Проблема коммуникативных деформаций особенно актуально на подростковом этапе возрастного развития, где от процесса общения зависит формирование межличностных отношений. Совокупность определенных личностных особенностей позволяют строить гармоничные отношения со сверстниками, располагают к образованию важных индивидуально-психических качеств и паттернов поведения: эмпатия, рефлексия, саморегуляция и т.д. Интерактивное взаимодействие подростка, т.е. ориентация «на сверстников» играет превалирующую роль в формировании личности и овладении ведущим типом деятельности — общением.
В связи с этим критерии самореализованности у подростка могут субъективно искажаться под влиянием фрустраций, испытанных при неприятных инцидентах в процессе общения, оказывать влияние на личность, формировать непродуктивные установки и способы реагирования. К изменениям качеств личности следует отнести стереотипы восприятия действительности, установки, стили и способы общения, а также стратегии поведения. Это становится особенно важным, если они носят негативный характер. Вследствие этого, деформации, имеющие отношения к коммуникативной сфере и выражающие негативные тенденции, можно рассматривать как деструктивно-коммуникативные установки личности.
На процесс коммуникации может оказывать влияния различное сочетание когнитивных и эмоциональных проявлений, свойственных личности. К ним относят: конституциональные факторы – мотивов, потребностей, интересов, ценностей, дифференцированность самооценки и самоотношения, недостаточность рефлексии, что может реализовываться в поведении и сказываться на уровне межличностного общения [2]. Следует подчеркнуть, что для успешной коммуникации подростка важны не только коммуникативные установки и личностные особенности, но и социально-психологические факторы, как в семье, так и в школе, которые выступают важнейшей средой для реализации деятельности общения [3].
Данное исследование продолжает разработки кафедры общей психологии и конфликтологии УрГПУ (г. Екатеринбург), посвященные анализу процессов формирования эмоционального интеллекта с учетом возрастных особенностей [1].
Как установил выдающийся грузинский психолог и философ Д.Н. Узнадзе, в нашей психике создается так называемая установка, или готовность реагировать определенным образом в определенной ситуации. Впервые это понятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие «установка» появилось позднее именно в работах Д.Н. Узнадзе.Теория установки зародилась и развивалась как концепция, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности [8].
Коммуникативные установки, складывающиеся в процессе социального взаимодействия и есть состояния психологической готовности, формирующийся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально для него значимы [6].
Понятие «установка» следует рассматривать не как отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию - готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.
Основная дихотомия, характеризующая коммуникативные установки рассматривается как оппозиция созидательных и деструктивных коммуникаций. Признак, который положен с основу этого деления, – это результат воздействия той или иной коммуникации, который приближает индивида, вовлеченного в нее либо к осознанию себя как активного субъекта, либо к нивелированию как субъекта, и, как следствие, к постепенной потере личностных, отличительных особенностей.
Таким образом, конструктивная коммуникативная установка проявляется в таких поведенческих характеристиках личности как: стремление уладить конфликт; нацеленность на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к оппоненту; открытость и искренность, в общении лаконичность и немногословность.
При этом деструктивная коммуникативная установка проявляется в таких поведенческих характеристиках личности как: постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает оппонента, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к Другому, нарушает этику общения.
Социально-психологический климат выражается в том, какие в нем преобладают отношения и настроения. При благоприятном микроклимате каждый человек чувствует себя равным среди равных, нужным, защищённым и уверенным [7]. Влияние социально-психологических факторов, исходящих не только в семье, но и в школьной среде, на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Особенно, если говорить о подростковом возрасте, где является преимущественная ориентация в общении на сверстников. Для подростка, в большинстве случаев, авторитетным мнением будет являться мнение сверстника, а также человека, пользующимся популярностью и определенным «весом» в обществе. Во взаимоотношениях с подростком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются социально-психологическое состояние взрослого – совокупность эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка взрослых и способов поведения с ним.
