МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЮРИСТОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗМОЖНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ЮРИСТОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОЗМОЖНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество в связи с быстрой сменой технологий, активно идущими процессами глобализации предъявляет к личности профессионала очень большие требования. Так, в частности, чтобы найти себя в жизни, успешно адаптироваться к профессии после окончания высшего или среднего учебного заведения, реализовать себя в выбранной им профессии, человек должен обладать стремлением к постоянному развитию и самосовершенствованию, постоянно осваивать новые, инновационные технологии работы, должен быть готов постоянно меняться и обладать знаниями, умениями, навыками и компетенциями не только в рамках своей профессии, но и смежных с ней. О том, что современный специалист должен обладать широким набором универсальных компетенций и быть транспрофессионалом, сегодня пишут многие авторы [7;8]. Немаловажное и даже определяющее значение здесь имеет профессиональное обучение в образовательных учреждениях.

Анализ литературы показывает, что проблема эффективности профессионального образования и необходимости его перестройки в соответствии с изменившимся социально-экономическим укладом в настоящее время является актуальной и значимой. На сегодняшний день предложено большое количество различных подходов (компетентностный подход, мультидисциплинарный и пр.) и методов (метод проектов и пр.), направленных на изменение содержания и формы существующего обучения и, соответственно, повышение его качества. Тем не менее, как отмечает ряд авторов 2,13,14, данные подходы и методы разрабатываются лишь в теоретическом плане и мало или совсем не применяются на практике даже в ведущих российских вузах. Основные дисциплины преподаются сепаратно, в отрыве друг от друга, что дает студентам только знание, а не понимание и не учит их видеть знания как единое целое. Согласно точке зрения Чернышевой Е.Н. 14, российские вузы по-прежнему выпускают преимущественно узких специалистов в конкретных областях профессиональных знаний, соответственно, такие специалисты не имеют достаточного спектра компетенций для эффективной научной и инновационной деятельности в рамках стратегически важных направлений развития науки и техники.

Немаловажное значение имеет формирование широкого спектра универсальных и транспрофессиональных компетенций у такой профессиональной группы, как юристы. Во-первых, если мы обратимся к ФГОС по направлению подготовки «Юриспруденция» 12, то увидим, что юристы по окончанию обучения в вузе должны обладать широким набором профессиональных компетенций в различных областях деятельности: нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической. Некоторые из этих видов деятельности существенно отличаются друг от друга, соответственно, мы можем сделать вывод, что юрист должен обладать широким спектром знаний, умений и навыков, выходящим в том числе за рамки одной профессии. Во-вторых, юриспруденция объединяет целый блок профессий и для того, чтобы эффективно функционировать в рамках одной, нужно знать специфику смежных профессий. Так, в частности, адвокат по уголовным делам для успешной защиты своего клиента должен понимать, как будет проходить следствие по делу, какие аргументы будут выдвинуты прокурором, на что будет опираться судья при вынесении приговора и пр. В-третьих, юрист для эффективного осуществления своей деятельности должен обладать знаниями, умениями, навыками, относящимися к иным профессиональным областям, не смежным с юриспруденцией. Так, для юриста бесспорно необходимы знания психологии, истории, медицины, политологии, социологии и пр. Доказательством этого является тот факт, что на настоящий момент в юриспруденции оформляется большое количество новых дисциплин, представляющих собой синтез юриспруденции с психологией, лингвистикой, экономикой, информатикой, прикладной математикой: юрислингвистика 11, юрисметрия 1, терапевтическая юриспруденция 15 и пр. Кроме того, юрист должен обладать и широким набором универсальных компетенций. Анализ литературы 4,6,12 показывает, что к их числу можно отнести, в частности, ораторское искусство, гибкость в принятии решений, широкий кругозор, умение смотреть на проблему с разных точек зрения, независимость в мышлении и поведении, стремление к саморазвитию, коммуникативные навыки, навыки самоорганизации, рефлексивную компетентность и пр.

Исходя из вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что обучение юристов должно быть направлено на формирование универсального специалиста, обладающего широким спектром знаний, умений и навыков из различных профессиональных областей, развитым дивергентным мышлением, гибкостью, креативностью, умением целостно и системно видеть ситуацию и пр. Поэтому мы полагаем, что эффективным подходом в обучении специалистов в области юриспруденции может стать мультидисциплинарный подход. К сожалению, на данный момент практически нет публикаций, посвященных использованию данного подхода для обучения юристов, тем не менее представляется, что построение учебного процесса на базе мультидисциплинарного подхода повысило бы качество образования юристов.

