К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СВЯЗИ МОТИВАЦИИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СВЯЗИ МОТИВАЦИИ И УРОВНЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Удалова Е.Б. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Многие педагоги и психологи образовательных учреждений постоянно и целенаправленно изучают влияние мотивов обучения на успешность учебной деятельности. Проблемы мотивации относятся к важным психологическим процессам. Их исследование позволяет понять причины внутренних механизмов, движущих сил поведения человека. Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний школьниками продолжает оставаться нерешенной задачей на сегодняшний день. Большой вклад по изучению проблемы мотивации младших школьников внесли ученые А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина, Г.А. Цукерман, В.Г. Петрова, Д.Б. Эльконин и другие.

Проблемой нашего исследования стало выявление связи между мотивацией учебной деятельности и уровнем учебной успешности у обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель исследования: выявить мотивацию учебной деятельности у обучающихся с разным уровнем успеваемости и определить ее влияние на учебную успешность.

В ходе анализа научной литературы мы выявили, что в формировании положительного отношения умственно отсталых школьников к учению, особенно в первые годы обучения, значительная роль принадлежит учителю. Отношение к педагогу нередко определяет отношение к преподаваемой им дисциплине. Доброжелательность учителя, его деловые и коммуникативные качества играют решающую роль в выборе любимого предмета. В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности школьников: потребность в познании и самоутверждении. Различная структура дефекта у умственно отсталых учащихся, несомненно, способствует появлению специфических трудностей в удовлетворении этих потребностей, вследствие чего отношение к учению у них различно. Формирование положительного отношения к учебной деятельности у учеников с недостатками умственного развития предполагает знание педагогом их индивидуальных особенностей и учет всех вышеизложенных факторов.

В статье Шиловой Л.В. и Кухарчук О.В. рассмотрен материал о возрастных особенностях мотивации учения, обсуждается структура учебной мотивации, анализируются важные изменения мотивации учения у умственно- отсталых детей в школьном возрасте, особенностях мотивации у младших школьников, подростков с умственной отсталостью. В процессе учебной деятельности у умственно отсталых детей часто наблюдается соскальзывание мотива на другую, более знакомую детям задачу или на процесс деятельности. Выявляется неустойчивость ведущих мотивов, которая объясняется сильной зависимостью от ситуации. Мотивы умственно отсталых детей характеризуются бедностью содержания [5,c.243].

Б.И. Пинский указывает на то, что в силу общего психического недоразвития, ограниченности потребностей и интересов учащиеся нуждаются в специальной организации учебной работы с ними. Tаким образом, при определённых условиях и при использовании соответствующих путей педагогического воздействия, при правильной организации влияния внешних и внутренних факторов возможно у значительной массы учеников специальной школы воспитать отношение к учебной деятельности на достаточно высоком уровне. Причём у многих из них оно будет побуждаться мoтивaми широкого социального значения в доступной им форме и складываться из отношения к знаниям как таковым, из отношения к учебному процессу как процессу учебной деятельности [3,c.279].

Hа формирование положительного отношения к учебным предметам, по мнению Петровой В.Г., существенное влияние оказывают те виды работ, которые используются учителем в процессе обучения умственно отсталых школьников. Материалы исследований показывают, что предпочитаемыми оказываются те задания, которые учащиеся выполняют легко, без затруднений.

Формирование положительного отношения к учебной деятельности у учеников с недостатками умственного развития предполагает знание педагогом их индивидуальных особенностей и учет всех вышеизложенных факторов [2,c.161].

Практика обучения таких детей показывает, что оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

А Н.М. Назарова подчеркивает, что дифференциация во время учебной работы необходима, но не нужно забывать о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер детских взаимоотношений. Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения их к оказанию помощи друг другу [1,c.56].

Исследование было проведено в МОУ "Большекрутовской школе - интернате" среди учащихся 1 класса, с целью выявления мотивации учебной деятельности у обучающихся с разным уровнем успеваемости и определения ее влияния на учебную успешность. В данной школе обучаются дети с умственной отсталостью, для которых требуется особая организация учебной и внеурочной работы, основанная на использовании практической деятельности, проведении специальных коррекционных занятий для повышения качества и положительного влияния на развитие интеллектуальной сферы, овладении отдельными мыслительными операциями. Для создания непринужденности, легкости, заинтересованности была использована диагностическая методика "Солнце, тучка, дождик". Каждый ученик класса получал лист бумаги, им предлагалось определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью картинок в виде погодных явлений.