Вследствие этого, целью исследовательской работы наблюдение взаимосвязи социально-психологических факторов и коммуникативных установок личности в подростковом возрасте.
Методологической основой исследования являются объективные законы развития, предложенные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина. При этом учитывались общие закономерности возрастного развития (Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.В. Рыжков, Д.Б. Эльконин и др.). Теоретическая концепция исследования базировалась также на научных трудах известных психологов – Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, А.Н. Леонтьева, Н.С. Менчинской, С.Л. Рубенштейн. Важными для данного исследования являлась теория об установках личности Д.Н. Узнадзе и Надирашвили Ш. А. об установках в общей и социальной психологии.
На подготовительном этапе исследования был осуществлен обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической и специальной психологической литературы, описывающие подходы к изучению формирования коммуникативных установок в социальной среде.
Затем в работе применялись методы: анкетирование, психологическое тестирование, беседа; методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко, методика многофакторного исследования личности Р.Кеттелла 14F (для подростков), основы совладающего поведения Лазаруса; интерпретационные методы: методы математической статистики и качественный анализ полученных данных.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Средней образовательной школы №138 г. Екатеринбурга. Программа реализовывалась с октябрь по январь 2017-2018 годов. Испытуемые 98 человек, девочки и мальчики в возрасте от 14 до 15 лет, девочек - 50 девочки, мальчиков - 48. Согласно возрастной периодизации по Д.Б. Эльконину, респонденты находятся на стадии подросткового этапа развития, что обуславливает идентификацию личности и путаницу ролей: наличие четко определенных половых моделей для подражания.
Ранее мы уже обсуждали результаты статистического факторного анализа полученных данных [4]. В том сообщении мы представим результаты исследования социальных факторов, влияющих на формирование личностных особенностей подростков с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками, используя сравнительный подход.
Для выявления влияния социальных факторов проводился опрос с помощью анкеты. Анкета по своей структуре состоит из открытых и закрытых вопросов, формирующих два основных блока: семья (внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка) и школа (эмоциональное самочувствие в школьной среде, оценка внутренней среды школы).
Количественный анализ результатов анкетирования представлен в виде графических таблиц.
В ходе социологического исследования было опрошено 98 респондентов, из них: 48 - мальчиков и 50 — девочек, возраст 14-15 лет.
В итоге среди опрошенных респондентов лица подросткового возраста, делящиеся на две группы: лица с деструктивными коммуникативными установками в общении и конструктивными (данные, полученные по методике В.В. Бойко «Методика диагностики коммуникативной установки»).
Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребенка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Эмоциональное воспитание ребёнка происходит в первую очередь в семье. В связи с этим, респондентам было предложено оценить свое эмоциональное самочувствие в семье и внутрисемейные отношения. Результаты представлены на рис.1-2.
Рисунок №1
Лица с деструктивными коммуникативными установками в общении
Рисунок №2
Лица с конструктивными коммуникативными установками в общении
Примечание 1. В дальнейшем, для удобства написания, лица с деструктивными коммуникативными установками – лица с ДКУ, также аналогично и с конструктивными установками – ККУ.
Из выше представленных риуснков можно сделать вывод, что большинство подростков оценивают свое эмоциональное состояние, как приемлемое, нормальное. Однако, лиц с ККУ также наблюдается повышенный показать отличного состояния, что существенно снижено у деструктивных.
Что касается вопроса «Что не нравится в вашей семье?», были даны такие ответы: в обоих группах превалирующими показателями является оценка, как «все хорошо» и «затрудняюсь ответить». Вместе с этим, по значениям из первой диаграммы видно, что строгость в семье и недопонимание во взаимоотношениях являются доминантными, в отличие от второй таблицы.
Таким образом, результаты опроса показывают, что обе группы испытуемых демонстрируют свое состояние в семье, как благоприемлемое. Но в тоже время, в группе с ДКУ преобладают негативные факторы в семейных взаимоотношениях: ссоры, недопонимание между родственниками и проявление строгости по отношению к ребенку.
