Качество высшего образования как условие решения проблем трудоустройства выпускников вузов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Качество высшего образования как условие решения проблем трудоустройства выпускников вузов

Баева А.В. 1, Валишева Н.В. 1
1РГППУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время всё больше возрастает потребность в высшем образовании. Это происходит из-за того, что растет научно-техническая оснащенность труда, доля высокотехнологичных сфер производства и услуг, и, соответственно, работодатели стремятся принять на работу и видеть у себя в коллективе умных и амбициозных специалистов.

При этом не снижается уровень и количество проблем, возникающих в процессе трудоустройства выпускников.

Выделим две, на наш взгляд, основные группы проблем.

Первая группа проблем связана с растущей динамикой изменений, происходящих на рынке труда, что вызывает дисбаланс между потребностями рынка труда в определенных профессиях и предложением вузов.

Службой исследований компании HeadHunter в 2017 году был выявлен дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда. Соотношение количества резюме к количеству открытых вакансий в России зафиксировано на уровне 6,5 [1].

Выравнивание данного дисбаланса осуществляется путем государственного регулирования набора в вузы, например, снижения квоты бюджетных мест в вузах на некоторые направления подготовки. Так, коллегия Минобрнауки России приняла решение [2] увеличить число бюджетных мест на 2017/2018 учебный год по педагогическим направлениям подготовки, по программам в области здравоохранения и медицины, сельского хозяйства, математических и естественных наук и сократить количество бюджетных мест на юридические и экономические специальности.

Нужно отметить, что самый высокий процент трудоустройства в целом по России у выпускников педагогических вузов, он составляет около 74-75%, что выше российского показателя, который составляет 70% [3]. Наибольшее же число нетрудоустроенных выпускников обучалось по направлениям подготовки «Экономика и управление» и «Юриспруденция», суммарно на эти два направления приходится около 50% всех нетрудоустроенных выпускников, то есть почти каждый второй нетрудоустроенный выпускник получил юридическое или экономическое образование [4]. Наиболее востребованными на рынке труда являются инженерные направления подготовки.

Стоит отметить, что по состоянию на 2016 год в Российской Федерации в среднем, не трудоустроено 29,9% выпускников ВУЗов (табл. 1).

Таблица №1

Трудоустройство выпускников по округам (по состоянию на 2016 год) [5]

 

Трудоустроено

Не трудоустроено

Уральский федеральный округ

80%

20%

Северо-Западный федеральный округ

79%

21%

Приволжский федеральный округ

79%

21%

г. Санкт-Петербург

78%

22%

Центральный федеральный округ

76%

24%

Сибирский федеральный округ

76%

24%

г. Москва

74%

26%

Дальневосточный федеральный округ

73%

27%

Южный федеральный округ

70%

30%

Северо-Кавказский федеральный округ

52%

48%

г. Севастополь

34%

66%

В том числе 3-4% в каждом округе являются индивидуальными предпринимателями.

Сведения о трудоустройстве выпускников позволяют дать объективную информацию о российской системе образования и могут быть использованы, в том числе, при построении различных национальных и международных рейтингов вузов. Однако только методами государственного регулирования вряд ли можно решить проблемы трудоустройства.

Главным механизмом здесь может стать постоянное совершенствование качества высшего образования, его динамичный, опережающий характер, своевременно учитывающий изменения, происходящие на рынке труда. В пользу этого говорит и тот факт, что при трудоустройстве выявляется и другая группа проблем. Даже в том случае, если профессия и специалисты определенного профиля востребованы на рынке труда существуют барьеры, препятствующие их приему на работу. И главный из них – это не готовность выпускников вузов к выполнению профессиональных трудовых функций, отсутствие профессионального опыта и необходимых компетенций. А это уже непосредственно касается качества подготовки специалистов в условиях высшей школы.

Сегодня, обязательным условием приема на работу в большинстве компаний является наличие немалого стажа работы по указанной специальности, и это неудивительно, ведь только теоретических знаний на сегодняшний день недостаточно для того, чтобы компетентно выполнять функциональные обязанности [6, с. 21].

