В последние годы, особенно когда в мире начался кризис, интерес к системам страхования вкладов значительно вырос, и их роль как одного из важнейших современных механизмов поддержания стабильности национальных финансовых систем и укрепления доверия населения к банкам значительно возросла. В условиях финансово-экономического кризиса вопрос об участии государства в экономических отношениях и о правовых формах такого участия приобретает особую актуальность. [7] Увеличение суммы гарантий депозитов стала одной из приоритетных мер, принимаемых правительствами разных стран для сдерживания финансового кризиса.
По данным Международной ассоциации страховщиков вкладов, в ее состав входят 82 члена, в том числе Российская Федерация [6]. В то же время, если раньше процесс появления новых систем четко коррелировал с возникновением финансовых кризисов или их угрозой в отдельных странах, то в последнее десятилетие он стал непрерывным — ежегодно несколько стран в разных регионах мира внедряли такие системы, не дожидаясь ситуаций реального обострения на национальном финансовом рынке.
Характеризуя систему страхования вкладов, созданную в нашей стране, с учетом накопленного международного опыта, следует сказать, что она в целом соответствует передовой международной практике.
Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ имеет большое значение в правовом регулировании. Закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов населения в коммерческих банках России, компетенцию, порядок формирования и работы организации, осуществляющей функции обязательного страхования вкладов физических лиц (Агентства по страхованию вкладов — АСВ), порядок выплаты страхового возмещения по вкладам, отношения между коммерческими банками, АСВ, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в области обязательного страхования вкладов в коммерческих банках. Ее задачами является: защита прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепление доверия в целом к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений физических лиц в банковскую систему [2].
Основными принципами системы страхования вкладов (ССВ) являются: обязательное участие коммерческих банков в системе страхования вкладов; сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения коммерческими банками своих обязательств; прозрачность деятельности ССВ; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков, участвующих в ССВ [1].
Участниками системы страхования вкладов (ССВ) являются: - вкладчики, которые признаются выгодоприобретателями; – коммерческие банки, члены ССВ, которые признаются страхователями; – Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое признается страховщиком; - Центральный банк Российской Федерации при осуществлении своих функций в области ССВ .
Размер возмещения по вкладам каждому вкладчику устанавливается исходя из суммы обязательств по банковским вкладам, в отношении которых наступил страховой случай, перед этим вкладчиком. Важно понимать, что не все средства, размещенные в банках, покрываются системой страхования вкладов. Компенсация производится в 100 % размере, но не более 1 400 000 рублей. В эту сумму входят проценты, начисленные до наступления страхового случая на депозит. При наличии нескольких вкладов в одном банке компенсация также выплачивается в сумме не более 1400000 рублей. Если вклады размещены в разных банках, страховая сумма будет выплачена за каждый из них отдельно. Если у вкладчика были какие-либо обязательства перед банком, например, кредит, сумма будет уменьшена на сумму встречных требований.
Страховое возмещение вкладчикам банков Российской Федерации в случае наступления страхового случая производится из фонда обязательного страхования вкладов (ФОСВ). Источниками формирования ФОСВ являются: страховые взносы банков; штрафы за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов; денежные средства и иное имущество, полученные от удовлетворения прав требования АСВ, приобретенных в результате выплаты им компенсации по депозитам; средства федерального бюджета в случаях, предусмотренных законом; доход от инвестирования временно свободных средств Фонда обязательного страхования вкладов; первоначальный имущественный взнос в размере 2 млрд рублей; иные источники, предусмотренные или не запрещенные законодательством Российской Федерации [1].
В 2015 году Банком России АСВ предоставил кредит без обеспечения сроком до пяти лет. Целью данного соглашения является поддержание финансовой стабильности ФОСВ. Общий объем кредитования Банком России по итогам 2017 года составил 821 млрд рублей. с утвержденным Банком России лимитом в 1,030 млрд рублей.
По данным годового отчета Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на 2017 год", в 2017 году на счета Фонда поступило 483.4 млрд. рублей, в том числе: 293 млрд. рублей заемных средств, полученных от Банка России; 127.7 млрд. рублей страховых взносов банков-участников ССВ; 61,6 млрд рублей — средства из конкурсной массы ликвидируемых банков в погашение требований по ранее выплаченного страхового возмещения; 1,1 млрд. рублей — прочие доходы (поступления денежных средств в передаче имущества и обязательств финансовых институтов и т. д.).
Платежи со счетов фонда на 2017 год составил 483.2 млрд. рублей, в том числе: 438.9 млрд рублей - на выплату компенсаций по вкладам; 8,2 млрд рублей - агентское вознаграждение; 17,1 млрд рублей - на возврат заемных средств, привлеченных от Банка России; 2,1 млрд рублей - на финансирование деятельности автономной некоммерческой организации "Фонд защиты вкладчиков" (включая компенсационные выплаты вкладчикам украинских банков, которые прекратили свою деятельность в Республике Крым и городе федерального значения Севастополь); 16,9 млрд рублей - инвестировать временно свободные средства Фонда в доходные финансовые активы. Остаток средств на счетах фонда по состоянию на 1 января 2018 года составил 44,4 млрд рублей. [5].
