ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КЛИЕНТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Кафедрой общей психологии Уральского государственного педагогического университета четвертый год реализуется программа профессиональной переподготовки по направлению «Психологическое консультирование, коучинг и бизнес-консалтинг». В процессе подготовки слушатели под руководством супервизора проводят индивидуальные консультации, реализуют коррекционные и тренинговые программы для всех категорий населения. В настоящее время за истекший период с 2015г. дано свыше 1100 часов индивидуальных консультаций, реализовано 14 программ, направленных на формирование коллективов, тренировку различных навыков, что частично отражено в публикациях [3, 4, 5]. Данное сообщение посвящено вопросам индивидуального консультирования, направленного на повышение качества жизни и личностной эффективности клиента, оценку возможностей и ограничений этого вида помощи в отношении клиентов, находящихся в сложной жизненный ситуации, в контексте нормативного возрастного кризиса.

В индивидуальном консультировании психолог сталкивается с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

При просмотре статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Управления Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, а также результатов социальных опросов, становятся понятными те проблемы и запросы, с которыми взрослый человек может обратиться к психологу для индивидуального консультирования.

Возьмём, например, статистические данные по бракам и разводам. Последние данные в России неутешительны: разводом заканчивается более 50% браков. В 2017 году зарегистрировано чуть более 1 000 000 браков, тогда как распалось более 600 000 семей. Возраст большинства разводящихся пар составляет от 18 до 35 лет. Вторично вступают в официальный брак лишь 27 % женщин. Из них, согласно соцопросу, только 56% бывают действительно счастливы.

Рассмотрим статистические данные, касающиеся трудностей на работе. По статистике, 42% времени менеджера уходит на урегулирование конфликтов между подчиненными. При этом большинство руководителей основывается исключительно на здравом смысле. Та же статистика сообщает, что 65% проблем в организации – это следствие испорченных отношений между сотрудниками, а 50% добровольных увольнений – результат давнего и нерешенного конфликта. Статистика также свидетельствует, что 80% граждан Российской Федерации сталкивались с синдромом профессионального выгорания.

Помимо проблем в семье и на работе взрослый человек сталкивается также с трудностями, касающимися его личностных характеристик.

По статистике крайне неуверенными в себе являются около 34% людей, 58% населения в тех или иных ситуациях чувствуют некоторое сомнение, колебание, растерянность. И только 8% человек в мире действительно знают, чего хотят и как этого достичь.

Неразрешенные внутриличностные проблемы могут привести к депрессии. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году депрессия выйдет на первое место в мире среди всех заболеваний, обогнав сегодняшних лидеров – инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. В России, на сегодняшний день, нет точной статистики, но по приблизительным оценкам 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения – в состоянии сильного стресса.

Человек в депрессии имеет в 35 раз больше шансов покончить жизнь самоубийством, чем вне ее. Ежегодно в мире более 800 000 человек кончают жизнь самоубийством, это один человек каждые 40 секунд. По данным ВОЗ, в 2017 году в России на 100 тысяч жителей приходилось до 14 случаев самоубийств.

Как мы видим, спектр проблем поистине широк: неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, трудности на работе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п.

Всё вышеперечисленное мешает развитию личности клиента. Взрослый человек нуждается в сопровождении, системе помощи. Такой необходимой помощью может стать обращение к психологу для индивидуального консультирования, в ходе которого психолог подберёт эффективные техники для развития личности клиента.

Рассмотрим объективные и субъективные факторы развития личности во взрослом состоянии.

Возраст клиентов, обращающихся за консультативной помощью, достаточно ограничен. По данным Свердловского областного центра социально-психологической помощи, пик обращаемости приходится на возрастную категорию от 26 до 45 лет.

Существует несколько подходов к возрастному развитию личности [8, 14], однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. В книге «Детство и общество» (1963 г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развёртывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Каждая стадия жизненного цикла наступает в определённое для неё время («критический период»). Полноценно функционирующая личность формируется только путём прохождения в своём развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии [19].

Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в таблице 1.

Таблица 1. Восемь стадий психосоциального развития

по Э.Эриксону [17]

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильная сторона

1. Орально-сенсорная

Рождение – 1 год

Базальное доверие – базальное недоверие

Надежда

2. Мышечно-анальная

1 – 3 года

Автономия – стыд и сомнение

Сила воли

3. Локомоторно-генитальная

3 – 6 лет

Инициативность – вина

Цель

4. Латентная

6 – 12 лет

Трудолюбие – неполноценность

Компетентность

5. Подростковая

12 – 19 лет

Эго-идентичность – ролевое смешение

Верность

6. Ранняя зрелость

20 – 25 лет

Интимность - изоляция

Любовь

7. Средняя зрелость

26 – 64 года

Продуктивность – застой (инертность)

Забота

8. Поздняя зрелость

65 лет – смерть

Эго-интеграция – отчаяние

Мудрость

Клиентов в возрасте от 26 до 45 лет по Э. Эриксону можно отнести к стадии развития личности, которую он называет средняя взрослость (от 26 до 64 лет). Рассмотрим подробнее данную стадию психосоциального развития.

Средняя зрелость (26 – 64 года): продуктивность – инертность [17]

Основная проблема седьмой стадии – выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Каждый взрослый, по утверждению Эриксона, должен или принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за возобновление и улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Таким образом, продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придёт им на смену – о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Основной темой психосоциального развития личности во второй фазе зрелости является забота о будущем благополучии человечества.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии – забота. Забота происходит из чувства, что кто-то или что-то имеет значение; забота – это психологическая противоположность апатии и безразличию. По Эриксону, она представляет собой «расширение взятых на себя обязательств заботиться о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений.