Более детально проследить влияние негативных детерминантов на эмоциональное самочувствие семьи можно из рисунка № 3.
Примечание 2. В нижепредставленной диаграмме под красным цветом обозначены лица с ДКУ, а зеленым – с ККУ.
Рисунок №3 — Распределение средних оценок анкеты в обеих выборках
Прежде чем, проанализировать анкетные данные рисунка №3, хочется отметить, что в среднем в семье у большинства подростков с ККУ числится один ребенок (около 55 %), а подростков с ДКУ – два ребенка (около 56 %).
Количественные данные по рисунку №3 распределились следующим образом: высокие показатели в обоих группах отразились по вопросу «Частота наказаний», где превалирующим числом являлись ответы «очень редко» или «вообще не применяют» и «Частота побегов из дома» с соответствующим наибольшим числом ответов «некогда не сбегали из дома». Однако шкала «Причина побегов из дома» демонстрирует, что, по мнению подростков, причинами побегов из дома являются постоянные конфликты в семье, много запретов и нареканий от родителей, а также то, что подростков дома бьют, унижают. Также дети, в свою очередь, боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей.
Теперь проследим эмоциональное самочувствие подростков в школьной среде и то, как они оценивают внутреннюю атмосферу в школе.
Среди опрошенных, те же респонденты, что участвовали при анкетировании о семейной ситуации. Результаты представлены на рис.4-5
Рисунок 4 — Испытуемые с ККУ; Рисунок 5 — Испытуемые с ДКУ
Исходя из ответов по оценке своего самочувствия в школе, среди подростков с ККУ оказалось, что практически половина опрошенных (52,5%) дали ответ «В основном хорошо», в отличие от подростков с ДКУ, которые помимо ответа «В основном хорошо» (около 43 %), дали ответ «иногда плохо» (около 24 %). Однако для них важным является одобрение учителей, а у подростков с ККУ – одобрение среди учеников школы.
Если говорить об оценке подростками неблагоприятных факторов, располагающихся под рубрикой «Минусы школы», то можно обратить внимание на следующие результаты: по мнению подростков с деструктивным общением, негативные высказывания учителей и учеников мешают им заниматься полноценно учебной деятельностью. В то же время лица с ККУ думают, что помимо неодобрительных высказываний учителей, действия самих учеников являются отрицательными.
Более детально ответы «Минусы школы» представлены в на рис.6.
Примечание 3. В следующих нижепредставленных диаграммах под цифрой 1 расположены данные лиц с ККУ, а под цифрой 2 – с ДКУ.
Рисунок 6 — Минусы школы по оценкам испытуемых в обеих группах
Исходя из графика, неодобрительные высказывания со стороны учителей являют собой крики и клевета, наговоры на учеников.
Шкала «Частота пропуска занятий» демонстрирует, что наибольшее число среди лиц первой группы (95 %) не пропускают занятия, как и у второй группы (около 94%). Причиной пропуска, по мнению подростков обеих групп, является низкий интерес к учебе.
Если говорить о плюсах школы, то исходя из рис. №7, превалирующими показателями, по мнению обеих групп, являются желание учиться, получать знания, а также возможность проявить свои способности и навыки, которые пригодятся в жизни.
Рисунок №7 — Положительные аспекты школы по оценкам обеих групп
В заключение представленного исследования, хотелось бы выяснить насколько, в настоящее время, опрашиваемые чувствуют себя социально защищенными. На вопрос: «Группы, которые нарушают права школьников» и чью помощь, по их мнению, важно получить, были получены результаты, отраженные на рис.№8-9.
Рисунок 8 — Сравнение групп по показателям «Нарушают мои права одноклассники и учителя»
Рисунок 9 — сравнение групп по показателям «Нарушают мои права администрация и сотрудники сервисных служб»
Из выше изложенного можно сделать вывод, что подростки с ДКУ считают, что одноклассники и учителя в большей степени нарушают права школьника. Что в свою очередь, может объяснять несформированость навыков в общении. Что касается мнения подростков с ККУ, то они думают, что помимо сверстников, права школьников нарушают, как администрация школы, так и работники сервисных служб.
