Для обеспечения высокого качества производства пневматических шин для легковых автомобилей необходим эффективный контроль, позволяющий обнаружить дефекты. В каждом конкретном случае применяются специальные методики, позволяющие определить степень влияния дефекта на качество изделия.
Анализ рекламаций на шинных предприятиях выявил следующие часто встречающиеся производственные дефекты пневматических шин, а именно отслоение протектора, параллельные слои брекера (или отсутствие детали брекера), а также вздутие по боковине, возникающие по причине отклонения показателя условной прочности при растяжении.
Неразрушающие методы контроля или дефектоскопия – это обобщающее название методов контроля материалов (изделий), используемых для обнаружения нарушения сплошности или однородности макроструктуры, отклонений химического состава и других целей, не требующих разрушения образцов материала и/или изделия в целом.
Контроль с применением приборов-дефектоскопов основан на получении информации в виде электрических, световых, звуковых и других сигналов о качестве проверяемых изделий при взаимодействии их с физическими полями.
В шинной промышленности для контроля резин и изделий из них чаще всего применяют визуально-оптический, токовихревой, ультразвуковой и электрический методы контроля. Перечисленные методы в большинстве случаев позволяют автоматизировать процесс контроля, благодаря чему достигается его высокая производительность.
Одним из важных факторов при выборе метода является характер подлежащих выявлению дефектов. Так, для обнаружения подповерхностных и внутренних дефектов наиболее эффективными являются токовихревой и ультразвуковой методы и совершенно непригоден рентгенографический метод. Для выявления внутренних скрытых дефектов между нитями и слоями металлокорда целесообразно применять радиационный или рентгеноскопический методы. Также важным фактором в выборе метода является определение зон контроля на шине и физические свойства материалов шин.
Шину проверяют в горячем состоянии, так как при охлаждении многие дефекты не видны. Колесо вращают в вертикальном состоянии – так лучше видна наружная и внутренняя части шины. Покрышку осматривают на наличие пузырей, трещин, проверяют качество швов и множество других параметров.
Таким образом, выпуск конкурентоспособных шин высокого качества требует непрерывного совершенствования технологии производства и методов контроля качества. Методы оценки качества шин должны быть объективны и применимы в условиях массового производства.