Интернет-торговля в России как основной элемент цифровой экономики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Интернет-торговля в России как основной элемент цифровой экономики

Чепелева А.Ю. 1, Хайрхуа А.Ф. 1
1ИФ РЭУ им. Г.В.Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В 2018 году Правительство РФ утвердило систему реализации программы цифровой экономики, главной целью которой является формирование полноценной цифровой среды.

Цифровая экономика - хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [4].

Цифровая экономика - новый этап развития экономики, в основе которого лежит интеграция физических цифровых объектов в сфере производства и потребления, в сфере экономики и в обществе [1].

Цифровая экономика представляет собой глобальную сеть экономических и социальных взаимодействий, реализуемых через информационные компьютерные технологии [2].

Актуальность нашей статьи определена рисками и выгодами, проблемами и возможностями, а также технологическими изменениями, которые вносят характеристики в экономику отдельных рынков и в экономическую систему в целом. Основными направлениями цифровой экономики являются интернет-торговля, онлайн-банкинг, и т. д. Наиболее развитым из них, на наш взгляд, является интернет-торговля.

Интернет-торговля — это динамично развивающаяся отрасль во всем мире. Благодаря активному распространению широкополосного доступа к сети Интернет на быстроразвивающихся рынках, таких как страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), перед компаниями сектора розничной торговли открываются совершенно новые рынки. Интернет также предоставляет все больше возможностей потребителю для изучения продукции, так как потребитель может быстро ознакомиться с продукцией и определить, является ли товар, предлагаемый местными торговыми компаниями, продукцией высокого или низкого качества.

Таким образом, продвижение бизнеса в Интернете и продажи через Интернет могут стать «и благом, и проклятьем».

К участнику интернет-торговли, а именно продавцу, предъявляются определённые требования [3]:

фирменное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя, почтовый/электронный адрес, по которому осуществляется связь;

реестр юридических лиц или иной реестр, в котором зарегистрировано лицо, осуществляющее электронную торговлю, и номер его регистрационного свидетельства;

наличие лицензии, её номер и сроки.

Рынок интернет-торговли в России не так развит, как в странах Западной Европы или Северной Америки. Чтобы получить более четкое представление о российском рынке, объем которого оценивается более чем в 100 млрд рублей, проведено исследование компанией ACNielsen.

Согласно его результатам, покупки через Интернет делает каждый десятый житель Земли, т.е. примерно 627 млн. человек.

В число покупок входят:

книги - 212 млн.;

DVD и видеоигры - 135 млн.;

авиабилеты- 130 млн.;

одежда и обувь - 128 млн.;

скачивание МР3/покупка музыкальных компакт-дисков - 112 млн.;

другие товары.

По данным АКИТ составлена динамика развития интернет-торговли в России.

Рис.1.Объём рынка интернет-торговли в России по годам.

В рынке интернет-торговли можно выделить как перспективы, так и недостатки.

К перспективам можно отнести:

1. Увеличение объема продаж.

Покупка в интернете перестала быть чем-то экзотическим, общество привыкает к тому, что интернет-магазины — это полноправные участники рынке. На данный момент покупательская грамотность в этой сфере выросла, клиент возвращается в интернет-магазин снова и снова.

Уже сформулирован новый термин «extreme shopper» – экстремальный покупатель, которых в сети все больше.

Признаками экстремального покупателя являются:

активность;

подключенность к интернету со всех возможных гаджетов;

стремление получить необходимый товар по оптимальной цене.

Именно эта категория и составляет основную аудиторию российских интернет-магазинов. 

На данным момент активнее всего в интернете продают:

компьютерную технику; 

авиа- и железнодорожные билеты;

обувь и одежду;

мобильные телефоны;

автозапчасти;

товары для дома и мебель.

Именно эти товары набирают больший охват аудитории: их смотрят на сайтах, ищут варианты, сравнивают, и в итоге – покупают. 

Почему люди выбирают интернет-продажи? Из очевидных плюсов – экономия времени и денег. Кроме того, в интернете есть товары, которых не найдешь в офлайновой розничной сети.

2. Интернет-торговля идет в регионы.

Рейтинг по покупкам в интернете:

1 место - Москва.

2 место - Санкт-Петербург.

3 место - Екатеринбург.

Эта тройка лидеров и делает основной процент продаж. Но ситуация может и поменяться, потому что интернет-бизнес пошел в регионы.

Интернет-торговля в регионах имеет свою специфику, плюсы и минусы. Из минусов – издержки на региональный офис, аренду складских помещений. С другой стороны, если в это не вложиться, то покупатель уйдет в офлайновый магазин. Там не нужно ждать, товар можно померять и потрогать, оценить визуально.

