СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕСТРУКТИВНЫМИ КОММУНИКАТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕСТРУКТИВНЫМИ КОММУНИКАТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ

Исаинова Д.М. 1
1ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема коммуникативных деформаций особенно актуально на подростковом этапе возрастного развития, где от процесса общения зависит формирование межличностных отношений. Совокупность определенных личностных особенностей позволяют строить гармоничные отношения со сверстниками, располагают к образованию важных индивидуально-психических качеств и паттернов поведения: эмпатия, рефлексия, саморегуляция и т.д. Интерактивное взаимодействие подростка, т.е. ориентация «на сверстников» играет превалирующую роль в формировании личности и овладении ведущим типом деятельности — общением.

В связи с этим критерии самореализованности у подростка могут субъективно искажаться под влиянием фрустраций, испытанных при неприятных инцидентах в процессе общения, оказывать влияние на личность, формировать непродуктивные установки и способы реагирования. К изменениям качеств личности следует отнести стереотипы восприятия действительности, установки, стили и способы общения, а также стратегии поведения. Это становится особенно важным, если они носят негативный характер. Вследствие этого, деформации, имеющие отношения к коммуникативной сфере и выражающие негативные тенденции, можно рассматривать как деструктивно-коммуникативные установки личности.

На процесс коммуникации может оказывать влияния различное сочетание когнитивных и эмоциональных проявлений, свойственных личности. К ним относят: конституциональные факторы – мотивов, потребностей, интересов, ценностей, дифференцированность самооценки и самоотношения, недостаточность рефлексии, что может реализовываться в поведении и сказываться на уровне межличностного общения [2]. Следует подчеркнуть, что для успешной коммуникации подростка важны не только коммуникативные установки и личностные особенности, но и социально-психологические факторы, как в семье, так и в школе, которые выступают важнейшей средой для реализации деятельности общения [3].

Данное исследование продолжает разработки кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ (г. Екатеринбург), посвященные анализу процессов формирования эмоционального интеллекта с учетом возрастных особенностей [1].

Как установил выдающийся грузинский психолог и философ Д.Н. Узнадзе, в нашей психике создается так называемая установка, или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие «установка» появилось позднее именно в работах Д.Н. Узнадзе.Теория установки зародилась и развивалась как концепция, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности [8].

Коммуникативные установки, складывающиеся в процессе социального взаимодействия  и есть состояния психологической готовности, формирующийся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально для него значимы [6].

Понятие «установка» следует рассматривать не как отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию - готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.

Основная дихотомия, характеризующая коммуникативные установки рассматривается как оппозиция созидательных и деструктивных коммуникаций. Признак, который положен с основу этого деления, – это результат воздействия той или иной коммуникации, который приближает индивида, вовлеченного в нее либо к осознанию себя как активного субъекта, либо к нивелированию как субъекта, и, как следствие, к постепенной потере личностных, отличительных особенностей.

Таким образом, конструктивная коммуникативная установка проявляется в таких поведенческих характеристиках личности как: стремление уладить конфликт; нацеленность на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к оппоненту; открытость и искренность, в общении лаконичность и немногословность.

При этом деструктивная коммуникативная установка проявляется в таких поведенческих характеристиках личности как: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает оппонента, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к Другому, нарушает этику общения.

Социально-психологический климат выражается в том, какие в нем преобладают отношения и настроения. При благоприятном микроклимате каждый человек чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным [7]. Влияние социально-психологических факторов, исходящих не только в семье, но и в школьной среде, на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Особенно, если говорить о подростковом возрасте, где является преимущественная ориентация в общении на сверстников. Для подростка, в большинстве случаев, авторитетным мнением будет являться мнение сверстника, а также человека, пользующимся популярностью и определенным «весом» в обществе. Во взаимоотношениях с подростком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются социально-психологическое состояние взрослого – совокупность эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка взрослых и способов поведения с ним.

Вследствие этого, целью исследовательской работы наблюдение взаимосвязи социально-психологических факторов и коммуникативных установок личности в подростковом возрасте.

Методологической основой исследования являются объективные законы развития, предложенные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина. При этом учитывались общие закономерности возрастного развития (Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.В. Рыжков, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретическая концепция исследования базировалась также на научных трудах известных психологов – Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, А.Н. Леонтьева, Н.С. Менчинской, С.Л. Рубенштейн. Важными для данного исследования являлась теория об установках личности Д.Н. Узнадзе и Надирашвили Ш. А. об установках в общей и социальной психологии.

На подготовительном этапе исследования был осуществлен обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической и специальной психологической литературы, описывающие подходы к изучению формирования коммуникативных установок в социальной среде.

Затем в работе применялись методы: анкетирование, психологическое тестирование, беседа; методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла 14F (для подростков), основы совладающего поведения Лазаруса; интерпретационные методы: методы математической статистики и качественный анализ полученных данных.