Рассмотрим, что же представляет собой данный подход в образовании в целом. Однозначной трактовки сущности данного подхода на сегодняшний день нет. Сложность в данном отношении заключается в том, что очень часто понятия «мультидисциплинарное обучение» и «междисциплинарное обучение» рассматриваются как синонимичные, а в ряде случаев авторами предпринимаются попытки развести данные понятия. Обычно под мультидисциплинарным подходом, как, например, пишет Н.М. Никифорова 10, понимается привлечение методов, фактических данных, теории и практик различных научных дисциплин. Так, например, преподавая уголовное право, преподаватель может опираться и приводить данные из истории, психологии, политологии и пр. Междисциплинарный подход предполагает, что определенная проблема изучается на стыке разных научных дисциплин: так, например, изучение влияния на население страны определенных законов предполагает знание правовых дисциплин, социологии, политологии, психологии и пр. Как мы можем видеть, провести границу между двумя данными подходами действительно очень сложно, что ведет к терминологической неоднозначности.

В рамках данной статьи мы говорим преимущественно о синтезе мультидисциплинарном подходе, хотя неизбежно касаемся и междисциплинарного подхода, поскольку они логически вытекают один из другого. Преимущество и ценность мультидисциплинарного подхода заключается прежде всего в том, что данный подход позволяет всесторонне изучить предмет и приводит к целостному, системному знанию о нем, повышает интерес студентов к процессу обучения, за счет того, что делает его более насыщенным как практическими примерами, так и современными теориями. Так, в частности, как отмечает О.В. Борисова 2, опыт обучения студентов с использованием мультицисциплинарных модулей показывает, что данная практика дает выпускникам конкурентное преимущество на рынке труда. Особенно это актуально в тех случаях, когда выпускник устраивается на работу в большую корпорацию, где профессиональной необходимостью является владение широким спектром знаний, умений и навыков, широким кругозором и выполнение различных, порой относящихся к разным профессиональным областям, профессиональных функций.

Единой точки зрения и системы рекомендаций относительно того, как должен быть организован процесс обучения на базе мультидисциплинарного подхода, на сегодняшний день нет. Большинство авторов лишь констатируют акуальность использования данного подхода, говоря в целом о необходимости трансформации современного образования. Систематизируя весь материал по данной тематике 2,3,5,9,10,12,13, мы можем сделать вывод, что мультидисциплинарное обучение базируется на модульном принципе, когда информация разбита на определенные тематические блоки, которые объединяют знания из различных дисциплин. Каждый модуль имеет определенную цель, систему методов его освоения и пр. Акцент при этом делается на активную творческую работу самих обучающихся, которые либо взаимодействуют в рамках групп, команд, либо самостоятельно усваивают материал. Отсюда мы можем сделать вывод, что определяющим здесь является деятельностный принцип организации обучения. Говоря о профессиональном образовании, ряд авторов 2,5,13 подчеркивает, что при преподавании данных модулей важно выходить также и в практику, связывать теоретические знания с решением практических задач. Для реализации данной цели необходимым представляется приглашение в качестве преподавателей или экспертов специалистов в изучаемой области, потенциальных работодателей и пр.

Как мы уже отмечали, имеется очень мало публикаций, которые были бы посвящены применению мультидисциплинарного подхода к обучению юристов, в основном это публикации, посвященные применению данного подхода к решению частных задач и преподаванию отдельных дисциплин, например, иностранного языка для юристов 3,5,11. Наиболее интересной и полезной здесь, с нашей точки зрения, является публикация В.И. Червонюка 13, где рассматриваются модели обучения правовым технологиям с опорой на мультидисциплинарный подход посредством специально учреждаемых учебных курсов. К числу таковых относятся, например, спецкурсы в рамках теории государства и права, предназначенные для студентов старших курсов («Технологии законодательной деятельности», «Технологии систематизации законодательства», «Технологии мониторинга законодательства», «Технологии применения права», «Технологии правового обучения и правового воспитания», «Технологии формирования правомерного поведения и блокирования девиантных форм поведения» и др.). Также в определенной мере этому требованию отвечает преподаваемый на юридических факультетах курс «Юридическая конфликтология», а в некоторых вузах — «Компьютерное право».

В.И. Червонюк отмечает также, что в педагогической практике юридических вузов постепенно внедряется деятельностный подход к преподаванию юридических дисциплин. Так, наряду с административным правом ведется преподавание административной деятельности; в отдельных вузах преподавание миграционного права дополняется преподаванием курса «Миграционная деятельность». Однако, и В.И. Червонюк делает на этом особый акцент, в том виде, как эти дисциплины преподаются, они плохо адаптированы к целям технологического обучения и, соответственно, их эффективность вызывает большие сомнения, хотя тенденция в целом несомненно положительная.

