свое выражение в определенном содержании урока, расчлененном на отдельные вопросы, раскрывающие план урока, его логическую структуру.
Психологическая целостность характеризуется потребностью достижения цели, чувством удовлетворения от успешных результатов, желанием и стремлением дальнейшего продвижения. Иначе говоря, в учебной работе на уроке приведены в действие интеллектуальные, эмоциональные и волевые силы учащихся.
В хорошем вводном уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако в практике наблюдаются факты, когда вводное занятие организационно закончено, а логически и психологически не закончено (не сделан вывод, у учащихся не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.
Представляя законченное целое, вводное занятие является звеном единой цепи уроков по теме учебного предмета. Поэтому необходимо осознать место вводного урока во всей системе уроков по данной теме.
Вводное занятие необходимо для того, чтобы видеть перспективу своей деятельности, четко представить логическое содержание, образовательное и воспитательное значение дисциплины, после чего на эти данные и будет опираться дальнейший процесс изучения дисциплины. Вводное занятие может иметь несколько целей. В зависимости от того, какая цель поставлена и решается на вводном занятии, виды и типы вводных уроков будут различны.
Виды занятий сведены в таблице 1.
Виды |
Типы |
Лекция |
Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития. Преподаватель объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену. |
Экскурсия |
Главная задача этого типа - создать проблематику темы, показать значение темы и тем самым заинтересовать учеников, поощрить их к изучению учебного материала. |
Дискуссии |
Этот тип используется как способ организации совместной деятельности с возможностью получить разнообразную информацию от преподавателя к студентам. |
1.2. Методика проведения вводного занятия по дисциплине в условиях начального профессионального образования.
Методика подготовки к занятию.
От того, как проведено первое (вводное занятие) зависит восприятие студентами не только преподавателя, но и учебной дисциплины в целом. В свою очередь успех или неуспех этого вводного занятия во многом предопределен не столько уровнем теоретических знаний преподавателя, сколько его методической подготовкой наличием опыта проведения занятий такого рода, целенаправленной подготовкой к нему. Подготовка преподавателя к вводному занятию начинается с:
1. определение цели;
2. определения основных задач дисциплины;
3. изучения компетенций, которые должны сформироваться у обучающихся;
4. формирование того что в результат студент должен «знать», «уметь» и чем «владеть» в рамках дисциплины.
Цели освоения дисциплины "Основы программирование":
обеспечить студентов базовыми знаниями в области разработки программных продуктов;
заложить основы для последующих курсов, посвященных созданию современных информационных систем;
познакомить студентов с прогрессивными парадигмами программирования и механизмами их реализации в программных продуктах;
обучить студентов применению современных интегрированных инструментальных сред, предназначенных для разработки программ в интерактивном режиме;
привить студентам навыки исследовательской работы, предполагающей самостоятельное изучение специфических инструментов и средств, необходимых для решения именно той конкретной проблемы, которая в качестве задачи поставлена перед ними.
Основными задачами дисциплины является обучение студентов:
1) анализу и алгоритмизации решаемых задач;
2) оформлению решения задачи в графическом виде (в виде схем алгоритмов);
3) программированию любого алгоритма, задачи, метода;
4) проектированию и отладке достаточно сложных программ;
5) тестированию и оптимизации разработанного программного продукта.
Сформировать профессиональные компетенции:
способность использовать основные естественнонаучные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах;
способность применять программные средства системного, прикладного и специального назначения;
способность использовать инструментальные средства и системы программирования для решения профессиональных задач;
способность к программной реализации алгоритмов решения типовых задач обеспечения информационной безопасности.
