Институт амнистии. Соотношение конституционного и уголовного законодательства. Малышева А.И., Владимирова В.А., Разоренов Д.С., Оренбургский институт (филиал) МГЮА им. О.Е. Кутафина - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Институт амнистии. Соотношение конституционного и уголовного законодательства. Малышева А.И., Владимирова В.А., Разоренов Д.С., Оренбургский институт (филиал) МГЮА им. О.Е. Кутафина

Малышева А.И. 1, Владимирова В.А. 1, Разоренов Д.С. 1
1ОИ МГЮА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы ни один правовой институт в России не привлекал столько внимания, как институты амнистии и помилования. Причиной этому может являться следующее: во-первых, это стремление глобальной гуманизации права и власти. Во-вторых – несовершенство системы отечественного уголовного права. В связи с этим институт амнистии целесообразно рассматривать и на данном этапе развития законодательства.

В системе различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, амнистия и помилование, существующие в российском законодательстве, имеют огромное значение. Суть их состоит в смягчении наказания, полном или частичном освобождении от ответственности и наказания определенных категорий лиц, совершивших преступления.

Специфика амнистий и помилований заключается в том, что они представляют собой сложные институты, которые различными способами смягчают положение преступников. Поэтому следует отметить, что в условиях так называемого «кризиса наказания» возникает необходимость повышения роли уголовно-правовой пропаганды как формы уголовно-правового воздействия. Любое наказание имеет свой предел, который в уголовном праве измеряется человеческой жизнью. Нельзя дважды казнить человека, бессмысленно приговаривать его к чрезвычайно длительным срокам лишения свободы, сотни лет, нельзя конфисковать его имущество больше, чем он, и т.д.

Поэтому необходимо соединить другие способы воздействия на человека, чтобы исправить его будущее поведение. Без поощрения уголовного права эта отрасль является неполной, и без уголовного права уголовное правосудие не может выполнять все свои функции. Обеспечивает фундаментальную основу амнистии институт конституционного права, как закрепляющий принципы гуманизма и уважения человеческого достоинства.

Исследованию в данной работе подлежит объект в лице отношений, регулируемых нормами конституционного и уголовного права в сфере института амнистии.

Предмет исследования – теоретические положения правоведов, законодательная база отраслей конституционного, уголовного права, практика ранее реализуемых актов амнистии.

Цель работы – соотнести реализацию института амнистии со всевозможными отраслями права.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- раскрыть определение термина «амнистия», определить ее стадии;

- рассмотреть связь института амнистии с конституционным, уголовным, уголовно-процессуальным правом;

- перечислить проблемы реализации института амнистии и внести предложения по их устранению.

При изучении природы и закономерностей рассматриваемого явления были изучены труды Н.Д. Дурманова, Т.А. Синцовой, О.С. Зельдовой, С.И. Комарицкого и др. Использовались данные официального источника опубликования правовой информации «Российская газета».

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНСТИТУТА АМНИСТИИ

1.1 Понятие и признаки амнистии, порядок ее объявления

Институт амнистии уже становился предметом научных исследований, в том числе диссертационных, однако эти исследования выполнены в рамках уголовно-правовой науки с использованием свойственных этой науке теоретических и методологических подходов. Между тем, амнистия имеет прямое конституционное происхождение, является конституционным основанием освобождения от ответственности и наказания, осуществляется в конституционно-правовом пространстве, вне правосудия, лежит в области конституционно-правовой политики, выражающей основополагающие принципы правового государства в области взаимоотношений с личностью.

Амнистия с греческого означает прощение. По своей сущности амнистия – необходимый акт великодушия, гуманизма, милосердия со стороны государства.

Государство, осуществляя уголовное преследование, оставляет за собой право прощать лиц, которые совершили преступление. Такой формой прощения является амнистия, реализующая в российском законодательстве принцип гуманизма к гражданам, которые когда-либо совершали преступления. Можно отметить, что в последние годы Россия не раз прибегала к изданию актов амнистии, так например, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. их было издано более десятка. К несчастью, под амнистию часто подпадали и лица, не вставшие на путь исправления. Отрицательно следует оценивать использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации 1996 г. Впервые была включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Согласно п. «о» ст. 71 Конституции Российской Федерации амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации0. Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации 1993 г. обладает нижняя палата российского парламента – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Конституцией несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты Государственной Думы, а не двух. При нынешней острой обстановке в политической и социальной сферах страны, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства, амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. В то же время было бы весьма актуально отнести решение об амнистии к компетенции Федерального Собрания с предварительным обсуждением в нижней и верхней палатах, Совету Федерации и Государственной думе соответственно.