Исходя из вышесказанного, применение мультидисциплинарного подхода при обучении юристов видится нами следующим образом. Во-первых, разработка определенных курсов и спецкурсов, которые гармонично соединяли бы в себе различные учебные дисциплины, например психологию и криминалистику и пр., и в рамках которых перед обучающимися ставились бы такие научные и практические проблемы, решить которые можно только привлекая знания, полученные при изучении разных учебных дисциплин (например, междисциплинарные проекты). В рамках данных курсов и спецкурсов необходимо использовать активные методы обучения: кейсы, дискуссия, мозговой штурм и синектика, деловые и ролевые игры, метод проектов и пр. Данные курсы и спецкурсы должны быть направлены на получение студентами интегративных знаний, на актуализацию и формирование универсальных компетенций: системное творческое мышление, умение целостно видеть ситуацию и смотреть на нее с разных углов зрения, гибкость в принятии решений, толерантность к неопределенности, умение работать в команде, ставить общие цели и достигать их совместными усилиями, навыки публичных выступлений, рефлексивная компетентность. Обязательным условием является самостоятельная работа студентов, направленная на то, чтобы будущие специалисты учились самостоятельно добывать знания и выстраивать траекторию собственного профессионального развития. Важна и тесная связь не только отдельных дисциплин друг с другом, но и их связь с практикой, чтобы будущие юристы были готовы к тем задачам и сложностям, с которыми им придется столкнуться, приступив к профессиональной деятельности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что многие ученые на сегодняшний день говорят о необходимости трансформации современного образования и применения новых, инновационных подходов и методов к обучению студентов. Тем не менее нет единого видения и в целом очень мало публикаций, посвященных разработке конкретных рекомендаций относительно того, как должен быть организован процесс обучения с использованием современных подходов к обучению, в частности мульдисциплинарного. Практически нет работ, в которых говорилось бы о применении данного подхода при обучении юристов. Тем не менее, нам представляется, что обучение юристов на базе мультидисциплинарного подхода дало бы возможность уже в годы обучения сформировать у будущих специалистов целостное, системное видение своей профессии и смежных с ней, умение решать на практике профессиональные задачи и не бояться трудностей, умение работать в команде, дивергентное мышление, креативность, умение смотреть на проблему с разных точек зрения и видеть несколько путей ее решения, готовность к саморазвитию и пр.

Список литературы

Белов В.М., Косов Д.Л., Зырянова Е.В.О юрисметрии как мультидисциплинарном направлении научных исследований в юриспруденции // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. №2. С. 14-21.

Борисова О.В. Трансформация методов обучения студентов в вузах финансово-экономического профиля Текст / О.В. Борисова.  Москва: КноРус, 2018. 208 с.

Вахрушева С.Н., Машарова Т.В. Междисциплинарная интеграция образовательного процесса в подготовке юриста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №4. С.107-110.

Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение Текст / А.А. Вербицкий.  Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.

Емельянова Т.В. Междисциплинарный подход к обучению английскому языку магистров-юристов // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2013. №1. С. 182-185.

Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. №3. С.118-127.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. Том 19, № 8. 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 8. 2017. C. 9-28

Кислов А.Г. От опережающего к транспрофессиональному образованию // Образование и наука. 2018; 20(1) С. 54-74.

Кичерова М.Н., Черноморченко С.И. Особенности реализации междисциплинарного подхода в образовательном пространстве современного университета // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. №4. С.308-315.

Никифорова Н.М. Мультидисциплинарный подход в обучении иностранному языку профессионалов по защите информации // Безопасность информационных технологий. 2012. №3. С.111-113.

Удина Н.Н., Атаманова А.А. Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам // Вестник РУДН, серия Юридические науки. 2012. № 1. С. 226-229.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") //  [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/400301.pdf (дата обращения: 09. 12. 2018)

Червонюк В.И. Юридические технологии ("правовая инженерия"), прикладная юриспруденция: методологическое значение, природа, соотношение с юридической техникой, статус в системе правоведения (в 4 вып.). Выпуск четвертый: о моделях преподавания правовых технологий // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №8. С. 186-189.

Чернышева Е.Н. Перспективы междисциплинарного подхода в науке // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путьвнауку. 2013. № 1 (5). С. 85-90.

Slobogin C. Therapeutic jurisprudence: Five dilemmas to ponder // Psychology, Public Policy, and Law. 1995. 1. S. 193–219.

Просмотров работы: 158