Те взрослые люди, кому не удаётся стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощённости собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чём, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества – жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения.

В данном периоде присутствуют два кризиса: кризис 30 лет, связанный с понимаем человеком своей миссии, и кризис 40 лет, когда он подводит итоги [8, 9].

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются кризисы 30 и 40 лет, возникающие на стадии средней зрелости психосоциального развития личности.

Кризис 30 лет (кризис смысла жизни)

Приблизительно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. В чем же причина возникающей неудовлетворенности своей жизнью?

По мнению И. С. Кона "никто не может реализовать себя полностью" [6], и свойственный сложившемуся взрослому человеку самоанализ выявляет эту нереализованность. Таким образом, кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом происходит переоценка ценностей и пересмотр собственной личности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным. Только в этом случае развитие могут "сковывать" семья, профессия, привычный образ жизни, может (хотя и не обязательно) сузиться реальное поле отпущенных человеку возможностей. Если же жизненный путь выбран верно, то привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, определенным ценностям и ориентациям не ограничивает, а, наоборот, развивает его личность. Ведь при удачном выборе жизненного пути другие возможности в меньшей степени отвечают особенностям человека и его личностному развитию.

Кризис 30 лет нередко называют кризисом смысла жизни. Действительно, именно с периодом кризиса 30 лет (границы которой иногда могут сдвигаться в ту или другую сторону) обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.

Проблеме смысла жизни в ее широком проявлении посвящены исследования В. Франкла. Что же представляет собой смысл жизни как психологическая категория? Согласно В. Франклу, "смысл – это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа" [15]. Проблема смысла во всех своих вариантах от частных до глобального – смысла жизни – возникает тогда, когда цель не соответствует мотиву, когда ее достижение не приводит к достижению предмета потребности, т.е. когда цель была поставлена неверно. Если речь идет о смысле жизни, то ошибочной оказалась общая жизненная цель, т.е. жизненный замысел.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 30 лет молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [10].

Кризис по сути своей не деструктивен – он даёт возможность личностного роста, возможность понимания человеком своей жизненной миссии.

Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и профессиональную компетентность. В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

Кризис 40 лет («кризис среднего возраста»)

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, всё теряет краски. Кризис среднего возраста – это прежде всего время рефлексии и переосмысления жизни [7].

Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис. Современная российская ученая О. Хухлаева [16] называет такие стереотипы:

последствия «культа молодости»;

негативный стереотип старости;

стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;

убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;

необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.

Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.

Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, Карл Юнг [20] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.

Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.

После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а нужно следовать им, несмотря на общественное мнение.

Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой [16] (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.

Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.

Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [20] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Кризисы 30 и 40 лет, возникающие на стадии средней зрелости психосоциального развития личности, могут стать для человека возможностью личностного роста, возможностью развития личности. Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни человека. Основными составляющими развития выступают физическое, психическое, духовное, социальное, культурное, интеллектуальное и профессиональное развитие. Интегральным показателем развития личности выступает ее развитость. Развитие и развитость – процесс и результат степени реализации своих возможностей человеком.

На развитие личности взрослого человека влияют как субъективные, так и объективные факторы развития личности.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются объективные и субъективные факторы развития личности.

Объективные факторы развития личности

К объективным факторам развития личности относятся: все предметы и явления окружающей действительности; преобразованная человеком природа; созданное человеком общество; культура в широком её понимании, а также – обучение и воспитание. К группе объективных факторов развития личности относятся:

- генетическая наследственность и состояние здоровья человека;

- социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;

- обстоятельства биографии;

- культурная традиция, социальный и профессиональный статус;

- особенности страны и исторической эпохи (цели и задачи развития общества, наличие или отсутствие идеологии, национальная и духовная культура, наличие и качество системы общественного воспитания и обучения в стране, участие коллективов в жизни общества).

Влияние объективных факторов на развитие личности проявляется в особенностях усвоения типичных моделей поведения (паттернов, архетипов).

Субъективные факторы развития личности

К субъективным факторам развития личности относятся:

Воспитанность

Направленность личности (целеполагание)

Потребности личности

Ценностные ориентации и установки личности

Способности личности

Жизненный опыт личности, мировоззрение

Самосознание и самовоспитание

Самоанализ

На объективные факторы развития личности человек глобально повлиять не может. По нашему глубокому убеждению, влиять на объективные факторы развития личности можно только через развитие отдельной конкретной личности. Эта мысль хорошо выражена Конфуцием: "Если хочешь изменить мир, начни с себя". Изменить себя возможно самостоятельно, а также обратившись к профессионалу. Психолог, в ходе индивидуального консультирования, применяет определённые техники развития личности, которые не только помогают разрешить предыдущие и актуальные кризисы психосоциального развития человека, но и дают возможность понять желания, цели, жизненную миссию человека.

Представленные особенности взрослости предполагают особый спектр техник развития личности на стадии жизненного пути.

Техники развития личности – это широкий спектр инструментов, который позволяет внести позитивные изменения в человеческую жизнь. Личностный рост имеет место в судьбе любого человека – происходит определенное событие, после чего говорят: человек вырос как личность. Но при использовании специальных техник процесс личностного роста можно ускорить во много раз, делая жизнь более продуктивной и приносящей чувство глубокого морального удовлетворения.

Перечислим изученные техники развития личности людей на стадии средней взрослости и кратко охарактеризуем те из них, которые применялись на практике в ходе консультирования клиента. Более подробно рассмотрим техники, направленные на работу с мотивацией, так как именно такая задача была поставлена при работе с клиентом. Анализ техник представлен как систематизация описаний, представленных в исследованиях отечественных и зарубежных авторов [1, 7, 11, 12, 13, 17]. Основной критерий отбора данных техник психологического консультирования — выраженный когнитивный компонент, направленный на изменение поведения и мышления клиента.