Эмпирическое исследование проводилось на базе Средней образовательной школы №138 г. Екатеринбурга. Программа реализовывалась с октябрь по январь 2017-2018 годов. Испытуемые 98 человек, девочки и мальчики в возрасте от 14 до 15 лет, девочек - 50 девочки, мальчиков - 48. Согласно возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину, респонденты находятся на стадии подросткового этапа развития, что обуславливает идентификацию личности и путаницу ролей: наличие четко определенных половых моделей для подражания.

Ранее мы уже обсуждали результаты статистического факторного анализа полученных данных [4]. В том сообщении мы представим результаты исследования социальных факторов, влияющих на формирование личностных особенностей подростков с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками, используя сравнительный подход.

Для выявления влияния социальных факторов проводился опрос с помощью анкеты. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов, формирующих два основных блока: семья (внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка) и школа (эмоциональное самочувствие в школьной среде, оценка внутренней среды школы).

Количественный анализ результатов анкетирования представлен в виде графических таблиц.

В ходе социологического исследования было опрошено 98 респондентов, из них: 48 - мальчиков и 50 — девочек, возраст 14-15 лет.

В итоге среди опрошенных респондентов лица подросткового возраста, делящиеся на две группы: лица с деструктивными коммуникативными установками в общении и конструктивными (данные, полученные по методике В.В. Бойко «Методика диагностики коммуникативной установки»).

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. В связи с этим, респондентам было предложено оценить свое эмоциональное самочувствие в семье и внутрисемейные отношения. Результаты представлены на рис.1-2.

Рисунок №1

Лица с деструктивными коммуникативными установками в общении

Рисунок №2

Лица с конструктивными коммуникативными установками в общении

Примечание 1. В дальнейшем, для удобства написания, лица с деструктивными коммуникативными установками – лица с ДКУ, также аналогично и с конструктивными установками – ККУ.

Из выше представленных риуснков можно сделать вывод, что большинство подростков оценивают свое эмоциональное состояние, как приемлемое, нормальное. Однако, лиц с ККУ также наблюдается повышенный показать отличного состояния, что существенно снижено у деструктивных.

Что касается вопроса «Что не нравится в вашей семье?», были даны такие ответы: в обоих группах превалирующими показателями является оценка, как «все хорошо» и «затрудняюсь ответить». Вместе с этим, по значениям из первой диаграммы видно, что строгость в семье и недопонимание во взаимоотношениях являются доминантными, в отличие от второй таблицы.

Таким образом, результаты опроса показывают, что обе группы испытуемых демонстрируют свое состояние в семье, как благоприемлемое. Но в тоже время, в группе с ДКУ преобладают негативные факторы в семейных взаимоотношениях: ссоры, недопонимание между родственниками и проявление строгости по отношению к ребенку.

Более детально проследить влияние негативных детерминантов на эмоциональное самочувствие семьи можно из рисунка № 3.

Примечание 2. В нижепредставленной диаграмме под красным цветом обозначены лица с ДКУ, а зеленым – с ККУ.

Рисунок №3 — Распределение средних оценок анкеты в обеих выборках

Прежде чем, проанализировать анкетные данные рисунка №3, хочется отметить, что в среднем в семье у большинства подростков с ККУ числится один ребенок (около 55 %), а подростков с ДКУ – два ребенка (около 56 %).

Количественные данные по рисунку №3 распределились следующим образом: высокие показатели в обоих группах отразились по вопросу «Частота наказаний», где превалирующим числом являлись ответы «очень редко» или «вообще не применяют» и «Частота побегов из дома» с соответствующим наибольшим числом ответов «некогда не сбегали из дома». Однако шкала «Причина побегов из дома» демонстрирует, что, по мнению подростков, причинами побегов из дома являются постоянные конфликты в семье, много запретов и нареканий от родителей, а также то, что подростков дома бьют, унижают. Также дети, в свою очередь, боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей.

Теперь проследим эмоциональное самочувствие подростков в школьной среде и то, как они оценивают внутреннюю атмосферу в школе.

Среди опрошенных, те же респонденты, что участвовали при анкетировании о семейной ситуации. Результаты представлены на рис.4-5

Рисунок 4 — Испытуемые с ККУ; Рисунок 5 — Испытуемые с ДКУ

Исходя из ответов по оценке своего самочувствия в школе, среди подростков с ККУ оказалось, что практически половина опрошенных (52,5%) дали ответ «В основном хорошо», в отличие от подростков с ДКУ, которые помимо ответа «В основном хорошо» (около 43 %), дали ответ «иногда плохо» (около 24 %). Однако для них важным является одобрение учителей, а у подростков с ККУ – одобрение среди учеников школы.

Если говорить об оценке подростками неблагоприятных факторов, располагающихся под рубрикой «Минусы школы», то можно обратить внимание на следующие результаты: по мнению подростков с деструктивным общением, негативные высказывания учителей и учеников мешают им заниматься полноценно учебной деятельностью. В то же время лица с ККУ думают, что помимо неодобрительных высказываний учителей, действия самих учеников являются отрицательными.

Более детально ответы «Минусы школы» представлены в на рис.6.