Рис.1. Состояние настроения детей

Данные гистограммы показывают, учащимся комфортно находится в школе, общаться с друзьями, одноклассниками. Ученики положительно относятся к учебной деятельности. Лишь 1 ребенок показал, что с домом у него связаны негативные эмоции. Можно сделать вывод о том, что у всех детей хорошее настроение и самочувствие.

Была проведена диагностика проективного рисунка по Н.Г. Лускановой "Лица". Целью диагностики является выявление отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Таблица 1

"Эмоциональное состояние ученика в школе"

 

Оля Д.

Илья Л

Валя М.

Саша Н.

Ксюша С.

Максим М.

Антон В.

Кирилл Ш.

Школа

2

2

1

2

1

1

1

1

Учитель

1

1

1

-1

1

1

1

1

Класс

2

1

1

-1

1

1

1

1

Чтение

1

- 1

1

-1

-1

1

1

-1

Рус.язык

2

1

1

1

-1

1

-1

-1

Математ.

1

1

1

-1

-1

1

1

-1

Рисование

2

2

1

1

1

1

1

1

Труд

2

1

1

1

1

1

1

1

Окр.мир

2

- 1

1

1

1

1

1

1

Итого

15

7

9

3

3

9

8

3

Ср. балл

1,6

0,8

1

0,3

0,3

1

0,9

0,3

Значения оценок ниже единицы свидетельствуют об индивиду­альных зонах дискомфорта в школьной жизни учеников. Вывод: наблюдается зона дискомфорта у пяти человек из восьми.

Еще учащимся была предложена анкета для определения школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой. Анкета позволяет выявить уровень школьной мотивации.

Рис. 2. Школьная мотивация обучающихся 1 класса

Данные гистограммы говорят о том, что 3 ученика имеют первый уровень, высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Три ученика имеют хороший уровень школьной мотивации и успешно справляются с учебной деятельностью. Два ученика имеют низкий уровень школьной мотивации. Они испытывают сильные затруднения в учебной деятельности. На уроке могут заниматься посторонними делами.

Последним был проведен проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций “Домики”. Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.

Методика дает психотерапевтический эффект, который достигается самим использованием цвета, возможностью отреагирования негативных и позитивных эмоций, кроме того эмоциональный ряд заканчивается в мажорном тоне (восхищение, собственный выбор).

Таблица 2

Вегетативный коэффициент учащихся 1 класса

п\п

Интервал

ВК

Количество детей

Имя ребенка

1

0 - 0,5

1

Ксения С.

2

0,51 - 0,91

2

Илья Л., Антон В.

3

0,92 - 1,9

4

Максим М., Ольга Д., Валя М., Саша Н.

4

Свыше 2

1

Кирилл Ш.

По окончании работы видно, что эмоциональное отношение к школе, одноклассникам, учителю в целом – положительное. Негативное отношение к уроку чтения выделило три ученика , к уроку математики – один ученик.

Анализ мотивов учебной деятельности у обучающихся 1 класса с разным уровнем учебной успешности показал, что в целом у всех первоклассников выявлено положительное отношение к школе, учителю, одноклассникам. Но у слабых детей (вторая и третья группа) выявлено негативное отношение к основным предметам. Им трудно на этих уроках, повышение мотивации происходит за счет частого словесного поощрения за малейший успех. По результатам проведенных исследований, можно сказать о том, что взаимосвязь между мотивацией и учебной успешностью существует. Чем лучше успеваемость, тем выше мотив достижения определенных результатов. Формирование мотивации должно быть на каждом этапе урока, в конце урока – как итог урока, в конце учебных занятий, как итог дня, в конце учебной недели – как итог недели.

Список литературы

Назарова Н.М. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: АСАDEMА, 2000

Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие. –– М.: Академия, 2002

Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М., 1962

Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 591-593. – URL https://moluch.ru/archive/129/35835/

Шилова Л.В., Кухарчук О.В. Мотивация учения с разным уровнем интернальности и экстернальности /Л.В.Шилова, О.М.Кухарчук // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №19. – URL http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/19/psychology/shipova-kukharchuk.pdf

Просмотров работы: 10