В результате освоения дисциплины студент должен
знать: основные структуры данных в языках программирования; методы программирования и методы разработки эффективных алгоритмов решения прикладных задач; современные средства разработки и анализа программного обеспечения на языках высокого уровня; |
уметь: выбирать необходимые инструментальные средства для разработки программ в различных операционных системах и средах; составлять, тестировать, отлаживать и оформлять программы на языках высокого уровня; |
владеть: инструментальными средствами программирования. |
Содержание вводного занятия:
Содержанию вводное занятие, как правило, делится на четыре составные части: организационную, информационную, методическую, заключительную, теперь рассмотрим каждую в отдельности:
Организационная часть вводного занятия предполагает: |
1. представление преподавателя студентам 2. определение студента, с которым в дальнейшем будут решаться организационные вопросы 3. знакомство с составом группы, на основе поименного списка группы (список готовится заранее или составляется по поручению преподавателя старостой группы в самом начале занятия) 4. установление преподавателем правил 5. установление преподавателем системы контроля знаний в течение семестра (контрольные, тестирование и т.п.) и др. |
Информационная часть вводного занятия предполагает: |
1. предоставление преподавателем студентам систематизированных сведений об учебном курсе (дисциплине), по которой будут вестись практические занятия 2. доведение преподавателем до студентов целей, задач, форм и порядка проведения практических занятий 3. информирование преподавателем студентов о формах контроля по итогам практических занятий (зачет, экзамен), о порядке их проведения (форма приема: по билетам, без билетов, структура билетов и т.п.) 4. информирование студентов об учебно-методическом обеспечении практических занятий |
Методическая часть занятия предполагает: |
1. знакомство студентов с методикой решения учебных дел (задач) 2. применение этой методики к решению «пробного» учебного дела |
Заключительная часть: |
1. подведение итогов занятия 2. пояснение домашнего задания |
Продолжительность дисциплины определяется действующим учебным планом. Занятия рекомендуется чередовать с практическими и лабораторными занятиями. Для проведения вводного занятия в условиях начального профессионального образования, педагог заранее намечает воспитательную работу, которую требуется проводить на уроке, ставит воспитательные цели. Согласовывает с учебным планом и календарно-тематическим планированием. Важно определить самые интересные моменты изучаемого предмета, чтобы с самого первого урока (вводного занятия) заинтересовать учащихся данным предметом.
Для проведения вводного занятия возможно использование мультимедийных технологий. Это позволяет добиться максимальной концентрации внимания учащихся на занятии, а также преподнесения учебного материала в краткой наглядной форме. Для достижения поставленных целей можно применять различные способы:
четкий и уверенный показ приемов работы – вызывает и закрепляет у учащихся интерес к профессии;
четкая организация учебной работы – приучает к дисциплинированности; постановка в процессе обучения содержательных задач и проблем, когда у учащихся возникает потребность в самостоятельном поиске решений, содействуют развитию у них познавательной активности;
правильно раскрытая учащимся цель урока обеспечивает сознательное усвоение знаний, умений и навыков;
вооружение учащихся способами самоконтроля в процессе выполнения операции – позволяет воспитывать умение само регуляции своих действий.
В опыте работы педагогов начального профессионального обучения, в научно-методических источниках можно обнаружить значительный спектр педагогических и игротехнических, драматургических средств, способов, приемов, процедур, позволяющих придать любому, в том числе и вводному занятию, яркую эмоциональную окраску, обеспечить доказательность предъявляемых педагогом положений, расширить иллюстративную базу и т.д. Назовем некоторые:
1. при рассказе о профессии можно привлечь выпускников с творческим выступлением, провести демонстрацию достижений, выставку работ. В рамках дисциплины «Основы программирования» можно демонстрировать передачи или фотографии с соревнований на определение чемпиона среди программистов.
2. чтобы сделать очевидной логику занятий, а также в целях наглядности можно использовать карты-схемы, карты путешествий, маршрутные листы, сравнительные таблицы, демонстрационные образцы и т.п.
3. знакомство с предметами, оборудованием, используемыми на занятии, может быть организовано в любой форме: лекции, беседы, наглядная демонстрация.
4. конкретизировать цели изучаемой дисциплины, обучаемые должны представлять то, чему они научаться в течении всего курса.
Это положительно настроит их на учёбу. Основания выбора методики вводного занятия: Важнейшим основанием вводного занятия является их прогнозируемая эффективность, которая в свою очередь определяется:
возрастно-психологическими, половыми, национальными и др. характеристиками детей, степенью готовности детей к освоению программы;
степенью владения педагогом профессиональными методами и приемами;
соответствием содержания занятия, избираемым для его выражения способам и приемам (непротиворечивость форм).