Вместе с этим, в обеих группах придерживаются такого мнения, что помощниками в разрешении конфликтных ситуаций являются, как психологи и социальные педагоги, так и сами подростки.
В итоге, можно сделать вывод о том, что в обеих группах семейная ситуация довольно-таки стабильна и самочувствие ребенка в семье социально приемлемо. Однако, у подростков с деструктивными коммуникативными установками наблюдается тенденция к дисгармоничным семейным отношениям, обусловленная дефицитом внимания со стороны родителей, недостаток условий для снятия напряжения и расслабления, загруженность родителей и невротизация взрослых, а также неумение решать внутриличностные конфликты и отсутствие возможности оказать психотерапевтическую помощь.
Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи – это ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети подросткового возраста, личностные качества которых начинают формироваться. У ребёнка в таких семьях может появиться тревожность, агрессивность, неорганизованность, отстраненность от общества. Родители должны быть очень внимательны к эмоциональному состоянию ребёнка. Аффективное поведение – одна из форм эмоциональной неустойчивости ребёнка, когда эмоциональные процессы протекают стремительно и бурно, носят взрывной характер, что в свою очередь может вести к неблагоприятному развитию деструктивных поведенческих паттернов [3].
Также важной частью сферы влияния на формирование коммуникативных установок у подростков является образовательная среда. Проблема школьного климата тесно связана со структурным становления индивидуальных особенностей участников образовательного процесса. Традиционно выделяемые составляющие школьного климата — структура и культура — дополняются центральным для области безопасности уровнем индивида, который фактически занимает доминирующую позицию в оценке и коррекции школьного климата. Важно отметить, что плохой климат в школе характеризуется у учеников чувством несправедливости. Школа, в которой создается безопасное пространство для обучения, открытого взаимодействия и личностного роста – это такая школа, в которой учителя и администрация обращают внимание не только на успеваемость, но и на эмоциональные и социальные потребности учащихся.
Различные факторы как внешнего, так и внутреннего происхождения могут оказывать непосредственное влияние на степень эмоционального благополучия обучающегося. Наибольшее значение имеют факторы, связанные с образовательной средой. К ним относятся: деятельность педагога, социально-психологический климат в коллективе учащихся, образовательная среда и организационная культура школы. К деятельности педагога относится не только его педагогическая позиция, физическое и психологическое состояние, так и особенность его коммуникативных умений, особенности взаимодействия его с учениками в процессе занятий и при проведении внешкольных мероприятий. Так как, в свою очередь, данные факторы, при правильном развитии, могут позитивно сказываться на формирование конструктивных отношений не только в отношениях между педагогом и учеником, но и между сверстниками.
Список литературы
Иванова Е.С. Вербализация эмоций и опознание лицевой экспрессии в структуре общения подростков и юношей. // Образование и наука, 2013. №9 (108). С.91-108.
Иванова Е.С. Исследование способности к общению современных юношей и девушек. Дружининские чтения. Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И. Б. Шуванова, С. Н. Тесля, О. А. Михайленко, Ю. Б. Макаревской, С. С. Новиковой, А. В. Шашкова. СГУТиКД, 2008. С. 222-225.
Иванова Е.С. Трудности переработки и репрезентации эмоционального опыта субъектами образовательной деятельности. // Личность в современном мире : сборник научных статей / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. : Р.А. Валиев. – Екатеринбург : [б. и.], 2016. – Вып. 3 : Проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях культурного многообразия образовательной среды – C.100-108.
Легостаева Е.С. Исаинова Д.М. Психологические особенности подростков с конструктивными и деструктивными коммуникативными установками. Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6 (23). С. 427-432.
Надирашвили Ш. А., Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
Прангишвили А. С., Исследования по психологии установки, Тбилиси, 1967.
Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.
Узнадзе Д. Н., Психология установки. - СПб.: Питер, 2001.