Чтобы помочь выпускнику трудоустроиться, вузам следует совершенствовать образовательную программу. Студентам необходимы не только теоретические знания. Следует в большей степени формировать профессиональные навыки и умения, компетенции которые будут востребованы на рабочем месте по выбранной специальности. При этом, учебный план следует составлять таким образом, чтобы теоретическая база, осваиваемая студентам на занятиях, непрерывно дополнялась практическими навыками. Это поможет будущим специалистам получить реальное представление о выбранной профессии и понять значимость полученной теоретической информации, ведь на данный момент, когда существует огромное количество направлений подготовки обучающихся, некоторые студенты даже не представляют, как, где и кем они будут работать, получив диплом о высшем образовании. С этой целью стоит активнее внедрять в вузах опыт дуальной системы подготовки (Германия), систему work-based learning (Великобритания), различные формы стажировки, проектные формы организации процесса обучения.

Для поддержки будущих специалистов и содействия студентам в получении практического опыта работы можно использовать следующие меры:

- направлять студентов российских вузов в ведущие университеты мира и крупные зарубежные компании для прохождения стажировок и обмена опытом;

- формировать государственный и социальный заказ на подготовку специалистов определенных профессиональных направлений;

- заключать договоры о целевой контрактной подготовке студентов старших курсов с предприятиями;

- развивать программы стажировок на предприятиях;

- внедрять социальные программы поддержки молодых специалистов;

- оказывать помощь выпускникам в разработке бизнес-планов для открытия собственного дела.

Для решения проблем трудоустройства также можно обратиться к прошлому опыту решения данной проблемы в России.

Например, во времена Советского Союза, была внедрена практика «работы по распределению». Работа по распределению – это практика трудоустройства выпускника высшего учебного заведения, обязательного на определенный срок, как для самого выпускника, так и для работодателя [7, с. 29]. Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе, специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам, нуждающихся в специалистах данного профиля. Выпускник был обязан отработать три года, и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию.

Такой работающий по распределению имел юридический статус «молодого специалиста». Отличительной чертой лиц, имеющих такой статус, было то, что этих работников нельзя было уволить без специального разрешения министерства.

Конечно, в современном мире данную процедуру следует модернизировать, так как, на наш взгляд, она (в том виде, в котором была в СССР) нарушает статью 37 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.

Поэтому, данную процедуру следует сделать добровольной и предусмотреть возможность выпускника уйти с этого места раньше установленного срока. Так же следует при таком распределении учитывать индивидуальные особенности выпускника, его успеваемость, творческие способности. Данная мера может обеспечить лицам, которые заинтересованы в получении опыта по специальности, найти работу без особого труда.

Чтобы уменьшить количество нетрудоустроенных выпускников вузов необходимо объединить усилия Министерства науки и высшего образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, других министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, руководителей учреждений высшего образования и разработать меры, направленные на решение данной проблемы. Необходима интеграция механизмов государственного регулирования с постоянной работой вузов по совершенствованию качества образования.

Список литературы

Эксперты подвели итоги года на российском рынке труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20171229/ 1511971570.html

Протокол заседания коллегии Минобрнауки России от 23 декабря 2015 г. № ПК-5вн по вопросу «О планировании объема контрольных цифр приема на 2017/18 учебный год (высшее образование) и планировании объемов подготовки кадров по программам среднего профессионального образования в 2017 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/7932

Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://vo.graduate.edu.ru/ #/?year=2015&year_monitoring=2016

Подведены итоги мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/новости/5864

Трудоустройство выпускников по округу вуза [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://vo.graduate.edu.ru/booklet#/ ?year=2015&year_monitoring =2016&board=4

Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Материалы Международной научно-практической заочной интернет-конференции. Москва, 2011. С. 19 – 22.

Морозов П. Е. Некоторые проблемы трудового права в России в условиях глобализации // Бизнес в законе. 2014. № 5. С. 28 – 31.

Просмотров работы: 10