Ошибки вводного занятия. |
Несоответствие деятельности первого занятия основной деятельности курса программы. Несоответствие формы первого занятия наиболее применяемым формам последующих. Несоответствие формы, метода и содержания, выбранных для первого занятия, возрастным, психологическим особенностям детей. Ошибки необеспеченности. У педагога недостаточно развиты навыки, эмоциональные черты, организаторские и иные способности, необходимые для реализации запланированных действий. Отсутствуют необходимые технические, материальные, финансовые, информационные ресурсы избранной формы. Недостаток, неверный расчет времени. Ограниченность возможностей, размещения участников и т.д. |
Методические ошибки проведения занятия. |
Концентрация внимания на аспектах, интересных, скорее, для педагога, чем для детей. Размытое или искаженное предъявление норм поведения и деятельности. Отсутствие эффективной обратной связи, неадекватный язык и понятийный аппарат занятия, неочевидность логики перехода от одних частей занятий к другим, перенасыщенность занятия терминами, приемами. Незавершенность, отсутствие видимого детям результата первого занятия и перспектив ближайшего занятия. Для вводного занятия могут быть типичны также ошибки, допускаемые не только на вводном занятии: организационные, логические, психологические. |
Выводы по главе I.
На основе анализа изученной литературы можно сделать вывод о том, что успех проведения вводного занятия по предмету «Основы программирования» зависит от правильной постановки цели. Вводное занятие ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, познавательной самостоятельности устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать).
Вводное занятие - совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно познавательных вопросов и задач.
Цель вводного занятия – формирование у учащихся желания обучаться данной дисциплине, а не только получить необходимый минимум знаний.
В главе I, была исследована теоретическая часть, касающаяся вводного занятия. Отражены особенности вводного занятия, так же его виды, типы и содержание. Были раскрыты основные ошибки в проведении вводного занятия.
2.1. Практическая разработка вводного занятия по дисциплине «Основы программирования».
В данном разделе работы разработан план-конспект вводного занятия. В данном случае на вводное занятие отводится 1 пара – 1ч.30 минут.
План учебного занятия
Этап учебного занятия |
Отводимое время на этап |
1.Организационный момент |
9 минут |
2. Постановка цели урока |
9 минут |
3. Введение в курс (исторические аспекты) |
15 минут |
4. Изложение нового материала ( Программное обеспечение) |
15 минут |
5. Основы техники безопасности |
15 минут |
6. Подведение итогов урока |
12 минут |
7. Выдача домашнего задания. |
5 минут |
8. Рефлексия. |
10 минут |
Итого: 40 минут + 45 минут = 90 минут
Продолжительность учебного занятия – 90 мин.
План:
1. Курс «Программирование»
2. Исторические аспекты дисциплины «Основы программирования».
3. Перспективы развития дисциплины «Основы программирования».
Цели преподавания урока:
Ознакомить с:
Дисциплиной «Основы программирования».
Историей становления дисциплины.
Основным программным обеспечением.
С техникой безопасности.
Цели учения:
УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ |
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ |
УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ |
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ |
Основные понятия |
2 |
Уметь охарактеризовать основные понятия |
2 |
Цели изучения курса «Основы программирования» |
2 |
Уметь организовать пути достижения целей курса |
2 |
Исторические аспекты становления дисциплины |
2 |
Уметь охарактеризовать аспекты становления дисциплины |
2 |
Краткую характеристику основного программного обеспечения |
2 |
Уметь различать основное программное обеспечения по типам |
2 |
Тип урока: Знакомство с дисциплиной.
Вид занятия: Вводное занятие.
Методы преподавания: рассказ, беседа, лекция, демонстрация.
Метод учения: пассивный (форма взаимодействия учащихся и учителя в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя).
Учебно-методическое обеспечение: План-конспект, схемы, оборудование. Материально-техническое оснащение: Проектор, персональный компьютер или ноутбук.
Перечень учебных элементов по теме урока:
Понятия (Программирование).
Термины (Программное обеспечение).
Классификации (Типы программного обеспечения).