1. Техника работы с негативными убеждениями.

Нулевой этап

Предварительно мы уточняем у клиента, что мешает ему достичь того уровня, который он хотел бы достичь в карьере, финансах, личной жизни и саморазвитии.

Из его ответов пытаемся понять, уточняя и переспрашивая, какое убеждение препятствует ему в этом процессе.

Формулируем убеждение. Проверяем, есть ли на него эмоциональный отклик. Затем работаем по одной из возможных схем:

Схема 1

Ответьте на следующие вопросы.

1. Почему ошибочно это мнение при определенных обстоятельствах?

2. Был ли человек, который внушил мне это мнение, состоятельным в той области, о которой идет речь?

3. Если я не откажусь от этого мнения, что мне это будет стоить — финансово и эмоционально — в конечном итоге?

4. Что это будет стоить моей семье и людям, которых я люблю?

5. Улучшится ли моя жизнь, если я изменю свое мнение? Как я почувствую себя вследствие этого

Схема 2

1. Выделить идею, убеждение, которое не оспаривается, воспринимается как аксиома, и относительно этой идеи принимаются решения и следуют действия.

2. Оценить – что и в какой ситуации хорошего дает клиенту эта идея, где и как мешает.

3. Решить – насколько она мешает получить нужный результат, добиться поставленной цели.

4. Усилить, гиперболизировать, проиграть в утрированной форме. Например: «Все надо делать безупречно» – целый день каждое самое маленькое действие делать с максимально качественным результатом, постоянно перепроверяя его – мыть каждую тарелку три раза.

5. Выделить страхи и более крупные убеждения, которые стоят ЗА этим убеждением, и «пойти в них» (вариант предыдущей работы). Например, убеждение: «Я должен всё контролировать, иначе…». Вопросы: «Что случится, если не будешь контролировать?», «Чего опасаешься на самом деле?», «Что стоит за этим опасением?» (боюсь, что будет не так, как хочу, что другие не будут делать как надо, что последствия будут непоправимы, что что-то /кого-то потеряю, что будет больно, и буду грызть себя за то, что не повел себя правильно, не предусмотрел и т.д.). За этим могут быть убеждения: «Я не доверяю жизни/людям/себе», «не верю, что всё устроено мудро и разрешается наилучшим образом», «не верю, что жизнь просто так даст мне то, что мне нужно». Вопрос: «А если бы доверял, то, как бы себе вел, что стал бы делать в этой ситуации?» – отсюда выбор и осуществление.

6. Определить выгоды, которые оно приносит, дает, что получаю; найти способы получать это другим путем. Например: «Я должен всегда развиваться, совершенствоваться». Выгоды: «Это мой мощный мотиватор, чтобы достигать тог, что я хочу по жизни», «это помогает мне делать карьеру» и т.п. Минусы при этом – усталость, «загнанность», вечное недовольство результатами и собой – всегда мало. Вопрос: «Как развиваться так, чтобы не загонять и не грызть себя при этом?», «Какие другие мотиваторы могут быть?» (мозговой штурм).

7. Уменьшение «площади действия» убеждения. Например, убеждение: «Все яркие интересные мужики – бабники, с ними невозможны близкие доверительные отношения». Вопросы: «А какие отношения с ними возможны?», «А что в них должно быть, чтобы близкие и доверительные отношения стали возможны?», «А если представить, что случилось невероятное и один такой экземпляр есть, то где он мог бы быть?» Результат – позволение себе предположить, что другие экземпляры встречаются. Грубо говоря, в основном все козлы, но иногда попадаются исключения.

8. Переформулировать упражнение в задачу. Например, убеждение: «Я не могу продавать себя дорого крупным компаниям, не имея достаточного опыта работы». Переформулирование: «Как продавать себя дорого крупным компаниям, имея тот опыт, который у меня есть?»

Возможные варианты итога:

- закрепление позитивного предписания – неоднократное его повторение с примерами, как оно может работать в жизни клиента;

- формулирование эмоционально позитивной метафоры;

- сужение сферы влияния ограничивающего убеждения.

2. Техника "Съешь слона по кусочкам".

Разбить сложную задачу на простые этапы – это один из общих подходов разработки плана достижения цели.

Иногда вы можете столкнуться с большой, неподъемной для себя задачей, перед которой опускаются руки. Но делать ее все равно надо. Как? Если задача огромная, как слон, разбейте ее на маленькие простые этапы, с каждым из которых справиться вы можете.

Поэтому на вопрос: «Как съесть слона?» – лучший ответ: «Только по частям», причем достаточно маленьким, чтобы съесть в один присест. Любая большая цель кажется неподъемной лишь до той поры, пока ее не начинаешь разделять на кусочки.

«Поедание слона» можно организовать двумя способами. Первый способ – это планомерное поедание слона от хобота до хвоста. Например, если Вы начинаете писать доклад с его названия и до заключения. Второй способ – когда поедания происходит в произвольном порядке, начиная с легких, «вкусных» кусочков. Этот метод носит название «швейцарского сыра», дырки в сыре «прогрызаются» до тех пор, пока ничего кроме дырок не останется. К примеру, Вы точно знаете, что должно быть написано в основной части доклада и начинаете именно с этого кусочка.

3. Техника «Моё будущее».

Определяем одно занятие, которое вызывает у Вас лень – и делать его не хочется (что-то связанное с работой, учебой, выполнение домашних дел, спортом, вредными привычками и др.).

Берём лист бумаги А4. На листе рисуем 2 одинаковые горизонтальные линии (одну под другой). Это Ваша будущая жизнь (два альтернативных её варианта). Крайняя слева точка – это настоящее, тот момент времени, в котором Вы находитесь сейчас.

