САНКЦИИ ЗАПАДНЫХ СТРАН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

САНКЦИИ ЗАПАДНЫХ СТРАН КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИКИ

Князюк А.И. 1
1Юго-Западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Санкции — это запреты для государства на конкретный перечень товаров и услуг, а так же для въезда на территорию конкретных лиц, призванные «наказать» правительство какой-либо страны за нарушения международных соглашений и заставить отказаться от них в будущем. Санкции могут быть введены как какой-то одной страной в отношении страны нарушившей условия, договорённости, так и целым блоком стран, таким, как НАТО или ЕС.

Ярчайшими примерами за последние десять лет являются санкции против Ирана и Российской Федерации. В обоих случаях инициаторами выдвижения санкция выступали Соединённые Штаты Америки, поскольку именно они имеют наибольшее влияние в составах разных политических блоков и могут надавить на страны с меньшим правом голоса, дабы привести свои намерения в действие. Для большинства населения планеты, которые не особо вдаются в подробности политики на мировой арене, санкции против Ирана, решившего построить ядерную систему, выглядят вполне разумно, тогда как санкции против России во многих странах вызывают достаточно спорное мнение.

17 марта 2014 года Автономная Республика Крым, путём референдума, признала себя новым субъектом в составе Российской Федерации — Республикой Крым, после чего мировая общественность забурлила от негодования и поставила вопрос о незаконности такого решения. США и ЕС на сегодняшний день не признали законность перехода полуострова в состав Российской Федерации.

Соединённые Штаты Америки и Европейский Союз в этот же день, 17 марта 2014 года, после результатов референдума в Крыму, объявили не только о своём намерении ввести санкции против России, но уже сделали это, заранее подготовив запреты и ограничения в отношении двух десятков российских и крымских чиновников, которым запретили въезд в Штаты и Европу, а также заморозили их счета в американских и европейских банках. Следом за США и Евросоюзом о своём решении ввести санкции против России объявили Канада и Япония [4, с. 180].

Строительство газопровода «Южный поток» было остановлено 17 апреля, ровно через месяц после введения санкций. Европейский парламент принял резолюцию, носящую исключительно рекомендательный характер, однако на деле, это было прямым запретом дальнейшего строительства газопровода.

Следом Европейский союз устанавливает запрет на инвестирование в такие важные секторы, как: инфраструктура, транспорт, телекоммуникации и энергетика, а также запрещают добычу нефти, газа и минералов – всего, на чём многие годы специализируется Российская Федерация. Также, дабы перекрыть возможные обходные пути для налаживания этих секторов, ЕС запрещает поставку оборудования для этих секторов и оказание для них финансовых и страховых услуг. Только в период за один месяц запрет на покупку насчитывает более 270 наименований товаров, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды.

31 июля, продолжая наступление на соперника, а именно – Россию, Евросоюз вводит запреты против крупнейших банков России, предоставляющих услуги на международных рынках: «Сбербанк», «ВТБ», «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк», ограничивая таким образом возможности российских предпринимателей и мешая их партнёрству с западными бизнесменами.

Россия известна как страна с самым мощным потенциалом в военном деле, потому парламент Евросоюза вводит эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию. Евросоюз сознательно ограничивает и своих производителей, лишая их крупного рынка сбыта, надеясь таким образом окончательно «задушить» провинившуюся страну.

4 июня 2014 года в Брюсселе открывается саммит G7, который ранее планировался в Сочи. «Большая семёрка» на деле так и не стала окончательно «Большой восьмёркой», поскольку в марте 2014 года, следом за присоединением Россией Крыма, западные страны заявили о прекращении своего участия в G8.

Это лишь малая часть тех экономических санкций, которым подверглась Российская Федерация с начала 2014 года и которым продолжает сопротивление на конец 2018 года. Однако в последний год некоторые страны стали понимать, что их запреты и ограничения не только не заставили Россию отказаться от «аннексии» Крыма, но ещё и помогли государству наконец-то избавиться от зависимости импортных товаров и услуг, начав выстраивать собственную экономику.