Ход урока по этапам:
ЭТАП УРОКА |
ДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРЕДСТВА, МЕТОДЫ) |
ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ (СРЕДСТВА, МЕТОДЫ) |
1.Организационный момент |
Рассказ-вступление приветствие учащихся, знакомство педагога с учащимися |
Приветствуют преподавателя |
2. Постановка цели урока |
Рассказ, беседа цели изучения дисциплины, актуальность дисциплины |
Слушаю, задают вопросы |
3.Введение в курс (Исторические аспекты дисциплины) |
Рассказ, беседа процесс ознакомления учащихся с курсом изучения дисциплины |
Слушаю, задают вопросы |
4. Изложение нового материала ( Программное обеспечение) |
Иллюстрация, рассказ характеристика основного оборудования |
Слушают, рассматривают иллюстративный материал, записывают перечень |
5. Основы техники безопасности |
Лекция Преподаватель читает лекцию, заостряет внимание на особо важные моменты |
Слушают |
6. Подведение итогов урока |
Учащиеся повторяют ключевые моменты занятия |
Учащиеся повторяют ключевые моменты занятия |
7. Рефлексия |
Беседа Спрашивает что усвоили, что нового узнали, если что-то было непонятно – разъясняет |
Беседуют с преподавателем, задают вопросы |
2.2 Учебно-методическое обеспечение вводного занятия по предмету «Основы программирования».
Опорный конспект:
1. Организационный момент
- Добрый день!
- Староста будьте добры список группы.
- Давайте познакомимся, я ваш преподаватель.
- Сегодня, у Вас начинается новая дисциплина «Основы программирования», на данной дисциплине, Вы узнаете основное программное обеспечение, научитесь его классифицировать и в будущем, с помощью полученных знаний сможете осваивать различные языки программирования.
2. Постановка цели урока:
- Итак, целью нашего сегодняшнего занятия будет овладение основными, обобщёнными знаниями. Мы расскажем вам об основных исторических аспектах программирования, а так же вы узнаете, какое есть программное обеспечение. Так как, обучение по предмету будет проходить не в обычном классе, то Вам следует знать технику безопасности, небольшой инструктаж так же будет в конце урока.
3. Введение в курс (Исторические аспекты)
Вначале никаких языков программирования не было – для первых ЭВМ программы писались на "чистом" машинном языке. Это было весьма трудным и кропотливым занятием. Затем кому-то пришло в голову, что проще создать программу, которая сама будет переводить исходный код, написанный по определенным правилам, в машинный язык. Так появился первый компилятор – Ассемблер. Компилятор – программа, которая переводит исходный программный код в машинный язык, и создает полноценный исполняемый программный файл. Такие файлы могут иметь расширение *.com и *.exe. Расширения *.com изредка еще встречаются в старых программах, которые создавались под операционную систему MS-DOS. Все современные программы, созданные для Windows, имеют расширение *.exe.
Также существуют интерпретаторы – программы, которые не создают исполняемый программный файл. Интерпретаторы представляют собой оболочку, в которую нужно загрузить файл с исходным текстом программы, затем интерпретаторы построчно переводят код в машинный язык, и выполняют его. Наиболее известным интерпретатором является классический Бэйсик (Basic). Неудобство использования интерпретаторов и программного обеспечения, созданного на них, не позволяют использовать их широко. Для распространения программ, созданных на интерпретаторе, необходимо на компьютер пользователя установить не только написанную программу, но и сам интерпретатор. А пользователю придется научиться пользоваться этим интерпретатором (загружать в него программу, давать команду на выполнение), а также научиться пользоваться самой программой. Однако в некоторых случаях интерпретаторы бывают весьма полезны, например, интерпретаторы PHP и Perl, используемые в Web-программировании, выполняются на стороне сервера, и не доставляют пользователю проблем. Программирование все в большей степени становится занятием лишь для профессионалов. Объявленный в середине 1980-х гг. лозунг «Программирование — вторая грамотность» остался в прошлом. В понятие «компьютерная грамотность» сегодня входит прежде всего навык использования многообразных средств информационных технологий. Решая ту или иную информационную задачу, необходимо выбрать адекватное программное средство. Это могут быть электронные таблицы, системы управления базами данных, математические пакеты и т.п. И только в том случае, когда подобные средства не дают возможности решить задачу, следует прибегать к универсальным языкам программирования.
Принято различать программистов двух категорий: прикладных и системных. Системные программисты — это разработчики базовых программных средств ЭВМ (операционных систем, трансляторов, сервисных средств и т.п.). Они являются профессионалами высочайшего уровня в программировании. Прикладные программисты разрабатывают средства прикладного программного обеспечения ЭВМ, предназначенные для решения задач из различных областей (наука, техника, производство, сфера обслуживания, обучение и т.п.). Требования к качеству как прикладных программ, так и системных сегодня очень высоки. Программа должна не только правильно решать задачу, но и иметь современный интерфейс, быть высоконадежной, дружественной по отношению к пользователю и т.д.