Наносим 5 отметок – моментов времени. Верхняя линия - это Ваша жизнь, если НЕ сделаете того, по отношению к чему ленитесь. Нижняя - это Ваша жизнь, если сделаете. Нанесите на листе на каждой линии справа от первой точки еще 5 точек, отметьте их и подпишите: «через 1 день», «через 1 неделю», «через 1 месяц», «через 1 год», «через 10 лет».

Подписываем точки содержательно. Вам нужно кратко и реалистично подписать, что происходит в каждой точке. Как именно то, что Вы сделали или не сделали, влияет на Вашу дальнейшую жизнь.

Делаем выводы. Что Вы поняли в процессе выполнения упражнения? Стоит ли это делать? Что ещё?

4. Техника обучения основной формуле АВС.

АВС-техника заключается в анализе и дальнейшем самоанализе клиентом по АВС-модели привычных вербальных реакций и интерпретаций и дальнейшим их переструктурировании.

РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия) считает, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных верований (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности.

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

Три базовых принципа работы с верованиями:

1. Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму верований.

2. Не важно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).

3. Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь! Это принцип конкретной и регулярной работы.

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») – ядро теории РЭПТ. Другие названия «модель терапевтических изменений» и «ABC-теория личности». Описывает не только процесс возникновения ошибочных эмоций и поведения, но и как устранять их причины.

• «А» (активаторы, англ. activating events) – это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.

• «В» (англ. beliefs) – верования.

• «С» – следствия (англ. consequences).

Рис. 1. АВС-модель

В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды – «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» – следствию (англ. consequences).

Рис. 2. Когнитивная модель поведения в ситуации «Вас уволили с работы»

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.

5. Шоколад Леди Годива.

Данная техника является техникой НЛП и очень полезна для изменения чувств относительно заданий, которые человек твёрдо решил выполнить, но осуществление задуманного не доставляет удовольствия в настоящее время.

Для начала определяем задачу, которую нужно выполнить, получая от этого удовольствие. Затем необходимо осуществить экологическую проверку данной задачи на намерение и вторичные выгоды. Для этого нужно ответить на следующие вопросы. Имеется ли в Вас какая-либо часть, которая возражает выполнения задания или получению от этого удовольствия? Что произойдёт, если не выполнять Это, делать вместо Этого что-то другое, делать Это без удовольствия? Для каждой вторичной выгоды найдите не менее трёх новых вариантов поведения, при помощи которых можно эту вторичную выгоду удовлетворить.

После экологической проверке приступаем непосредственно к выполнению самой техники. Представьте мотивирующую картину №1 (мотивирующий образ): что-либо, чем вы безгранично наслаждаетесь (например, шоколад). Представлять нужно очень живо, используя все органы чувств. Затем представьте мотивирующую картинку №2 (образ дела, задания): себя, выполняющего задачу, которую вы решили делать так, чтобы получать удовольствие. Далее осуществляется процесс взмаха. Поместите прямо перед своим внутренним взором картинку №2 и прямо позади неё картинку №1. Быстро проделайте маленькую дырочку в центре картинки №2 так, чтобы вы могли видеть через неё картинку №1. Быстро увеличьте это «отверстие» до такого размера, который нужен вам, чтобы получить полную реакцию на картинку №1. Теперь закройте отверстие, но только с такой скоростью, которую вы можете позволить себе, чтобы продолжать чувствовать реакцию на картинку №1. Проделайте этот процесс так быстро, как вы сможете, ещё три раза. Цель процесса – чувства по отношению к картинке №1 «привязать» к картинке №2. Проверьте успешность достижения цели. Выполните или подумайте о выполнении поставленной задачи (дела или задания) – картинка №2. Привлекает ли вас оно также, как картинка №1?

Данную технику можно применять для тех задач, которые не вызывают сильных негативных эмоций. Выполнять технику можно как угодно часто, но мотивирующий образ рекомендуется для каждой отдельной задачи находить разный. Не рекомендуется в качестве мотивирующего образа выбирать секс, есть риск того, что однажды секс может получиться очень мрачный (с привкусом мытья посуды, стрики носков или других неприятных дел).

6. Раннее детское воспоминание.

7. Волшебная палочка.

8. Техника «Пустой стул».

9. Техника «Кристалл Пезешкиана».

10. Техника «Колесо баланса».

11. Техника «Пирамида Дилтса (пирамида нейрологических уровней)».

12. Матрица мотивации.

13. Тайм-менеджмент (матрица Эйзенхауэра).

14. Обратное планирование: финансы, семья, личностное развитие.

15. Мета-программный анализ личности.

16. Мета-программное интервью.

17. Технологии решения предпринимательских задач. Фрагментирование (чанкинг).

18. Технологии решения предпринимательских и социальных задач: дефицитарный и профицитарный подход.

19. Объёмное мышление: чтобы понять стратегии необходим мета-взгляд.

20. "Чанкинг". Детализация и фрагментирование проблемы. Стратегии анализа реальности. Превращение проблемы в техническую задачу.

21. Реактуализация результата. Спецификация результата.

22. Работа с "внутренними диалогами".

23. Планирование как программирование результата: "самонаведение" на результат.

24. Переход от шаблонов тайм-менеджмента к матрице управления продуктивностью во времени.

25. Важнейшие жизненные ресурсы: энергия, время. Планирование по секторам: А, В, С, D.

26. Создание универсальной матрицы необходимых действий на неделю.

27. "Моя большая амбициозная цель" и "Моя большая чёрная дыра".

28. Иерархия групп ценностей. Мотивация в соответствии с группами ценностей.