«Введённые США санкции против России - это отражение патологического нежелания признавать реальность и стремлением навязывать всем свои односторонние несбалансированные и абсолютно игнорирующие реальность подходы» - заявляет 17 марта 2014 года Министерство иностранных дел Российской Федерации. И эти слова наиболее точно отражают попытки США заставить Россию прогнуться под чужие требования [3, с. 185].

После того, как Министерство иностранных дел США объявило о намерении запретить использование платёжных систем Visa и MasterCard на территории России, активизируются попытки создания собственной национальной платёжной системы – «МИР», которая не будет зависеть от прихотей иностранного государства. На сегодняшний день, если полностью прекратить в России все операции по системам Visa и MasterCard, их упущенные доходы составят 350-470 и 160 миллионов долларов в год, соответственно [5].

6 августа Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» запрещается ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страна происхождения которых является государством, принявшим решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и физических лиц. После данного указа под действие эмбарго попали многие страны: ЕС, США, Австралия, Канада, Норвегия. В список запрещённых товаров попали многие продукты, заполнявшие российский полки в магазинах не один года прежде: мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Весь годовой объём импорта, который попал под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США. Это дало хорошую возможность отечественному производителю выйти на внутренний рынок и стать конкурентоспособными в тех или иных отраслях.

Для Евросоюза «санкционная война» принесла намного больше убытков, чем выгоды, на что изначально рассчитывали страны, выдвигая свои жёсткие и несправедливые требования. Reuters - одно из крупнейших в мире международных агентств новостей и финансовой информации подсчитало, что в одной только Германии из-за разгоревшегося конфликта с Россией под угрозой лишения рабочих мест остались более 300 000 человек [2, с. 216].

9 февраля 2015 года глава МИД Испании заявил, что санкции «дорого обошлись для всех […] на сегодняшний день ЕС потерял 21 миллиард евро на экспорте».

Экономическая война, начавшаяся с целью заставить Россию пойти на условия США и ЕС, в итоге дала хороший толчок для налаживания собственного производства в России. Предприниматели начали искать другие пути взаимодействия с иностранными компаниями и выходить на азиатские финансовые рынки. Такая практика для российских бизнесменов является новой, поскольку многие годы бизнес в России зависел от договорённостей с западными странами. Экономическая ситуация в западных странах сильно пострадала за годы ведения санкционной войны, поскольку снижение производства нефти в России стало катализатором увеличения цен на фоне уменьшившихся поставок и оставшихся неизменными запросов. Минобороны РФ прогнозировало 100% выполнение плана по "украинскому" импортозамещению, пока итоги не подведены окончательно, но уже сейчас можно увидеть, что план успешно реализован [1, с. 127].

По истечению практически четырёх лет взаимных запретов можно говорить, что негативные последствия ограничений почувствовали на себе все — и те, кто их ввел, и те, против кого они направлены. Президент США, Дональд Трамп, уверяет мировую общественность в своём положительном расположении к России и говорит о возобновление дружеских и партнёрских связей, но пока это лишь красивые слова, которые не находят своего отражения в продлении санкций против Российской Федерации. У России хватило сил противостоять давлению западных стран в первые годы, когда она, казалось, совершенно к этому не была готова, так что на сегодняшний день, повысив уровень национальной экономики и нарастив достаточно мощи для болезненных ответных ударов, она точно не поступит так, как от неё ожидают США и ЕС.

Список литературы:

Головин Ар.А. Теоретическое обоснование формирования экономической самодостаточности России/Ар.А. Головин//Фундаментальные исследования. -2015. -№11 (часть 1). - С. 127-132.

Головин, Ар.А. Комплексная оценка условий внешней торговли стран БРИКС / Ар.А. Головин, А.А. Головин, М.А. Пархомчук//Theoretical & Applied Science. -2017. -№ 9. -С. 216 -220

Головин, Ар.А. Оценка состояния экспортной диверсификации Российской Федерации / Ар.А. Головин, А.А. Головин // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сб. ст. – М: ИД Университетская книга. – 2016. – С. 185-189.

Головин, Ар.А. Современное состояние внешней торговли технологиями России / Ар.А. Головин, С.А. Старых // Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития: сб. ст. – М: ИД Университетская книга. – 2016. – С. 180-185.

Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. №311-ФЗ [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_107181/

Просмотров работы: 5