Только такие программы могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке программных продуктов. Программирование на любительском уровне сегодня никому не нужно. По мере развития компьютерной техники развивались также и методика, и технология программирования.
Изложение нового материала (Программное обеспечение).
Программное обеспечение (ПО, software) представляет собой набор специальных программ, позволяющих организовать обработку информации с использованием ПК. Поскольку без ПО функционирование ПК невозможно в принципе, оно является неотъемлемой составной частью любого ПК и поставляется вместе с его аппаратной частью (hardware). Программа – полное и точное описание последовательности действий (инструкций) компьютера по обработке информации, написанное на языке, понятном компьютеру.
Программное обеспечение (ПО) – совокупность специальных программ, облегчающих процесс подготовки задач к выполнению на ЭВМ и организующих прохождение их через машину, а также процедур, описаний, инструкций и правил вместе со всей связанной с этими компонентами документацией, используемых при эксплуатации вычислительной системы. Обрабатывают информацию, управляют работой компьютера программы, а не устройства. Новинки программного обеспечения уже давно доминируют над новыми аппаратными разработками. Комплект ПО по стоимости превосходит (иногда в несколько раз) стоимость компьютера адекватного класса.
Для эффективного использования компьютера должно соблюдаться соответствие между уровнем развития вычислительной техники и программного обеспечения. С одной стороны, ПО определяет функциональные возможности компьютера. С другой, установка конкретного ПО может быть ограничена конструктивными особенностями компьютера.
Назначение ПО:
1. обеспечение работоспособности компьютера;
2. облегчение взаимодействия пользователя с компьютером;
3. сокращение цикла от постановки задачи до получения результата;
4. повышение эффективности использования ресурсов компьютера.
Программное обеспечение позволяет:
1. усовершенствовать организацию работы вычислительной системы с целью максимального использования ее возможностей;
2. повысить производительность и качество труда пользователя;
3. адаптировать программы пользователя к ресурсам конкретной вычислительной системы;
ПО ориентировано на использование вычислительных систем в различных сферах деятельности и должно обеспечивать своевременное и адекватное поставленным задачам решение. Это вызывает необходимость соблюдения ряда требований при разработке компонентов ПО, основными из которых являются:
модульность;
наращиваемость и развитие;
надежность;
предсказуемость;
удобство и эргономичность;
гибкость;
эффективность;
совместимость.
Основные принципы разработки современного программного обеспечения:
1. параметрическая универсальность;
2. функциональная избыточность;
3. функциональная избирательность.
Программы на компьютер можно установить двумя способами:
1. Инсталляцией с дистрибутива.
2. Простым копированием.
Ребята, изобразите у себя в тетради данную схему, где будут указаны классификации ОС. Она будет помогать вам на протяжении изучении всей дисциплины.
Основы техники безопасности.
Перед началом работы необходимо: |
Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте; Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере; Принять правильною рабочую позу. Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен. |
При работе в компьютерном классе категорически запрещается: |
Находиться в классе в верхней одежде; Класть одежду и сумки на столы; Находиться в классе с напитками и едой; Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора; Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки; Передвигать компьютеры и мониторы; Открывать системный блок; Включать и выключать компьютеры самостоятельно. Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе; Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши; Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок; Удалять и перемещать чужие файлы; Приносить и запускать компьютерные игры. |
Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны: |
Находясь в сети работать только под своим именем и паролем; Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм); При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу; После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер; Оставить рабочее место чистым. |
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила: |
Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки); Вертикально прямая спина; Плечи опущены и расслаблены; Ноги на полу и не скрещены; Локти, запястья и кисти рук на одном уровне; Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом. |
Требования безопасности в аварийных ситуациях: |
При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту). При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту). |
7. Подведение урока к концу:
Рассказывать о программировании можно очень и очень долго, надеюсь, вам понравился вводное занятие, дальше мы будем изучать не менее интересные вещи. Будьте внимательны!