29. Сценарное развитие жизни. Изменение сценария — через "недостигаемые" цели.

30. Техника работы с внутренними диалогами при изменении "сценарного" образа действий.

31. Матрица анализа финансовых потоков в актуальном жизненном сценарии.

32. Качественное описание next level по трём областям: бизнес, семья, личная сфера.

33. Имажинерия.

34. Визуальная технология: генератор нового поведения.

35. Клининг окружения.

36. Матрица анализа финансовых потоков.

37. Финансовая Имажинерия.

38. Внутреннее ресурсное состояние.

39. Grow.

40. "Модель Уолта Диснея". Комплексное ресурсное интеллектуально-психо-эмоциональное состояние.

41. Мета-позиция. Технология анализа имеющейся информации, с целью выделить главное и принять верное решение.

42. Интерфейс управления ресурсами сознания. Описание уровней: бытовой, профессионально-технический, сенсорно-экспертный, героический, магический, трансформационный, тотемный, смерти-возрождения.

43. "Клады сознания". Картирование внутренних ресурсов человека.

44. Техника работы с негативными состояниями.

45. Взмах.

46. Архетипы в программировании и управлении жизнью и карьерой.

Таким образом, существует несколько подходов к возрастному развитию личности, однако психологическая теория Эрика Эриксона предлагает наиболее целостный подход к росту и развитию человека, включая в себя как поведенческий, так и социальный, духовный и соматический компоненты.

Основная проблема данной стадии психосоциального развития личности – выбор между продуктивностью и инертностью. Результатом прогрессивного развития личности являются такие качества как творчество и забота.

В данном периоде присутствуют два кризиса: кризис 30 лет, связанный с понимаем человеком своей миссии, и кризис 40 лет, когда он подводит итоги.

Наличие кризисов 30 и 40 лет на стадии средней зрелости психосоциального развития личности свидетельствует о том, что на предыдущих стадиях какие-то задачи не решились. Успешное разрешение первых четырёх кризисов (надежда, сила воли, цель, компетентность) является прелюдией к проактивному функционированию на последующих стадиях. Эриксон был твёрдо убеждён в том, что у каждого человека, особенно в течение последних четырёх стадий, есть определённая возможность разрешить и предыдущие, и актуальный кризисы. Эриксон настаивает на том, что развитию человека нет пределов – оно происходит на протяжении всего жизненного цикла.

На развитие личности взрослого человека влияют как субъективные, так и объективные факторы развития личности.

На объективные факторы развития личности человек глобально повлиять не может. По нашему глубокому убеждению, влиять на объективные факторы развития личности можно только через развитие отдельной конкретной личности. Изменить себя возможно самостоятельно, а также обратившись к профессионалу. Психолог, в ходе индивидуального консультирования, применяет определённые техники развития личности, которые не только помогают разрешить предыдущие и актуальные кризисы психосоциального развития человека, но и дают возможность понять желания, цели, жизненную миссию человека, что требует применения техник когнитивно-ориентированных, направленных на изменение способов реагирования, оценки и поведения человека.

Главное, чего нужно добиваться на данной стадии – должно быть много результатов. Основной девиз человека в возрасте от 26 до 64 лет – любить и работать. А продуктивно это делать помогут эффективные техники развития личности людей на стадии средней взрослости, представленные выше, ориентированные на повышение осознанного и самоорганизующегося поведения личности.

Рассмотрим клиентский случай, иллюстрирующий данное положение возрастно-психологического консультирования, ориентированного на помощь лицам на определенной стадии развития. Клиент Ф. – мужчина, 30 лет. Разведён. Есть дочь, ей 6 лет. Работает оператором на заводе.

Испытуемый принадлежит к возрастному периоду 26 – 64 года, что соответствует стадии средней зрелости, согласно возрастной периодизации Э. Эриксона. В данный момент клиент Ф. остро переживает кризис 30 лет.

Работа с клиентом Ф. велась в формате индивидуального консультирования. Было проведено 4 сессии.

Сессия №1

Первоначальная формулировка запроса клиента: «Хочу, чтобы мне жилось лучше».

Определённого подхода, в котором велась консультация, как такового не было, или можно сказать, что это был эклектичный подход.

В процессе исследования проблемы, чтобы создать и укрепить доверительный контакт, внимательно выслушала клиента, проявляя максимальную искренность, эмпатию и заботу. Мною был объяснён процесс консультирования, чтобы помочь клиенту снять напряжение и почувствовать себя в безопасности. Для установления контакта с клиентом использовались техники: активное слушание, контейнирование, открытые вопросы. Это является необходимым этапом установления доверия и активизации процесса контакта клиента с собственными чувствами, которые, как показывают исследования, крайне затруднены в этот период [2].

Клиент Ф. – мужчина, 30 лет. Старший сын в семье. Отец ушёл из семьи, когда ему было примерно 6 лет. Мама воспитывала его одна. Есть сводный брат. Отчим тоже ушёл от них, когда младший брат был ещё маленький.

Образование среднее профессиональное (техникум). Работает оператором на заводе (металлургических комбинат). Есть способности к программированию, нравится создавать компьютерные игры. Писал раньше (5 лет назад) фантастические рассказы, даже выкладывал их на определённых сайтах. Сейчас ничего не пишет. Неохота.

Развелся год назад. Измена жены. В браке прожили 7 лет. Есть дочь, 6 лет. Дочь живёт с матерью. Сам он проживает один в большой трёхкомнатной квартире, которую они взяли с бывшей женой в ипотеку.

В последнее время бессонница, нет настроения. Бывает, что пьёт один дома. Сам он в жизни замкнут, предпочитает сидеть дома.

