Методы внешнего оценивания учреждений здравоохранения в Европе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Методы внешнего оценивания учреждений здравоохранения в Европе

Сударнова А.П. 1
1Алтайский филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие системы обеспечения качества включает создание условий, необходимых и достаточных для достижения желаемого уровня, контроль за качеством успешного функционирования учреждения здравоохранения. В 1996 году в Европейском Союзе был начат проект по программам, предлагающим методы внешней экспертной проверке. Было предложено различать четыре подхода к системе внешнего оценивания: аккредитация, сертификация Международной Организацией по Стандартизации (The International Organisation for Standartisation, ISO), соискание награды Европейского фонда управления качеством (EFQM) и экспертная оценка [1].

Оценка деятельности учреждений здравоохранения включает 3 этапа: инспектирование, оценивание и период между последней и предстоящей проверками.

Инспектирование предполагает подготовку, обследование и отчет. Подготовка представлена пятью составляющими, однако не все системы их применяют. К ним относятся опрос, самооценка учреждения, проходящего аккредитацию, утверждение состава экспертной комиссии, план аудиторской проверки, деятельность до обследования.

Добровольное начало процесса оценивания характерно для всех четырех моделей. Таким образом, ответственность за своевременную подачу заявки на аккредитацию лежит на учреждении здравоохранения.

Самооценка – процедура оценки деятельности медицинской организации на соответствие стандартам аккредитации, проводимая медицинской организацией самостоятельно или с привлечением независимых экспертов.

Проведение самооценки учреждения здравоохранения рекомендуется всеми экспертами. Однако способы ее проведения могут отличаться не только в зависимости от модели, но и с учетом программы в рамках выбранного подхода. Самооценка учреждения здравоохранения осуществляется посредством проверки документации, внутренней аудиторской проверки, анализа со стороны руководства, предварительной проверки внешней организацией. Международная Организация по Стандартизации допускает возможность определять содержания документов предварительной проверки, представляемых на рассмотрение аттестационного органа, клиентом.

Европейский фонд управления качеством считает самооценку средством повышения эффективности деятельности предприятия. Согласно дефиниции Европейского фонда управления качеством, самооценка - это исчерпывающий и систематический пересмотр принципов деятельности компании и достигаемых ею результатов с учетом модели развития бизнеса, которую реализует данная компания [2]. 

Общей чертой для всех четырех подходов является наличие аудитора или экспертной комиссии. В состав экспертной группы входят лица, имеющие специальную подготовку по оценке качества услуг, оказываемых рассматриваемым учреждением. Число экспертов зависит от состава и структуры учреждения.

Аккредитация – это определение соответствия конкретного медицинского учреждения специально установленным стандартам или критериям. Иными словами это проверка условий работы в медицинском учреждении на соответствие установленным требованиям. В разных странах используют неодинаковые критерии, но все они направлены на улучшение условий для обеспечения должного качества медицинской помощи. Некоторые программы аккредитации предлагают участие менеджера на предварительном этапе, за три месяца до полного обследования учреждения. Оно включает однодневное посещение, после которого учреждение получает рекомендации для подготовки к полному обследованию.

Деятельность, предпринимаемая до инспектирования, направлена на определение объема и продолжительности аудита. В некоторых случаях визит эксперта осуществляется до начала проверки, в других же случаях выделяются сотрудники, которыми будет осуществляться руководство процессом в учреждении. Иногда происходит дискуссия между органом по оценке и здравоохранением.

Целью аудита является сбор информации для доклада. Аккредитация обычно включает:

проверку документации;

опрос;

образцы медицинской документации;

визиты-наблюдения.

Предполагаются ночные посещения учреждения с целью получения информации о том, как работает больница в ночное время.

