Роль межкультурного диалога молодёжи в процессе творческой деятельности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Роль межкультурного диалога молодёжи в процессе творческой деятельности

Данилин Е.В. 1, Сиркина Л.И. 1
1Колледж мясной и молочной промышленности
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любой народ по- своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережём свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое.

Николай Доризо

В современном российском обществе стоит острая необходимость в передаче новым поколениям национальных культурных традиций и ценностей. Осмысление уникальности своей культуры в контексте диалога культур через призму противоположностей и идентичности даёт возможность открыть глубинные смыслы культуры, которые несут в себе опыт поколений и мудрость каждого народа. Изучая чужой народ, особенности его культуры, быта, жизни, мы обязательно сопоставляем себя с ним, а одновременно и противопоставляем».

Проблемы, связанные с изучением межкультурного диалога, носят широкий и многоаспектный характер. Здесь имеет место изучение диалога между странами, народностями; межкультурный диалог может выступать как форма воспитания толерантности; межкультурный диалог также выступает как способ расширения кругозора тех, кто участвует в диалоге и т.д.

В процессе учебно- воспитательной деятельности было замечено, что студенты успешнее осваивают материал в ситуациях, когда они сами являются участниками творческого процесса. Участие в массовых формах работы – праздниках, концертных и игровых программах, фестивалях, конкурсах, конференциях – способствует повышению интереса молодёжи к активной деятельности в разных областях культуры и искусства.

Анализируя проводимую внеклассную работу в колледже по дисциплине «Немецкий язык» можно говорить о наличии сложившейся системы традиционно- коллективных мероприятий, способствующих формированию национальной гражданской идентичности у молодых людей, развитию иноязычной коммуникативной компетенции. Это осуществляется через сеть мероприятий как:

1. Пресс- конференции: «Производство и рынок мясомолочной продукции», «Ведущие перерабатывающие предприятия России и Германии».

2. Деловая игра «Ярмарка мясной и молочной продукции».

3. Научно - практическая конференция «Молочные продукты - залог здоровья нации».

4. Устный журнал «Сыры стран мира» и др.

Данные мероприятия дают возможность студентам познакомиться с передовыми перерабатывающими предприятиями России, Мордовии и Германии, также освещают вопросы о состоянии и развитии продовольственного комплекса России и анализируется работа по основным аспектам стандартизации в молочной промышленности РФ, даётся информация о производстве и рынке мясомолочной продукции Республики Мордовия и, безусловно, способствуют воспитанию студентов в контексте «диалога культур».

Духовно- нравственное и гражданское воспитание студентов осуществляется и через проведение заседаний кружков, клубов по интересам, неделей специальностей. Так в рамках недели комиссии гуманитарных дисциплин были проведены внеклассные мероприятия, способствующие духовно – нравственному становлению личности, формированию готовности студентов к общению с представителями иных культур, умению участвовать в диалоге культур современного мира, и, наконец, формированию культурной, гражданской компетенций будущих специалистов:

1. День иностранных языков «Мир без границ»

2. Путешествие по Европе «День европейских языков»

3. Путешествия по маршруту «Германия – Россия - Мордовия» с элементами проектно- исследовательской деятельности студентов и др.

На занятиях и во внеурочное время идёт формирование и делается акцент на следующие ключевые компетенции такие как стремление к творческой самореализации, готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству в коллективе (уметь грамотно ставить и задавать вопросы, координировать свои действия с другими участниками иноязычного общения и, конечно, оценивать ожидаемый результат). Так при проведении открытого занятия со студентами 1 курса специальности «Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)» по теме «Моя Родина» ставилась задача: показать результаты проектно- исследовательской деятельности студентов, реализация которой способствовала развитию творческих и речевых способностей студентов в сфере иноязычного общения, посредством представления студентами своих проектно- исследовательских работ в форме выполненных презентаций, видеороликов и альбомов, содержащие страноведческий и краеведческий материал, комментируемые смысловым текстом и стихами на немецком, русском, мордовском и татарском языках с соответствующим музыкальным (национальные мелодии) сопровождением. Среди достоинств данного занятия – сочетание воспитательной и образовательной целей, создание поликультурной образовательной среды, широкое привлечение местного материала, в том числе и по специальности подготовки студентов, используемого для формирования гражданской компетенции обучающихся.

Также немаловажную роль уделяется исследовательской деятельности обучающихся по пропаганде роли государственного и родного языка в формировании общей культуры личности и поддержке способных и одарённых студентов. С целью изучения исторического прошлого и культурного наследия мордовского народа и в связи с празднованием 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства студенткой 2 курса специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) Чевтайкиной Анной было проведено исследование национальной одежды жителей села Новая Кярьга Атюрьевского района Республики Мордовия, чтобы приобщиться к народной культуре родного края и внести свою лепту в историю своего села. В своём исследовании она представила полный краеведческий материал об особенностях национальной одежды села Новая Кярьга, изучив феномен костюма в мордовской культуре, связанной с сущностью и выражением основных мордовских цивилизационных особенностей. Было отмечено, что в настоящее время жители села почитают и хранят национальную одежду как реликвию, а традиции и обычаи изготовления передаются сейчас молодому поколению. Молодое поколение интересуется своими корнями, которые уходят в далёкое прошлое и старается сохранить эту красоту для последующих поколений. Все те старинные элементы переданы сейчас в Дом Моды в г. Саранск, который готовит на основе этого современную национальную одежду. Мы видим эти орнаменты не только на костюмах артистов, но и часто на современной одежде молодёжи. При торжественном открытии нового здания Национального драматического театра в г. Саранск, который был приурочен к I Международному фестивалю национальных культур финно- угорских народов «Шумбрат, финно-угрия!», прошёл гала-показ Высокой моды национального костюма «Масторава». В модных дефиле гостям была продемонстрирована коллекция театральных костюмов «Масторава». В показе моделей участвовала студентка Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности, жительница села Новая Кярьга Сиркина Юлия. Коллекция «Масторава» стала победителем VIII Международного конкурса Высокой Моды национального костюма «Этно - Эрато» в номинации Ретро».

Исследовательская работа на тему «Национальная одежда жителей села Новая Кярьга Атюрьевского района Республики Мордовия» была представлена во Всероссийском заочном конкурсе научно- исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» в направлении «Декоративно - прикладное искусство», где получила высокую оценку жюри конкурса - лауреат.

В заключении следует подчеркнуть, что межкультурный диалог способствует политической, социальной, культурной и экономической интеграции и сплочению многокультурных обществ. Он поощряет равенство, человеческое достоинство и чувство общей цели.

Просмотров работы: 17