ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗПР В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

По данным различных отечественных исследований 20-25%обучающихся в РФ не в состоянии освоить общеобразовательные школьные программы, а 75% из них нуждаются в специальных образовательных услугах.

У таких детей наблюдаются различные нарушения психических функций: памяти, мышления, речи, письма, внимания, воли, самооценки, эмоций и т.д. Все эти аномалии развития объединены под общим названием – задержка психического развития.

По данным Минобрнауки РФ за последние 10 лет количество детей с диагнозом ЗПР увеличилось в 2 раза, что говорит о серьезных биологических, социальных, политических, экономических, семейных проблемах в современном обществе.

Попытаемся дать определение ЗПР. Согласно словарю – справочнику С.С. Степанова по дефектологии. ЗПР – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального типа психического развития ребенка.

Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция)-[1].

Определение ЗПР в разных словарях различно, приведем пример некоторых из них.

Парциальное недоразвитие высших психических функций-[2]

(англ. mental retardation)-особый тип дефицитарной аномалии психического развития ребенка-[3]

Пограничная умственная отсталость-[4]

Резидуальная церебростения с западением школьных навыков-[5]

Сам термин «ЗПР», согласно МКБ-10, не используется в качестве медицинского диагноза приказом Минздрава с 1997 года. В отечественной психологической и педагогической литературе термин «ЗПР», наоборот, используется широко для обозначения характеристик развития, исключая этиологию, патогенез и эффективный прогноз лечения, которые определяет врач - психиатр.

С 2015 года в рамках ФГОС существует Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР. Введена программа в школах с 1 сентября 2016 года в качестве инклюзивного образования-[6]

К ФГОСУ мы еще вернемся: теперь о разночтениях – определением терминологии они не заканчиваются. Классификация ЗПР также имеет вариативность.

Приведем наиболее известные:

I. Классификация Власовой Т.А. и Певзнер М.С.

ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом;

ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникающими на ранних этапах развития ребенка-[7]

II. Классификация ЗПР по Сухаревой Г.Е.(1959г)

Задержка темпа развития детей при нарушении воспитания, обучения, поведения;

ЗПР при астенических состояниях;

Вторичное ЗПР при дефектах зрения, слуха, РДА, речи-[8]

III. Классификация по Ковалеву В.В.(1979г)

Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности (психофизический инфантилизм; задержка развития речи; школьных навыков; задержка развития речи при РДА).

Энцефалопатические (церебростения, психоорганический синдром с недостаточностью корковых функций, ДЦП и др.)

ЗПР при дефекте анализаторов.

ЗПР при дефектах воспитания и дефиците информации в детстве -[9]

III. Классификация по Демьянову Ю.Г.

ЗПР с церебростеническим синдромом.

Психофизический инфантилизм.

ЗПР с невропатическим синдромом.

ЗПР с психопатоподобными симптомами.

ЗПР при ДЦП.

ЗПР при общем недоразвитии речи.

ЗПР при тяжелых дефектах слуха, зрения.

ЗПР при семейно-бытовой запущенности -[10]

Наиболее рациональной считается этиопатогенетическая классификация четырех основных типов ЗПР по Лебединской К.С.

ЗПР конституционального генеза;

ЗПР соматогенного генеза;

ЗПР психогенного генеза;

ЗПР церебрально-органического генеза-[11]

Большинство психологов ориентируются на классификацию Лебединской, хотя индивидуальные показатели могут не укладываться в общую характеристику нарушения развития, что мешает качеству выявляемых симптомов при диагностике.

Если при очевидных соматических заболеваниях можно констатировать признаки ЗПР вторичными, то без полного медосмотра психолог не в состоянии решать такие диагностические задачи, как степень нарушения, уровень познавательных возможностей и перспектив развития. А без диагноза первичных мозговых нарушений невозможно подобрать методику для определения интеллектуального потенциала детей. Здесь возникает вопрос дифференциации ЗПР – как отличить задержку психического развития от дисграфии, алалии, легкой формы РДА (синдром Каннера) и тд.