На этапе исследования проблемы выяснилось, что клиенту очень плохо в душевном плане. Его мучает мысль, что всю оставшуюся жизнь он будет один. Ему сложно заводить новые контакты, а после измены жены, ещё и нет доверия. Он считает, что все женщины неинтересные (ему не о чем с ними говорить) и всем им нужно только одно (деньги). К тому же сам он достаточно нелюдим и сложен в общении. Исходя из вышесказанного, он убеждён, что вероятность встретить женщину, с которой ему захочется жить вместе, практически равна нулю.

Отношения с бывшей женой запутанные и сложные. После измены, жена полгода жила с другим мужчиной (любовником). В это время они развелись. Потом она вернулась к нему. Он её принял. Думал, что всё будет как раньше. Но у них не получилось. Жена не захотела с ним жить и через полгода они снова стали жить раздельно. Он не может отпустить эти отношения. Бывшая жена – единственная женщина, с которой ему было хорошо. Но и измену простить сложно. А главное – он ей не нужен. Причина, по которой жена стала изменять – он уделял ей и дочери мало внимания, всё свободное время проводил за компьютером.

Клиент уже год проживает один и с другими женщинами не встречается. Нет даже попыток общаться дистанционно (на сайтах знакомств).

Помимо мыслей, что он обречён на одиночество до конца жизни, клиента мучает нереализованность жизненных планов. Он ненавидит свою работу, на которой ему приходится работать, т. к. кредит, ипотека, алименты. Он ненавидит этот город. Он хотел бы жить в Америке. Много путешествовать. Он мечтает об интересной работе, которая приносила бы помимо удовольствия много денег. В качестве такой работы могло бы подойти создание компьютерных игр.

В данный момент он ощущает бесцельность своей жизни, его мучает апатия. Ему ничего неинтересно. У него всегда плохое настроение. Ничего хорошего в его жизни не происходит. Он страдает бессонницей. Иногда выпивает один.

Клиент считает, что главное, что мешает ему достичь высокого уровня в карьере и личной жизни – это лень и неуверенность в себе. Это именно то, что он хотел бы изменить. В процессе сессии чётко и много раз прозвучало убеждение «У меня никогда ничего не получится». В то, что ему могут помочь не верит, хотя считает, что можно попробовать, вдруг случится чудо.

В процессе исследования проблемы я старалась выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную эмпатию, избегая оценки и манипулирования. Клиент сложен в общении. Часто возникали паузы. Чтобы выяснить запрос, приходилось постоянно что-то спрашивать. Много ходили кругами, клиент постоянно перескакивал с одной темы на другую. Больше всего и более охотно он говорил про ненавистную работу. Про семейную ситуацию говорил мало и, в основном, отвечая на мои вопросы.

При разговоре клиент редко смотрел в глаза. В начале консультации тело клиента было напряжено, поза закрытая (руки скрещены на груди), туловище откинуто назад. По истечении некоторого времени клиент чуть-чуть расслабился, появилась жестикуляция, туловище наклонилось по направлению ко мне. Голос ровный, однотонный, без модуляций.

Двумерное определение проблемы происходило достаточно сложно. Основной приём, который я использовала – перефраз. Также использовались «Я» и «Ты» высказывания. Клиент утверждал, что у него везде всё плохо. И снова много раз прозвучало убеждение «У меня никогда ничего не получится». В конечном итоге клиент пришёл к выводу, что он хочет изменить свою жизнь к лучшему. Для достижения своих целей главное, что ему нужно сделать, – это победить свою лень и неуверенность в себе.

Формулировка запроса клиента после уточнения: «Победить лень и неуверенность в себе». Прежде всего клиент хотел бы справиться с ленью, иначе ему будет лень взращивать уверенность в себе.

Основная трудность, которую я испытывала на этапе двумерного определения проблемы, заключалась в моей неуверенностью, что это именно то, что нужно клиенту. Возможно, причина, по которой ему стало столь сложно жить, кроется вовсе не в лени. Но мне не хватало компетентности, чтобы разобраться в этом и тем более объяснить клиенту его трудности. К тому же у меня возникли серьёзные опасения, что у клиента депрессия. Возможно, со стороны клиента присутствовало сопротивление. Предполагаю это, исходя из того, что одно из главных убеждений клиента: «У меня никогда ничего не получится».

На мой взгляд бороться с прокрастинацией, руководствуясь в жизни убеждением «У меня никогда ничего не получится», невозможно. Поэтому я предложила клиенту поработать сначала с данным убеждением, а уже после того, как мы хотя бы уменьшим масштаб данного убеждения, мы спланируем, как будет решать проблему – искоренять лень.

Мне показалось, что именно это убеждение может быть причиной и лени, и неуверенности в себе. Мы начали работать с ним по схеме 2. Но не закончили, не хватило времени. Когда выясняли, что хорошего может дать это убеждение, всплыло ещё одно «Если ничего не получается, можно ничего и не делать». Очевидная выгода клиента в данном убеждении – оправдание своей лени. Клиент согласился, что данное убеждение очень сильно мешает ему в достижении поставленных целей.

Остановились мы на выделении страхов, которые стоят за этим убеждением. В качестве «домашнего задания» клиент должен был поразмышлять, какие страхи стоят у него за убеждением «У меня никогда ничего не получится».

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются ошибки, допущенные с моей стороны в процессе консультирования.

Я испытывала сильную тревогу в начале и в конце консультации. Не знаю, насколько это было заметно.

На этапах исследования проблемы и двумерного определения проблемы мне было сложно использовать технику перефразирования. Клиент высказывался довольно односложно, неразвёрнуто. Я никак не могла разговорить клиента. Поэтому я иногда искажала или заменяла смысл утверждения клиента, а также довольно часто добавляла что-либо от себя. Кроме того, мне необходима была концентрация, чтобы выразить мысли клиента своими словами. В эти моменты я задумывалась об этом, и теряла нить рассуждений клиента и контакт с ним.

