Пребывание ребенка в летнем лагере - это прекрасная возможность получения множества ярких впечатлений, знакомство с другими ребятами. При условии выезда в другой регион (как правило лагерь на море) это еще и друзья с других городов. Приобретается новый опыт, как в общении, так и в самостоятельном проживании, вдали от родителей. Возвращаются домой ребята загоревшими, отдохнувшими и повзрослевшими. Опыт полученный в летнем лагере - бесценный опыт для ребят разных возрастов.
Но не стоит забывать и о том, что смена обстановки для ребенка является психологическим испытанием, даже если речь идет о летнем отдыхе. Особенности организации и распорядок в ДОЛ относятся к таким моментам в первую очередь:
- насыщенная программа, мало времени для свободной деятельности
- строгий режим дня и правила поведения, не просто принимают ребята ехавшие с настроем на абсолютную свободу действий и независимость
- ограниченное пространство, неизбежны случаи дисциплинарных нарушений
- ребята не знакомы друг с другом, разный контингент детей
От сюда возникают проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:
- чем младше ребенок, тем тяжелее переносит разлуку с родными;
- из - за стрессов и смены климата возникает рост заболеваний;
- внутри нового большого коллектива параллельно с насыщенной работой возникает необходимость выстраивания общения, решения конфликтных ситуаций, развития личных качеств;
- в начале лагерной смены происходит адаптация, ближе к концу спад активности, усталость;
- обостряются проблемы характеров [1, с.100-102].
Лагерь дает возможность обрести опыт жизни в группе, при этом обученные вожатые делают все для того, чтобы выполнить задачи в области социального, физического, умственного и духовно- нравственного развития ребят. Между лагерями любого типа больше сходства, нежели различий, и все они работают ради одной цели – чтобы ребенок оздоровился, окреп и научился чему - то новому.
Понимание обстановки вне дома:
1. Обстановка лагеря отличается от домашней обстановки, это основной фактор в определении программы и целей ДОЛ.
2. Обстановка совместного проживания обучает ребят поведению в коллективе, не часто предоставляется такая возможность.
3. Ответственность - навык отвечать за свои собственные слова и поступки.
4. Общественное поведение - навык уважения прав других.
5. Активное участие в планировании лагерной жизни и ее программ, связанных с интересами и нуждами ребенка.
6. Самопознание - навык отделить себя от других.
7. Процесс индивидуального развития и взросления. Лагерь предлагает ребенку возможность раскрыть собственные потенциальные возможности, завоевать уважение за свое индивидуальное поведение и испытать личную инициативность.
8. Забота об окружающей среде - навык ценить окружающий нас мир.
9. Отдых и развлечение. Пребывание в лагере в любом случае должно быть отдыхом. Игра же является естественным для детей состоянием.
10. Развитие межличностных отношений - навык вливаться в коллектив и обретать новых друзей.
11. Опыт демократии - дети разных личных качеств, воспитания, вероисповедания имеют возможность пожить в реальном демократичном сообществе.
12. Развитие понятия ценностей и духовной жизни.
13. Взаимоотношения с вожатыми, это новый опыт в общении со взрослыми для большинства детей
14. Усовершенствование навыков и интересов, развитие новых, во время пребывания в лагере.
15. Тренировка здорового и безопасного образа жизни.
16. Принятие решений - навык самостоятельного размышления.
Деятельность лагеря основывается на принципах, соблюдение которых и дает возможность заботиться о психическом и физическом здоровье ребят, облегчая их адаптацию:
- безопасность жизни и здоровья детей;
- защита их прав и личного достоинства;
- гуманный характер отношений и оздоровительно - образовательных программ;
- вариативность программ работы и путей их реализации;
- приоритет индивидуальных интересов, самореализации ребенка и личностного развития с соблюдением социальных норм и правил учреждения;
- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов между детьми [4, с 5-7].
В детском летнем оздоровительном лагере могут возникнуть самые разные медико-психолого-педагогические проблемы, умение решить которые помогают вожатому избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем и воспитанием детей [3, с.78].
Энурез. Это неприятное явление часто встречается в ДОЛ, роль воспитателя (вожатого) заключается в том, что бы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников.
Гиперактивность. Гиперактивный ребенок излишне активен, много бегает, невнимателен, импульсивен. Роль вожатого состоит в умении привлечь ребенка к участию в деятельности отряда. Такие дети требуют особого контроля.
Стресс. Роль вожатого помочь чувствовать ребенку себя спокойно и самому не создавать стрессовых ситуаций. Если в отряде есть дети с комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя правилам:
- не выделять недостатки ребенка прямо или косвенно;
- проводить индивидуальные беседы с самим ребенком и в отряде;
- дать возможность ребенку жить полноценной жизнью в коллективе, не ущемляя его опекой;
- замечать когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.
Побег. Как правило, побег совершают дети, имеющие такой опыт или склонные к подобного рода действиям. Задача вожатого – не допустить, либо при совершении побега вовремя сообщить об этом администрации лагеря.
Суицидальное поведение. Вожатый должен научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать тревожные сигналы в поведении ребенка. Настолько серьезные вопросы рассматриваются не только вожатым, но и врачом, психологом, административным персоналом лагеря.
Оскорбление и нанесение телесных повреждений. Индивидуальные беседы с зачинщиками и пострадавшими, привлечение медицинского персонала, а главное своевременное пресечение подобных ситуаций все это неотъемлемая часть работы вожатого [2, с. 142-143].
Для того чтобы адаптация детей в ДОЛ проходила наиболее комфортно, вожатому необходимо учитывать особенности разных возрастных групп при работе с детьми.
Младший школьный возраст (7-11 лет). Дети этой возрастной категории обычно непосредственны в общении, легко идут на контакт. Основное направление работы с ними - игра. Они бурно проявляют свои эмоции и чувства, очень любят спорить, иногда капризничают и конфликтуют. Интересы этих детей ситуативны – сегодня ребенок может дружить с одним, завтра с другим.
Подростковый возраст (11-14 лет). Основная черта характера детей среднего возраста – зарождающееся чувство взрослости. Есть характерные сложности – дети, стоящие на пороге юности, менее уравновешенные, у них чаще возникают конфликты. Хорошо прослеживается разница в развитии мальчиков и девочек, сложно создать единый коллектив.
Старший школьный возраст (15-17 лет). Для этого непростого возраста характерно развитие навыков логического и теоретического мышления, самоутверждение и демонстративное поведение среди сверстников и взрослых. Очень хорошее взаимодействие и взаимопонимание возникает у влюбленных парочек. Однако, если в отряде появится изгой, весь коллектив может дружно объединиться против него [1, с.105-107].
Таким образом, человеку работающему с детьми в ДОЛ, необходимо знать, что им нужно, в какой деятельности им комфортно участвовать, с кем дружить, кого любить, что они чувствуют, о чем мечтают... Все это для того, что бы перед человеком, еще только познающим окружающий мир разумом и сердцем, открылось счастье, то есть, по существу, состоялось становление человека, личности и его многогранных отношений с другими людьми [4 , с.8].
Список литературы:
1. Гугнин В. Настольная книга вожатого - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 297 с.
2. Кругликова Г. Г., Линкер Г. Р. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие. – Нижневартовск: Нижневарт. гуманит. ун - т, 2011. - 236 с.
3. Лобачева С. И., Жиренко О. Е. Справочник вожатого - М.: ВАКО, 2007. - 192 с.
4. Фролов В. В. Методическое пособие. Настольная книга директора детского оздоровительного лагеря. - Воронеж: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, 2011. - 224 с.