По данным ЦБ РФ, на данный момент в списке банков-участников 804 банка, 206 исключены из системы страхования. Рассмотрим систему страхования нескольких крупных банков России, которая представлена в таблице 1
Таблица 1 – Система страхования вкладов некоторых крупных банков РФ
Банк |
Страховой случай |
Не является страховым случаем |
ПАО «Сбербанк» |
- вклады, которые находятся на банковской карте; - вклады открытые онлайн; - вклады до востребования; - вклады неотложного порядка |
- вклады, находящиеся на безналичных счетах; - вклады переданные в банк для управления (по доверию); - сберегательные книжки или сертификаты |
ПАО «ВТБ» |
- депозиты в различных валютах; - вклады, предназначенные для управления предпринимательской деятельностью; - счета для начисления заработной платы, пенсий, перечисления стипендий; - денежные средства опекунов (лиц, выполняющих их роль). |
- безымянный счет; - сертификаты или сберегательные книжки; - денежные средства юридических лиц, необходимые им для осуществления своей деятельности; - денежные средства в филиалах банков России за рубежом; - денежные средства, переданные в банк для управления (по доверию); - средства, переведенные без открытия счета |
ОАО «Газпромбанк» |
страхование на принципах банка ВТБ |
страхование на принципах банка ВТБ |
Рассмотрим проблемы системы страхования вкладов в Российской Федерации. В современных условиях политика Центрального Банка Российской Федерации направлена на "оздоровление" банковского сектора, которая ведет к увеличению страховых случаев. Количество банков, лицензии которых отозваны Банком России, постоянно растет.
В настоящее время решением этой проблемы является — кредитование Банком России АСВ на специальных условиях. Также проблема в том, что не все коммерческие банки включены в систему страхования вкладов, поэтому у вкладчиков есть риски невозврата средств в случае наступления страхового случая.
В России отсутствует страхование депозитов юридических лиц, что приводит к значительным потерям средств корпоративного сектора. Эту проблему можно решить несколькими способами: внедрением обязательного страхования вкладов корпоративного сектора в определенных пределах (аналогично страхованию вкладов физических лиц) и развитием добровольного страхования вкладов корпоративного сектора.
В рамках общей финансовой неграмотности населения в Российской Федерации существует проблема неграмотности граждан в области страхования, в том числе страхования вкладов.
Высокие процентные ставки, которые привлекают инвесторов, зачастую скрывают риски, связанные с финансовой нестабильностью, а впоследствии и предстоящим банкротством коммерческого банка. Клиенты мало знают о реальном финансовом положении кредитных организаций.
Можно выделить следующие перспективы развития системы страхования вкладов Российской Федерации, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Перспективы развития системы страхования вкладов РФ
Направление деятельности |
Перспектива развития |
Добровольное страхование вкладов корпоративного сектора |
может стать популярным, если страховщики разработают выгодные условия и адекватные тарифы на эти услуги |
Дальнейшее развитие такой функции АСВ, как финансовое оздоровление коммерческих банков |
будет способствовать улучшению ситуации в проблемных банках до того, как она станет необратимой и повлечет за собой выплату компенсаций вкладчикам из Фонда страхования вкладов |
Добровольное страхование вкладов физических лиц (сумма превышения над суммой, подлежащей обязательному страхованию вкладов) |
позволит физическим лицам хранить временно свободные средства в одном банке на депозите более 1,4 млн рублей |
Совершенствование финансового образования граждан |
путем обучения, информирования широкой общественности в области банковского обслуживания физических лиц, в частности в отношении страхования вкладов |
Совершенствование правовой системы страхования вкладов и составление плана действий в случае кризиса всей банковской системы |
предполагает дальнейшее развитие политической и законодательной базы для создания системы обязательного и структурированного страхования вкладов. |
В целом установленный режим страхования вкладов характеризуется как позитивная инновация, обеспечивающая стабильность и устойчивость российской банковской системы. Восстанавливается доверие вкладчиков, которые теперь имеют уверенность, предоставленную государством, что в случае банкротства кредитной организации они получат возврат вложенных средств. Увеличивается приток депозитов в частные банки, увеличивается масштаб финансового посредничества банковской системы страны. Это также имеет дополнительные преимущества для кредитных организаций: возрастает социальная ответственность банков за обеспечение сохранности сбережений граждан. Помимо прочего, система является своеобразным механизмом обеспечения собственной безопасности и снижения уровня риска.
Список литературы:
1.Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2017).
2.Банковское право: Учебник для бакалавров / Е. С. Губенко, А. А. Кликушин, М. М. Прошунин и др.; под ред. И. А. Цинделиани. — М.: Российский государственный университет правосудия, 2016. — 536 с.
3.Вострикова Л. Г. Финансовое право: учебник для ВУЗов / Л. Г. Вострикова. — М.: Юстицин-форм, 2014. — 576 с.
4. Комиссарова М. В. Общая характеристика системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации // Финансовое право. 2005. N 4.
5.Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов // URL: https://www.asv.org.ru/agency/ .
6.Официальный сайт Международной ассоциации страховщиков депозитов // URL: http://www.iadi.org/en/