Опрос с целью выявления качества медицинского обслуживания проводится среди врачей, но и у сестринского персонала, ассистентов и т.д. Согласованность решений является важнейшим элементом аккредитации. Репутация программы зависит от объективного мнения всей команды, а не отдельных инспекторов. Протоколы и обучение/подготовка являются основным инструментом для достижения согласованности участников аккредитации. Еще один способ получить такую согласованность – поручить редактирование и составление отчета одному человеку в сотрудничестве с администрацией программы аккредитации.

Аудит, проводимый Международной Организацией по Стандартизации, начинается с собрания, на котором сообщается о целях и объеме проверки, процедурах, которые будут использоваться, представляют членов комиссии.

На заключительном собрании члены комиссии по аккредитации сообщают о результатах проверки прежде, чем будет составлен письменный отчет.

Осуществление обратной связи и формулирование рекомендаций способствует улучшению медицинского обслуживания.

Каждая модель аккредитации подчеркивает важность отчета. Отчет по оценке анализируется по трем составляющим: содержание доклада, классификация стандартов, составление отчета.

Организация, проводящая аккредитацию, указывает в докладе на соответствия и несоответствия стандартам. Хотя некоторые проверяющие комиссии составляют отрицательные отчеты, включающие только несоответствия, считается, что наряду с рекомендациями по устранению недостатков необходимо отмечать положительные моменты в деятельности проверяемого учреждения.

Так, отчет, составленный ISO 9000, содержит детали, включенные в план аудита; документацию, которая подвергалась проверке; указания на несоответствия стандартам; протоколы и процедуры; выводы комиссии об уровне соответствий. Наряду с указанием несоответствий отмечаются и положительные результаты.

ОтчетЕвропейского фонда управления качеством (EFQM),составленный командой независимых экспертов, являющихся менеджерами высшего звена в Европе, включает сильные стороны и недостатки по каждому критерию, а также рекомендации по улучшению качества деятельности.

Большинство программ по внешнему оцениванию услуг здравоохранения проводит обобщение и оценку результатов проверки.

Органы аккредитации (комиссии по аккредитации) не просто регистрируют соответствия/несоответствия, но предполагается, что проверяющие должны дать оценку степени соответствия. Системы градации могут меняться в зависимости от модели аккредитации, могут быть цифровыми (например, от 1 до 5) или описательными (например, минимальное, частичное, полное соответствие, несоответствие). Учреждениям могут предоставить возможность провести самооценку, причем инспекторы проверяют эти оценки во время аккредитации и комментируют возможные расхождения.

В оценивании, осуществляемом такими организациями как Международная Организация по Стандартизации (ISO) и Европейский фонд управления качеством (EFQM), принимают во внимание достижения по следующим показателям:

- целесообразность используемых методов, средств и методик;

- системность подхода;

- интервал между проверками;

- внедрение усовершенствований после проверки;

- практико-ориентированное внедрение подхода.

Таким образом, несмотря на возможное отличие терминологии четырех основных моделей внешнего оценивания, в процессе оценивания используется одна методология. Общими чертами являются:

- добровольное начало;

- самооценивание;

- план аудита;

- посещения для оценивания;

- подготовленная команда аудиторов;

- письменный или устный отчет;

- оценка полученных данных.

Это означает, что указанные элементы необходимы для структурного подхода к внешнему оцениванию медицинских учреждений.

Списоклитературы:

1. Shaw CD. External guality mechanisns for health care: summary of the ExPeRT project on visitatie, accreditation, EFQM and ISO assessment in European Union countries. Int J Qual Health Care 2000; 12: 169-175.

2. Bohigas L, Smith D, Brooks T et al. Accreditation programs for hospitals: funding and operation. Int J Qual Healtbcare 1996; 8: 583-589.

3. Bohigas L, Brooks T, Donahue T et al. A comparative analysis of surveyors from six hospital accreditation programs and a consideration of the related management issues. Int J Qual Healtbcare 1998; 10: 7-13.

4. Bohigas L. Accreditation across borders: the introduction of Joint Commission accreditation in Spain. I Qual Improv 1998; 24: 226-231.

Просмотров работы: 2