Понятно, что это не уровень школьного психолога, который, пройдя месячные курсы, преобразился лирика или физика. Еще одна зыбкая черта – возрастные ограничения: ЗПР – это диагноз младшего школьного или он уместен и для подростков? Параллельно идут и сложности с ранним выявлением ЗПР – обычно это происходит в 7-10 лет, когда коррекционная помощь немного запоздала. Такой разброс теоретических положений вызывает некоторое замешательство, которое может повлечь диагностические ошибки. В будущем они смогут просто навредить ребенку. Вернемся теперь к ФГОСУ. В сельских школах не хватает психологов профессиональных и компетентных. Нет программ обучения, нет методик, есть только требуемые результаты. У детей с ЗПР преобладает наглядно-образное мышление над абстрактно-логическим. Поэтому обучение обучение таких детейс привлечением большого объема наглядного материала и различных дидактических игр дает более высокий результат. Если в коррекционных школах педагоги имеют в распоряжении эти средства, то в обычных школах нет никакой адаптированной методической базы, на основе которой педагоги смогли бы как то работать. Тестовые методики – самое больное место в работе обучения детей с ЗПР. Во- первых нет рекомендованных тестов, каждый педагог психолог сам подбирает различные методики через интернет - ресурсы; во-вторых тесты должны быть адаптированы специалистами для конкретных случаев- этим тоже никто не занимается; в третьих, даже если психолог будет лучом света в темном царстве психоневежества, на основании этих тестов он не сможет без ПМПК определить статус детей с различными аномалиями. Заметим, о ПМПК и слыхом не слыхивали. О чем можно говорить, если состав по ПМПК должны входить: детский психиатр, невролог, педиатр, дефектолог психолог, логопед и.т.д. Никого из перечисленных кроме участкового педиатра, нет и в помине. После внимательного прочтения ФГОС об инклюзивном образовании, остается ощущение прекрасного и недоступного далека.

В сельских школах нет учебников, библиотек, материально-технической базы. Дети находятся на нижних порогах образовательных ступеней. Школы финансируются по остаточному принципу, а учитель не в состоянии при всем желании связать ФГОС с буднями сельской школы. Чиновники же рапортуют об успехах, а дети с ЗПР (их учета также нет-мы не можем сказать сколько их по районам) заканчивают школы на добровольных тройках учителей. Кадров нет и не будет, т.к. даже приманки в виде жилья и 50 % надбавки в течении 3-х лет молодых специалистов не привлекают в сельскую местность.

Заключение:

Процесс обучения детей с ЗПР находится на непрофессиональном уровне;

В школах нет обученных и подготовленных специалистов;

Без комплексного подхода и подключения различных общественных структур нельзя решить многофункциональные задачи, стоящие перед школой на пути к инклюзивному образованию.

На современном этапе нет ресурсов и специалистов для решения этих проблем.

Необходимо первым делом вернуть в школы психологов, а со временем оптимизировать процесс обучение детей с ЗПР, обмениваясь опытом с лучшими республиканскими коррекционными школами и продолжить переобучение имеющихся специалистов.

Список литературы:

Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник. М.2004г.

Кондаков И. Психологический словарь. 2002г.

Мещеряков Б., Зинченко В. (составители) Большой психологический словарь. Олма- пресс. 2004г.

ЖмуровВ.А. Большая энциклопедия по психиатрии2-е издание 2012.

Мнухин С.С. Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Ленинград. 1968г. С.70-75

Сайт Минобрнауки России: htpp://www.edu.ru

Власова Т.А. Певзнер М.С. Дети с временной задержкой развития М.Педагогика 1971г. С.12

Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т II. Лекция 15. С.224-236. Медгиз. 1959г.

Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. Глава XV. Пограничные формы интеллектуальной, в том числе задержки темпа психического развития. М. Медицина 1979г.С.519-544.

Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста Ленинград. 1988г. С.16-50

Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР под ред. Лебединской К.С.М. Педагогика. 1982г. С.11

Medical Sciences №10. 2015. Статья “современный взгляд на задержку психического развития”Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Исмаилова А.С.СГМУ г.Саратов. С.256-262.

Просмотров работы: 35