РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

Кондрусик М.А. 1
1Юго-западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение в работу таможенных органов РФ современных информационных технологий, таких как электронное декларирование и автоматический выпуск, увеличивает качество выполнения функциональных обязанностей, обеспечивает возможности предоставления участникам внешнеэкономической деятельности новых услуг, ускоряет процесс осуществления таможенных операций, повышает достоверность циркулирующих данных в таможенной службе, обеспечивает подходящий уровень информационной безопасности и многое другое [1, с. 3]. Поэтом представляется целесообразным провести анализ электронного декларирования на различных уровнях таможенных органов РФ, а именно на уровне ФТС, РТУ и таможен (на примере ЦТУ и Курской таможни).

На основе данных, представленных на рисунке 1, можно сделать вывод, что с каждым годом процент поданных деклараций в электронном виде увеличивается. Если до 2010 г. включительно более 80% всех поданных деклараций на товар составляли декларации в бумажном виде, то с 2011 г. ситуация изменилась в диаметрально противоположную сторону. На 2016 г., согласно статистическим данным ФТС России, в электронном варианте подается и обрабатывается 99,95% таможенных деклараций [2, с. 143]. К 2020 году процент подачи таких деклараций должен составлять 100% [3].

Рисунок 1 – Динамика роста количества электронных деклараций на товары в 2008-2016 гг.

Кроме того следует отметить что уровень подачи деклараций на товары в размере более 99% был достигнут в 2014 году, что соответствует закреплению на уровне национального законодательства обязательности электронного декларирования экспортируемых и импортируемых товаров.

Что касается подачи транзитных деклараций в электронной форме, то до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС данная процедура не была обязательной. Результаты закрепления обязательности электронного декларирования, в том числе и для товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита, наглядно демонстрирует статистика подачи электронных транзитных деклараций. На 03.11.17 г. в электронной форме подавалось около половины транзитных деклараций, а на 01.11.18 г. данный показатель достиг 98,77% (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика роста количества транзитных деклараций, поданных в электронной форме (ЭТД) [4]

В отличие от процедуры электронного декларирования, практика автоматического выпуска деклараций, поданных в электронной форме, сравнительно новая процедура.

Рисунок 3 – Статистические данные о количестве деклараций на товары, выпущенных в автоматическом режиме в общем объеме деклараций на товары, поданных в электронной форме (ЭДТ) [4]

Не смотря на то, что на 01.11.18 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество электронных деклараций на товары, выпущенных в автоматическом режиме, увеличилось более чем в 4 раза, данный показатель все еще находится на достаточно низком уровне (Рисунок 3).

Проведем анализ динамики роста количества деклараций на товары, поданных в электронной форме за 2014-2018 гг. в Центральном таможенном управлении (ЦТУ) (Таблица 2).

Таблица 2 – Статистические данные о применении технологии электронного декларирования в ЦТУ в 2014-2018 гг. [4]

Показатель

01.08.14 г.

31.07.15 г.

29.07.16 г.

01.08.17 г.

01.08.18 г.

Общее количество оформленных деклараций на товары

774 613

624 357

629 823

691 626

461 048

Количество деклараций на товары, оформленных в письменной форме

296

149

169

162

122

Количество деклараций на товары, оформленных в электронной форме, в том числе:

774 317

624 208

629 654

691 464

460 926

по технологии ЭД1

3

4

3

0

0

по технологии ЭД2

774 314

624 204

629 651

691 464

460 926

За последние годы количество подаваемых деклараций на товары сократилось: на 01.08.17 г. их объем составил 774 613, а на 01.08.18 г. уже 461 048.

Наравне с наметившейся тенденцией к уменьшению общего количества подаваемых деклараций в более чем в 1,5 раза, количество деклараций на товары, оформленных в письменной форме сократилось почти в 2,5 раза и на 01.08.18 г. составило 122.

Кроме того следует отметить, что на 01.08.17 г. и на 01.08.18 г. не было подано ни одной декларации по технологии ЭД1, а следовательно в течении данного периода электронное декларирование осуществлялось исключительно посредством сети «Интернет».

Что касается Курской таможни, то статистика декларирования на данной таможне (Рисунок 4) достаточно точно отражает сложившуюся за последние годы внешнеэкономическую ситуацию.

Рисунок 4 – Динамика роста количества электронных деклараций, оформленных в Курской таможне в 2014-2018 гг. [4]

6 августа 2014 г. Указом Президента РФ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в ответ на введенные США, странами ЕС и некоторыми другими странами санкции против России, было введено продовольственное эмбарго в отношении этих стран [5, с. 133].

В соответствии с указанным выше, следует отметить, что наивысший показатель декларирования наблюдался в первом полугодии 2014 года, то есть до введения продовольственного эмбарго. В первом полугодии 2015 и 2016 годов значение показателя декларирования ниже, чем в аналогичном периоде 2014 года, а именно: количество подаваемых электронных деклараций на товары в первом полугодии 2016 года сократилось почти в 1,5 раза по сравнению с первым полугодием 2014 года. В то же время в первом полугодии 2017 года количество подаваемых деклараций возросло, что может быть связано с тем, что участниками ВЭД были найдены новые импортеры, или объемы импортозамещения достигли уровня, позволяющего предоставлять продукцию на экспорт.

Анализ электронного декларирования на таможенных постах находящихся в ведении Курской таможни, показал что, на 01.08.2018 г. на таможенные посты, находящиеся в Курской области, приходится 59% поданных деклараций, а на таможенные посты, находящиеся в Орловской области – 41%.

Рисунок 5 – Статистические данные о количестве электронных деклараций, оформленных на таможенных постах, находящихся в ведении Курской таможни, на 01.08.2018 г. [4]

Наибольшие объемы декларирования наблюдаются на следующих таможенных постах: Орловский таможенный пост – 30%, Крупецкий таможенный пост – 21%, Курский таможенный пост (ЦЭД) – 13%, ОТО и ТК №2 Орловского таможенного поста – 11%.

На данный момент процесс внедрения технологии электронного декларирования достиг пика своего развития. На это указывают как закрепление электронного декларирования в качестве единственного способа подачи таможенных деклараций (кроме исключительных случаев) не только на уровне законодательства РФ, но и на уровне ЕАЭС, так и наличие технических возможностей для реализации данной технологии.

Несмотря на общее сокращение количества подаваемых участниками ВЭД электронных деклараций, уровень электронного декларирования уже на данном этапе достиг отметки 99%.

В противовес уже общепринятой технологии электронного декларирования технология автоматического выпуска таможенный деклараций представляется достаточно новой и перспективной технологий. И хотя показатель автоматического выпуска находится на достаточно низком уровне, он демонстрирует высокие темпы прироста.

Список литературы:

1. Дробот Е. В., Агаева Д. Р., Анисимова Е. Д. Оценка эффективности работы таможенных органов Российской Федерации: результаты социологического опроса [Электронный ресурс] // Экономические отношения. – 2016. – № 1. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/37314

2. Дробот Е. В., Коновалова Е. А. Совершенствование электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс] // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 2. – Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/37802

3. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 10.02.2018 – Режим доступа: .http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447/ be041cf96610ece2b2967127b8443a06d4a1d2df/

4. Официальный сайт ФТС РФ – Режим доступа: http://www.customs.ru

5. Кондрусик М. А. Роль таможенных органов России в обеспечении соблюдения продовольственного эмбарго [Электронный ресурс] // Лучшая студенческая статья 2017 сборник статей XI Международного научно-практического конкурса: в 3 частях. – 2017. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30528346

Просмотров работы: 209