Я сильно зациклилась на недостаточности профессиональных знаний. Это не только вызывало дополнительную тревогу, но и мешало мне быть самой собой. Я загнала себя в рамки профессиональной роли и не проявляла себя в работе с клиентом как личность. Я упускала подходящие моменты для воздействия. Я мало одобряла и практически не успокаивала. Просто активно слушала клиента.

При анализе консультации был выявлен контрперенос. Мне всегда было тяжело общаться с людьми, которые обо всём отзываются негативно. Основная моя эмоция – ну и зануда, неудивительно, что жена от него ушла.

Сессия №2

Консультация проводилась в когнитивно-поведенческом подходе. Мною был выбран именно этот подход, так как когнитивные техники помогают изменить негативные убеждения и непродуктивное поведение. Запрос клиента – изменить непродуктивное поведение – искоренить лень, которая мешает клиенту быть успешным в личной жизни и профессиональной деятельности. Также у клиента наблюдается стойкое негативное убеждение «У меня никогда ничего не получится».

В ходе консультации я продолжала использование техник, помогающих поддерживать консультативный контакт с клиентом: эмпатичное, активное слушание, контейнирование, открытые вопросы, «Я» и «Ты» высказывания, перефраз. Параллельно процессу консультирования я отлавливала свои чувства, связанные с контрпереносом на клиента, и вырабатывала безоценочное принятие клиента.

Настроение клиента за неделю не поменялось.

Мы закончили работу с негативным убеждением «У меня никогда ничего не получится». Размышления о страхах, стоящих за данным убеждением привели клиента к выводу, что он боится негативной оценки того, что он делает, осуждения и насмешек, боится неудач.

В процессе беседы мы вместе с клиентом пытались уменьшить «площадь действия» убеждения. В результате клиент остановился на формулировке «Когда я хочу, я могу добиться успеха». Основная проблема теперь заключалась в том, чтобы заставить себя хотеть. Дальнейшая работа мне виделась в работе с мотивационной сферой клиента.

Прежде чем продолжить консультацию я посчитала необходимым провести процедуру тестирования для выявления депрессии. Мною была использована методика «Шкала депрессии Бека». Клиенту был выдан на руки опросник, который заполнялся им самостоятельно. Обработку результатов я проводила уже после консультации. Интерпретация результатов тестирования изложена в анализе сессии №3.

На этапе идентификации альтернатив клиентом был составлен письменный список вариантов решения проблемы – как избавиться от лени. Применяя технику ««Съешь слона по кусочкам», мы пришли к выводу, что нужно выбрать одну конкретную задачу и решать её. Мне казалось, в случае успешного выполнения данной задачи клиент сможет вернуть в свою жизнь чувство контроля. Клиентом была выбрана задача: гулять не менее 1 часа в день (именно прогулка, а не дорога на работу и с работы). Клиент уже пытался выполнять данную задачу, но всё прекращалось, так как ему было лень выйти из дому. Для данной же задачи мы выполнили технику «Моё будущее».

Были определены сроки выполнения данной задачи – в течение двух недель. Клиент придумал для себя награду в случае достижения цели: купить себе глинтвейн.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются ошибки, допущенные с моей стороны в процессе консультирования.

Считаю, что при идентификации альтернатив техники были выбраны неверно. Здесь больше подошли бы техники «Кристалл Пезешкиана», «Колесо баланса», «Пирамида Дилтса».

На этапе идентификации альтернатив возникла проблема. Я не могла навязывать своих решений клиенту. Клиент же был немногословен и помогать мне придумывать варианты решения проблемы не собирался. Поэтому мне кажется, что данная задача – это не то, чего клиент хотел на самом деле.

Считаю неудачным выбор награды клиентом, учитывая его склонность выпивать в одиночку и возможную депрессию, но повлиять на этот выбор, предлагая другие альтернативы, мне не удалось.

Сессия №3

На предыдущей сессии было проведено тестирование для диагностики депрессии (методика «Шкала депрессии Бека»). Результат: 23 балла – выраженная депрессия (средней тяжести).

Клиенту было рекомендовано обратиться за консультацией к психотерапевту. Клиент на предложение отреагировал без особого энтузиазма. Возможно, он обратится. Я разъяснила клиенту, что без медикаментозного лечения, которое ему может предложить психотерапевт, процесс продвижения к результату может идти медленнее. Кроме того, с клиентами, находящимися в депрессивном состоянии рекомендуется встречаться чаще. Клиент не проявил желания работать со своей депрессией.

Консультация проводилась в когнитивно-поведенческом подходе.

В ходе консультации мы обсудили модель АВС Эллиса.

В процессе разговора выяснилось, что он считает, что дочь его не любит, а только использует для получения лакомств и подарков. Он думает, ей с ним скучно, неинтересно и она с нетерпением ждёт, когда вернётся к маме. Мы обсудили насколько адекватна его интерпретации поведения дочери (используя в том числе и модель АВС Эллиса). Далее я сделала акцент на чувствах дочери, на ее трудностях в связи с тем, что мама и папа живут раздельно. Похоже, клиент не думал об этом.

Достижение цели пока осталось на нулевом уровне. Мною была предпринята попытка подобрать подходящие аргументы для продолжения. Частичная неудача – ещё не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. Самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом. Я пыталась помочь клиенту принять на себя ответственность за решение его проблем. Это было сложно, клиент хотел найти какой-то волшебный способ.

Предметом нашего дальнейшего рассмотрения являются ошибки, допущенные с моей стороны в процессе консультирования.