Примечание 3. В следующих нижепредставленных диаграммах под цифрой 1 расположены данные лиц с ККУ, а под цифрой 2 – с ДКУ.

Рисунок 6 — Минусы школы по оценкам испытуемых в обеих группах

Исходя из графика, неодобрительные высказывания со стороны учителей являют собой крики и клевета, наговоры на учеников.

Шкала «Частота пропуска занятий» демонстрирует, что наибольшее число среди лиц первой группы (95 %) не пропускают занятия, как и у второй группы (около 94%). Причиной пропуска, по мнению подростков обеих групп, является низкий интерес к учебе.

Если говорить о плюсах школы, то исходя из рис. №7, превалирующими показателями, по мнению обеих групп, являются желание учиться, получать знания, а также возможность проявить свои способности и навыки, которые пригодятся в жизни.

Рисунок №7 — Положительные аспекты школы по оценкам обеих групп

В заключение представленного исследования, хотелось бы выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют  себя социально защищенными. На вопрос: «Группы, которые нарушают права школьников» и чью помощь, по их мнению, важно получить, были получены результаты, отраженные на рис.№8-9.

Рисунок 8 — Сравнение групп по показателям «Нарушают мои права одноклассники и учителя»

Рисунок 9 — сравнение групп по показателям «Нарушают мои права администрация и сотрудники сервисных служб»

Из выше изложенного можно сделать вывод, что подростки с ДКУ считают, что одноклассники и учителя в большей степени нарушают права школьника. Что в свою очередь, может объяснять несформированость навыков в общении. Что касается мнения подростков с ККУ, то они думают, что помимо сверстников, права школьников нарушают, как администрация школы, так и работники сервисных служб.

Вместе с этим, в обеих группах придерживаются такого мнения, что помощниками в разрешении конфликтных ситуаций являются, как психологи и социальные педагоги, так и сами подростки.

В итоге, можно сделать вывод о том, что в обеих группах семейная ситуация довольно-таки стабильна и самочувствие ребенка в семье социально приемлемо. Однако, у подростков с деструктивными коммуникативными установками наблюдается тенденция к дисгармоничным семейным отношениям, обусловленная дефицитом внимания со стороны родителей, недостаток условий для снятия напряжения и расслабления, загруженность родителей и невротизация взрослых, а также неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети подросткового возраста, личностные качества которых начинают формироваться. У ребёнка в таких семьях может появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, отстраненность от общества. Родители должны быть очень внимательны к эмоциональному состоянию ребёнка. Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер, что в свою очередь может вести к неблагоприятному развитию деструктивных поведенческих паттернов [3].

Также важной частью сферы влияния на формирование коммуникативных установок у подростков является образовательная среда. Проблема школьного климата тесно связана со структурным становления индивидуальных особенностей участников образовательного процесса. Традиционно выделяемые составляющие школьного климата — структура и культура — дополняются центральным для области безопасности уровнем индивида, который фактически занимает доминирующую позицию в оценке и коррекции школьного климата. Важно отметить, что плохой климат в школе характеризуется у учеников чувством несправедливости. Школа, в которой создается безопасное пространство для обучения, открытого взаимодействия и личностного роста – это такая школа, в которой учителя и администрация обращают внимание не только на успеваемость, но и на эмоциональные и социальные потребности учащихся.

Различные факторы как внешнего, так и внутреннего происхождения могут оказывать непосредственное влияние на степень эмоционального благополучия обучающегося. Наибольшее значение имеют факторы, связанные с образовательной средой. К ним относятся: деятельность педагога, социально-психологический климат в коллективе учащихся, образовательная среда и организационная культура школы. К деятельности педагога относится не только его педагогическая позиция, физическое и психологическое состояние, так и особенность его коммуникативных умений, особенности взаимодействия его с учениками в процессе занятий и при проведении внешкольных мероприятий. Так как, в свою очередь, данные факторы, при правильном развитии, могут позитивно сказываться на формирование конструктивных отношений не только в отношениях между педагогом и учеником, но и между сверстниками.

Список литературы

Иванова Е.С. Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей. // Образование и наука, 2013. №9 (108). С.91-108.

Иванова Е.С. Исследование способности к общению современных юношей и девушек. Дружининские чтения. Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И. Б. Шуванова, С. Н. Тесля, О. А. Михайленко, Ю. Б. Макаревской, С. С. Новиковой, А. В. Шашкова. СГУТиКД, 2008. С. 222-225.

Иванова Е.С. Трудности переработки и репрезентации эмоционального опыта субъектами образовательной деятельности. // Личность в современном мире : сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. : Р.А. Валиев. – Екатеринбург : [б. и.], 2016. – Вып. 3 : Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды – C.100-108.

Легостаева Е.С. Исаинова Д.М. Психологические особенности подростков с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками. Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (23). С. 427-432.

Надирашвили Ш. А., Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.

Прангишвили А. С., Исследования по психологии установки, Тбилиси, 1967.

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.

Узнадзе Д. Н., Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.

Просмотров работы: 65