Основы программирования – дисциплина, требующая очень качественной работы учащихся, иначе из вас может не получиться программист. На последующих занятиях, будут проводиться контрольные работы и опросы, поэтому прошу вас, изучайте пройденный материал.
8. Рефлексия
- Итак, что Вы сегодня усвоили?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Расскажите, что вам понравилось на этом занятии?
- Если есть вопросы, задавайте, я постараюсь на них ответить!
- Всем спасибо, до свидания!
Выводы по главе II.
Вводное занятие – это лицо дисциплины. Основное внимание акцентируется именно на нём. Для качественного проведения вводного занятия необходимо создать благоприятную атмосферу в классе, стоит представиться, познакомиться с группой, оценить и выявить уровень текущих знаний. При проведении вводного занятия необходимо разработать план-конспект. Для достижения большего эффекта следует устанавливать цели проводимого занятия. Не стоит перегружать учащихся, это негативно повлияет на восприятие дальнейшей информации. Излагаемый материал должен быть логически структурирован, должна прослеживаться проблемная ситуация и пути её решения. Необходимо учитывать психологические особенности, уровень подготовки учащихся, их мотивацию, так же стоит соблюдать педагогический темп. Очень важно заинтересовать учащихся, выдвинуть актуальность дисциплины на первый план, при этом информация должна соответствовать действительности, быть полной. Основные моменты должны быть записаны учащимися в тетрадке. В конце вводного занятия стоит обсудить с учащимися пройденный материал и повторить ключевые моменты, это поспособствует закреплению полученных знаний.
Заключение.
В заключение проведенной работы мы получили следующие результаты:
1. Изучили теорию о видах уроков, из чего они состоят, на что обращается внимание при подготовке к тому или иному типу урока.
2. Изучили методологию, используемую в профессиональном воспитании, которая помогает повысить эффективность практической работы, включающую в себя:
- предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах;
- подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе;
3. Рассмотрели особенности проведения вводного занятия по дисциплине «Основы программирования», разработав план-конспект. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка подрастающего поколения к созидательному труду на благо общества - важнейшая задача системы среднего профессионального образования. Ее успешное осуществление связано с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания и профессиональной ориентации, а также оптимальным проведением уроков по выбранному спецкурсу.
2. Передовой педагогический опыт, результаты научных исследований показывают, что только комплексный подход к решению вопросов трудового самоопределения молодежи способствует успеху проф-ориентационной деятельности.
3. Подробное рассмотрение содержания и основных методов работы по профессиональной ориентации на примере раздела «Основы программирования» и конкретного плана-конспекта урока технологии позволяет отметить в заключение, что «профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема».
Список литературы
Бабанский, Ю.К. Педагогика [текст] / Ю.К. Бабанский М Просвещение, 2004г., с. 33-37.
Баранов, С.П. Принципы обучения [текст] / С.П. Баранов М, 2005г., с. 44.
Барановский, В.А. Повар: учебное пособие для учащихся ПТУ [текст] / В.А. Барановский - Ростов-на Дону: Феникс, 2000.
Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика [текст] / В.С. Безрукова Екатеринбург: «Деловая книга», 2005., с. 11-13.
Волков, И.П. Приобщение к творчеству [текст] / И.П. Волков М. Просвещение, 2002., с. 59-64.
Горчакова-Сибирская, М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии [текст] / М.П. Горчакова-Сибирская Учебное пособие-Санкт-Петербург.: Вестник, 2000.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Модернизация: шаг в будущее (Вып.4.) // УГ.-2005.- № 42.
Филиппова, В.М. Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Минобразования РФ [текст] / В.М.Филиппова (с приложением)// Народное образование - 2004.- №9.- с. 29-40.
Семушина, Л.Г., Ярошенко Н.Г. содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений сред. проф. образования [текст] / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенка – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.
Скакун, В.А. Методика производственного обучения [текст] / В.А. Скакун Ч. 1-2 - М. 2002. 16. Сластенин, В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др. М., 2000.
Чепель, Т.Л. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования [текст] / Т.Л. Чептель // Педагогика.-2005.-№ 1-2.
Шагаев, Д.А. Основы профессионального воспитания [текст] / Д.А. Шагаев – М, 2004. – с. 56.
Батышева С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. – 2-й том [текст] / Под ред. С.Я.Батышева. -М.: АПО,1999.