В процессе консультирования возникла новая и глубоко скрытая проблема во взаимоотношениях с дочерью. Думаю, что в данном случае мне необходимо было вернуться к предыдущим стадиям и пересмотреть запрос клиента.

Психологическая техника и подход были выбраны неверно. В состоянии депрессии индивид считает своё восприятие мира единственно правильным. Реструктурировать иррациональные воззрения клиента в таком состоянии практически невозможно.

Сессия №4

Консультация велась в когнитивно-поведенческом подходе.

Клиент пришел в хорошем настроении. Это хорошее настроение в целом не покидало его всю эту неделю. Ему удалось три вечера посвятить прогулкам. Клиент явно был этим вдохновлен.

Мы применили технику «Шоколад Леди Годивы», чтобы приблизиться к достижению цели. Клиенту всё ещё очень тяжело побороть лень.

Оставшееся время обсуждали суждения из «кодекса невротика».

После четвёртой консультации клиент пропал. Сначала это были довольно убедительные причины перенести или отменить сессию. Потом клиент позвонил и сказал, что ему еще хуже. Он проспал и не вышел на работу и его чуть не уволили. Он пока прекратит наши встречи, они ему не помогают.

Таким образом, цели консультирования достигнуты не были.

Прогноз развития ситуации клиента неутешительный: в жизни клиента ничего не изменится, депрессия останется или на том же уровне, или может усилиться.

Я вижу две основные причины неудачи. Недостаточность профессиональных знаний с моей стороны, и отсутствие желания активного сотрудничества с психологом в виду состояния депрессии средней тяжести со стороны клиента. Сложно было бороться с желанием клиента, чтобы консультант сам разрешил его проблемы.

Мне не хватало опоры на определённую теорию, которая помогла бы мне сформулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы. Имея такую опору я могла бы почувствовать себя безопаснее при столкновении с хаотичным, дезорганизованным миром клиента. В виду отсутствия прочной теоретической базы всё, что я могла предложить клиенту – применение частных техник. Выбор этих техник оказался хаотичным и неверным.

В тоже время, я сильно зациклилась на недостаточности профессиональных знаний. Это не только вызывало дополнительную тревогу, но и мешало мне быть самой собой. Я загнала себя в рамки профессиональной роли и не проявляла себя в работе с клиентом как личность.

Наличие контрпереноса свидетельствует о том, что мне как консультанту необходимо пройти личную терапию и решить свои проблемы при содействии опытного профессионала.

Также недостатком сессий было отсутствие подведения итогов на каждом этапе консультирования.

Консультанту необходима опора на систему теоретических воззрений, ориентация на любое выбранное им направление. Поэтому моя дальнейшая цель – выбор определённого направления, прохождение курсов по обучению в данном направлении.

В результате отрицательного опыта мною было осознано, что консультанту необходимо стремиться с синтезу профессиональных навыков и личной идентичности и развитию того и другого.

Важно подчеркнуть, что консультирование — это процесс совместной работы клиента и специалиста, поэтому крайне необходима активная позиция самого клиента. Нередко этого не происходит в достаточной мере. Обращаясь за помощью, человек ищет простых, но «волшебных» решений, которые в один момент исправят ситуацию, разворачивающуюся годами. Поэтому полезность поведенческого подхода не вызывает сомнений, но требуется подготовительная встреча, на которой клиенту будет разъяснено, как происходит работа, за счет чего разворачиваются изменения, с какой скоростью от чего зависит процесс улучшения его жизни — все это делается для распределения ответственности между участниками процесса консультирования и повышения его эффективности.

В целом, анализ клиентского случая позволяет глубже рассмотреть процесс установления отношений взрослой личности с другой личностью, выделить паттерны реагирования, сложившиеся в течение жизни и препятствующие развитию (в данном случае — страх эмоциональной близости, открытости опыту, склонность фантазировать, а не решать проблему, стремление перекладывать ответственность на окружающих). Также рассмотрение частного примера из практики позволяет проследить влияние техник консультирования на поведение клиента и его отношение к самому себе (как только эмоциональная боль притупилась, клиент утратил мотивацию к изменению, что свидетельствует о глубокой травматизации).

В связи с тем, что с возрастом происходит индивидуализация всех высших психических процессов, личностных структур и защит, рассмотрение частных случаев представятся значимым и содержательным приемом анализа специфики психологического развития личности в период взрослости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники. – М.: Просвещение, 1999.

Иванова Е.С. Вербализация эмоций: возрастные и гендерныеразличия. // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2011, №4 (95). С. 180 -188.

Иванова Е.С., Лисовская М.А. Техники нейро-лингвистического консультирования в системе сопровождения личностного роста клиента// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2016. № 9 (66). С. 73-79.

Иванова Е.С., Матвеева Д.В. Биопсихосоциальные особенности специалистов-психологов как детерминанты эффективности в профессии. Новое слово в науке и практике : гипотезы и апробация результатов исследований. // Сборник материалов XXXIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 48-54.

Иванова Е.С., Савичева Е.А. Индивидуальное психологическое консультирование по вопросам семейных отношений. // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии, 2016. № 10 (67). С. 59-63.

Кон И. С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984.

Кочюнас Р. Психологическое консультирование: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2017.

Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000.

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2005.

Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2000.

Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991.

Сахакиан У. С. Техники консультирования и психотерапии. Тексты. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Толстых А. В. Возрасты жизни. – М.: Молодая гвардия, 1988.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.

Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. – М.: Генезис, 2009.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2017.

Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход» – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

Эриксон Э. Х. Детство и общество. – М.: Университетская книга, 1996.

Юнг К. Г. Жизненный рубеж. Проблемы души нашего времени. –СПб.: Питер, 2016.

Просмотров работы: 165