Также нужно выделить преимущества и недостатки интернет-торговли.

К преимуществам покупок в интернет-магазинах можно отнести:

Для того чтобы делать покупки в интернете, не нужно выходить из дома. Для этого достаточно включить компьютер, выбрать магазин, в котором будет сделана закупка, и найти там необходимую вещь. Не нужно тратить время на дорогу и посещение торговых центров, стоять в очередях и подстраиваться под график работы магазинов. Совершить покупку можно в любом месте и в любое время.

Как правило, вещи в интернет-маркетах гораздо дешевле, чем в обычных магазинах. Ведь продавцу не нужно вкладывать деньги в аренду помещения и его обслуживание, платить зарплату продавцам и обслуживающему персоналу. Ему нужен только склад для хранения товаров и курьеры для доставки.

Большой ассортимент товаров – один из главных плюсов, привлекающий покупателей. Ведь через интернет можно купить любой товар из любой части света.

Онлайн-оплата с помощью виртуальной карточки – ещё один плюс. Не нужно идти в банк и снимать деньги, достаточно просто ввести номер своей карточки, указать сумму, необходимую для оплаты, и ждать доставку.

Каждый товар, представленный в интернете, сопровождается полным описанием: цвет, тип ткани, размер и т.д. Это очень удобно. Также можно прочитать отзывы пользователей о конкретном товаре и продавце.

В свою очередь, к недостаткам покупок в интернет-магазинах можно отнести:

При покупках онлайн нет возможности потрогать вещь, померить ее, убедиться в её исправности и хорошем качестве. Пожалуй, это самый главный минус, который настораживает многих покупателей.

Иногда встречается риск быть обманутым, например, получить товар, не соответствующий фото и описаниям.

Доставка почтой вещей, заказанных в интернет-магазинах других стран, обычно занимает много времени. Чаще всего следует рассчитывать, как минимум, на месяц ожидания.

Проблема безопасности платежей. Еще несколько лет назад проблема безопасности электронных платежей была узкоспециальной и не особенно беспокоила рядовых граждан. Сегодня, когда посредством пластиковых карт оплачиваются покупки в интернете, она актуальна даже для домохозяйки. Что уж говорить о владельце магазина, который сам часто озабочен вопросом защиты своего бизнеса от кибермошенников. Мошенничество в сети растет в геометрической прогрессии, и рядовой покупатель боится лишний раз «засветить» свою карту где-то в интернете, особенно, если это новый для него ресурс. Естественно, это неприятным образом отражается и на развитии всего интернет-бизнеса в целом.

Ведущими специализированными площадками являются сайты по продаже различного вида электроники - Mvideo.ru, Eldorado.ru, Citilink.ru, Dns-shop.ru, Svyaznoy.ru, re:Store. В смешанных сегментах (продажа товаров любых категорий, одежда, игрушки, инструменты, книги и многое другое) ведущими площадками являются - Ozon.ru, Ulmart.ru, Detmir.ru, KupiVIP.ru, Lamoda.ru. Среди всех магазинов, торгующих в России, наибольшую аудиторию (количество уникальных посетителей магазина за март 2017) имеет Aliexpress — более 22 млн. человек. На втором месте — Ozon.ru с аудиторией около 9 млн. человек, далее следуют интернет площадки, перечисленные ранее.

По данным АКИТ представлена диаграмма рынка внутренней и трансграничной интернет-торговли России.

Рис.2. Рынок внутренней и трансграничной торговли в интернете по годам в России.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время интернет-торговля хорошо развита. Число людей, делающих заказы через интернет, возрастает с каждым годом. Интернет-торговля является своеобразным инструментом для бизнеса, который имеет свои преимущества и недостатки, перспективы и угрозы. Но всё же рынку интернет-торговли в России есть к чему стремиться. Мы считаем, что развитие интернет торговли связано не только с цифровизацией экономики, но и с ростом и развитием аналоговой экономики. Интернет-торговлю нужно рассматривать как важную надстройку к реальной экономике, но вытеснить полностью процессы в реальной экономике она не может. Развитие интернет-торговли в России по нашему мнению связано с такими объективными факторами, как развитие реальной экономики и масштабами цифровизации жизни общества.

Список использованной литературы

Всемирная история: Учебник для ВУЗов / В.Д. Маркова. — М.: ИНФРА-М, 2018.

Научная статья Бакин А.В. Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы перспективы. / труды научно-практической конференции с международным участием.2017. -658с

Проект Федерального закона N 11081-3 "Об электронной торговле" от 3 октября 2000 г. – электронный ресурс https://210fz.ru (дата обращения – 1.12.2018).

Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы”.

1 Работа выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Рамазанова Д.И.

Просмотров работы: 126