Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на неё различных факторов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Физическая и умственная работоспособность студентов и влияние на неё различных факторов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Работоспособность человека – это способность нахождения организма в состоянии подходящем для занятий трудом. Высокая работоспособность является залогом успешности человеческой деятельности.

Специальные знания, умения, навыки, а также некоторые психофизические качества, такие как внимание и память – это основание профессиональной работоспособности человека. Немаловажными качествами, повышающими успеваемость в трудовой деятельности, являются добросовестность, ответственность и честность. Все эти личностные качества сильно влияют на результативность работы и продуктивность трудовой деятельности.

На протяжении всех этапов работоспособность понимается, как воздействие всевозможных внешних и внутренних факторов, не только лишь обособленно друг от друга, но и совместно.

Молодежь в большей степени предрасположена для труда, как физического, так и умственного. Лишь молодой организм имеет способность накапливать большие знания во время обучения и реализовывать его с большим качеством в зрелом возрасте.

На сегодняшний день, было проведено множество исследований по изучению мышления, памяти, внимания, умственной трудоспособности в процессе производственной работы, давно доказано, что у тренированных лиц и лиц,не занимающихся физическими нагрузками, зависимы от уровня физической и функциональной подготовленности.

Физическая и умственная работоспособность является противоположным состоянию утомления – чем выше уровень утомления, тем соответственно меньше работоспособность. Уровень физической и умственной работоспособности предопределяется быстротой и характером утомления, то есть существует положение, как итог работы при кризисе восстановительных процессов в организме. Всегда важным следствием утомления является падение производительности труда, его эффективность.

Физическое переутомление наблюдается в такие моменты, когда организм перегружен. Это происходит, если функциональные запасы в организме истощены.

Умственное переутомление и, как следствие этому, уменьшение работоспособности имеют специфические черты. При умственном утомлении значительно уменьшается объем памяти, следовательно, человек не в силах запомнить даже тот материал, который был освоен совсем недавно. Когда человек занимается длительное время работой, требующей большой интеллектуальной нагрузки, в организме происходят функциональные перемены, так как физическая активность в этот момент почти не задействована.Как следствие, происходит сбой в организме, появляются гипертония, неврозы и прочие нарушения, которые уменьшают работоспособность практически всех системах органов. Эти нарушения можно объяснить тем, что торможение в определенных зонах коры больших полушарий приводит к такому процессу, при котором в головной мозг поступает небольшое количество информации при мышечной системе, имеющей низкую работоспособность.

Появляется ситуация, при которой организм человека быстро устает, значительно сокращается степень физической и умственной работоспособности.

Рабочий день каждого студента загружен и наполнен огромными умственными и эмоциональными нагрузками. Студент занимается на занятиях в неудобном положении, при такой ситуации мышцы длительное время удерживают тело в одной позе, то есть находятся в состоянии статического напряжения. По причине нарушения чередования отдыха и труда, больших физических перегрузок, появляется хроническая усталость. Эти данные выступают, как фактор утомления.

Для предотвращения описанного состояния необходимо чередовать виды работы. Возобновить силы и избавиться от усталости не так уж сложно, на первый взгляд. Но впоследствии выполнения тяжелой физической работы чувство утомления может оставаться у человека более одного дня, а при длительном выполнении интенсивной умственной работы – до 2 недель. Лишь малое количество людей осознает, что неделя выходных после экзаменационной сессии студентам недостаточно для полного возобновления сил. Данный факт значительно снижает показатели успеваемости студентов и тормозит осуществление эффективного обучения, поэтому, если не увеличивать физическую активность, переутомление станет наиболее видимым и существенным к концу учебного года.

Самый наилучший способ отдыха от умственной работы – заняться физическими упражнениями. Даже полчаса в день даст хороший результат. Но самое главное – следить за распорядком дня и его рациональностью. Физические особенности индивидуальны, но при систематических занятиях физической культурой и спортом и сбалансированных физических нагрузках, возможно, изменить физические особенности в лучшую сторону.

Данная активность повышает иммунитет, существенно увеличивает физическую и психическую стабильность, а также увеличивает эффективность труда. Все студенты еще в процессе обучения должны проявить заботу о собственном здоровье, чтобы быть готовыми как физически, так и психологически к усиленной профессиональной работе в будущем.

Данные об эффективном использовании средств физической культуры во время учебного процесса, обеспечивающие высокую трудоспособность студентов проявляются в эмоциональной и физической стабильности, средняя успеваемость, нормированность дня, дисциплинированность и организованность в учебе, рациональное использование свободного времени для интеллектуального и профессионального развития.

В заключении хотелось бы отметить, что значительным моментом является комбинирование учебы и физических нагрузок, включая активное времяпровождения, прогулки на свежем воздухе. Такая активность является оптимальным вариантом, который оказывает положительное влияние на стабильность умственной и психической деятельности.

Литература:

1. Физическая работоспособность человека // Биология и медицина[Электронный ресурс] –URL: http://medbiol.ru.

2. Работоспособность человека // Управление производством[Электронный ресурс] – URL: http://www.up-pro.ru.

3. Особое состояние студентов во время экзаменов // Физическая культура студента и жизнь[Электронный ресурс] –URL: http://studopedia.org.

Просмотров работы: 1569