За последние годы в медицине в области здравоохранения процесс развития идет быстрыми темпами. Все новые и новые лекарственные препараты, методы их изготовления, новое оборудование. IT-технологии все больше внедряются в научные сферы. Медицина не является исключением.
В данный момент достаточно трудно отыскать сферу, в которой не используются IT-технологии, так как они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Быстрые темпы прогресса на фоне повсеместного внедрения информационных технологий охватили и медицину.
Под пониманием информация в здравоохранении мы будем представлять совокупность медицинских, экономических, психологических, социальных и других сведений об основных системах здравоохранения (допустим, области) и её окружения, необходимых для принятия решения, необходимого в данной ситуации, и осуществления связи между управляемыми и управляющими подсистемами.
Продуктивность обмена информацией находится в прямой зависимости от решения как организационных (информирование и консультация пользователей, организация более подходящего обмена документов, разработка юридических норм, так и постоянного расписания, организационно- экономических структур, согласование интересующих вопросов с другими организациями), так и технических задач (оборудование в медицинских учреждениях, а именно: компьютерной техникой, средствами связи и коммуникации, создание банков данных, ПО). Неверные оценки значимости информации приводят к утере важнейшей информации. Обработка медицинской информации осуществляется в вычислительных центрах на высокопроизводительных компьютерах. В них располагаются основные средства хранения информации и поддержки баз данных, а также инструментальных средств подготовки и исполнения документов.
Особое место занимают так называемые “облачные” технологии обработки информации. При них она передается по каналам связи (web-сервисы, оптоволокно, спутники) на удаленный от пользователя высокопроизводительный компьютер, оснащенный развитыми программами, вплоть до экспертных систем и искусственного интеллекта, где и производится работа с информацией. Итоговый результат при этом отправляется пользователю.
Централизованная информационная обработка стала наиболее популярной в связи с прогрессом в области ПК устройств. Наличие производительных ПК, оснащенных большим количеством программных обеспечений, дало возможность выполнять сложные информационные действия на рабочем месте специалиста. Возникли новые аппаратно-программные комплексы, изначально предназначенные для такой работы - автоматизированные рабочие места персонала. Современное поколение диагностических аппаратов (МРТ, МСКТ, ультразвуковых аппаратов, гамма - камер) обладает встроенными возможностями обработки информации онлайн. В данных условиях обработка данных осуществляется программами непосредственно во время сбора информации. Данный подход во многом улучшает качество получаемой информации и облегчает работу персонала.
В последние годы в медицине начинает набирать популярность такое направление как телемедицина. Под пониманием телемедицины мы будем подразумевать использование телекоммуникационных и компьютерных технологий с целью обмена медицинской информацией. Телемедицина в наши дни является одним из наиболее быстро растущих отраслей здравоохранения во всем мире (около 15-20 % в год).
Телемедицина охватывает такие области медицины, как: консультирование и диагностика определенных субъектов (например, врач и пациент), также может использоваться при дистанционном обучении студентов и при повышении квалификации медицинского персонала, оперативное получение последних исследований и тд.
Основными задачами телемедицины становятся: снижение стоимости получения медицинской помощи, повышение качества обслуживания, преодоление территориальной изоляции в удаленных местах, профилактическое обслуживание населения и тд.
Телемедицина - направление, объединяющее в себе сразу несколько областей: медицина, телекоммуникации, образование и IT-технологии.
Именно дистанционные консультации и диагностика пациентов считаются наиболее популярным сервисом. При помощи специализированных систем видеосвязи между врачом-консультантом, его ассистентом и самим пациентом устанавливается прямой визуальный контакт, благодаря которому они могут обмениваться текстовыми и графическими данными (например, снимок рентгена будет показан доктору, а лицензия врача на осуществление медицинской деятельности - пациенту).
Данный способ наиболее удобен. В течение долгого времени телемедицину представляли как средство получения медицинских услуг в районах, где нет возможности содержать медицинское учреждение или определенного специалиста. То есть, упрощение связи между пациентом и врачом.
В наши дни пользователями сервисов подобных консультаций все чаще становятся жители больших городов, которые, в следствие загруженного образа жизни, не способны физически тратить время на посещение больниц, ожидания в очередях и т.д. Вместо этого благодаря мобильным приложениям можно найти вакантного специалиста в удобное время – приложение самостоятельно подскажет, кто является оптимальным вариантом в той или иной области медицины, а кто из докторов свободен прямо сейчас и готов вас проконсультировать и оказать необходимую помощь. С развитием технологий становится возможным оказание помощи по всему миру.
Опишем проблемы телемедицины в России. Одна из них – доступность современных IT-технологий обычному человеку. Далеко не во всех регионах РФ проведены электричество и газ, а уж тем более отсутствует высокоскоростной интернет и качественное оборудовании для связи. Если же подключить к надежному интернету поликлинику и свести телемедицину до разговора с врачом из местного регионального центра или Москвы, то встанет вопрос эффективности – как можно лечить пациента, если его отдаленность достигает расстояние до 50 км, и сможет ли врач оказывать качественную медицинскую помощь в таком случае.
Особенно трудна проблема с людьми, не обладающими навыками в использовании видеосвязи. Пока что эти риски не оправдывают возможную пользу от телемедицины, однако, возможно, скоро будет найдено оптимальное решение. Более того, пациент далеко не всегда может позволить себе необходимое оборудование.
Вторая проблема – безопасность данных. Несомненно, было бы очень удобно создать полноценную медицинскую базу по всей РФ с возможностью доступа к ней любого врача, но актуальным остается вопрос защиты данных.
Через обычную видеосвязь врач может получить необходимую конфиденциальную информацию – как проверить, что к ней нет доступа со стороны третьих лиц? Пока это малые риски, но они могут стать серьезной проблемой, в случае если телемедицина станет использоваться повсеместно.
Третья проблема – готовность врачей работать с телекоммуникациями. Врачи неохотно приняли компьютеризацию медицинских учреждений. Многим специалистам с трудом далось использование компьютеров, что приводило к задержкам в обслуживании пациентов и ухудшению качества обслуживания.
Врач физически не может уделить достаточное внимание больному, если половина приема уходит на введение в компьютер личных данных. Телемедицинские технологии более сложны в применении, а риски от принятия неправильного решения все возрастают.
В наши дни происходит повсеместная автоматизация и информатизация различных отраслей. Медицина является далеко не исключением. Компьютеризация облегчает ситуацию, но все равно присутствует некоторые проблемы, связанные с защищенностью информации.
Список литературы :
Королюк И.П.. Медицинская информатика : Учебник / - 2 изд., перераб. и доп. - Самара : ООО «Офорт» : ГБОУ ВПО «СамГМУ».2012.- 244 с. 2012.
Куракова Н.А. Информатизации здравоохранения как инструмент создания «саморегулируемой системы организации медицинской помощи»: Журнал «Врач и информационные технологии». 2009.