Согласно ч. 1 ст. 84 Уголовного кодекса амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц0. Это значит, что в постановлении об амнистии не дается указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым категориям лиц, круг которых тем не менее, заранее не определен, совершивших преступления. Например это могут быть инвалиды I или II группы, женщины, имеющие несовершеннолетних детей т.д. Эта особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному осужденному.

В юридической науке нет однозначного, единого мнения по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Так, Н.Д. Дурманов и Т.А. Синцова причисляли амнистию к государственному праву0. О.С. Зельдова утверждает, что амнистия является уголовно-правовым институтом0. В.Е. Квашис считает амнистию институтом уголовно-процессуального права. Исследуя правовую природу амнистии, С.И. Комарицкий отмечает, что она не входит в какую-либо одну отрасль права, так как нормы об амнистии содержатся и в государственном, и в уголовном, и в уголовно-процессуальном, и в исправительно-трудовом законодательстве, что амнистия является межотраслевым институтом, сложившимся на основе конституционного права.

Амнистия как государственно-правовой акт носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.

Инициатива издания актов амнистии всегда исходит от государственного органа, в тоже время Акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые подпадают под амнистию.

Единственное исключение в этой ситуации являются лица, которые не признают свою вину и настаивают на проведении судебного заседания. Это исключение появляется в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1996 г. № 18-П по делу о проверке конституционности ст. 6 УПК РСФСР, решение о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии не подменяет собой приговор суда и, следовательно, не является актом, которым устанавливается виновность обвиняемого в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции Российской Федерации.

Но в тоже время, лицо должно полностью признаться в совершении преступления, тем самым согласиться с прекращением уголовного дела в связи с актом об амнистии, данная норма содержится в УПК РФ (ч. 2 ст. 27).

Акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, регулирующего категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения.

Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности служит индивидуально определенный акт применения норм права, в зависимости от стадии процесса расследования дели, либо судебного разбирательства: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, постановление о прекращении уголовного дела, определение суда о прекращении дела, обвинительный приговор суда с освобождением от наказания, постановление начальника исправительного учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по применению освобождения из мест лишения свободы и т.п.

Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, совершенно не свойствен уголовным законам. Так же, действие самого акта амнистии сильно ограничено по времени, незначительным промежутком времени. Это, скорее, «разовый» акт.

Со стороны государства акт амнистии является воплощением милосердия и гуманизма к преступникам. Нет гарантий, что часть преступников не совершит преступлений после освобождения.

Статистические данные о преступности показывают, что за последние десять лет ощущается больше негативных результатов, чем положительных. Так же те люди, испытавшие унижения и насилие со стороны амнистируемых, лишились здоровья или имущества, высказывают недовольства такого рода милосердию к преступникам. Это объяснимо, потому что жертвы преступлении имеют право полагать на справедливые и адекватные уголовно-правовые санкции против тех, кто посягнул на их конституционные права, свободы. И надо помнить, что если часто применять акт об амнистии, то можно сформировать у потенциальных правонарушителей чувство безнаказанности и вседозволенности за содеянное преступление.

Невзирая на отрицательные качества амнистии, на сегодняшний день Российская Федерация не может полностью отвергнуть ее. Нужно применять такие меры, чтобы амнистия отвечала тем задачам, на решение которых она направлена, а не когда главной целью является освобождение мест лишения свободы.

Необходимым требованием верного применения амнистии является тщательно продуманная программа ресоциализации амнистируемых, а так же комплекс мер по бытовому и трудовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и контролю за их поведением.

Действующее законодательство не предусматривает обязанности амнистированных вести определенный образ жизни после освобождения от уголовной ответственности или наказания под страхом отмены освобождения. Освобождение по амнистии – безусловное и не может быть отменено, даже если амнистированный совершит новое преступление.

Акты амнистии можно условно разделить на акты широкого применения, относящиеся к значительному числу лиц, и акты, относящиеся к относительно узкому кругу лиц.

На основании акта об амнистии начинает действовать уголовно – правовая норма, которая содержит указания на основание освобождения от уголовной ответственности и наказания, либо смягчения наказания. С этой позиции амнистия – это правовой институт, который относится к области уголовного права, дающий основания для принятия государственного решения о частичном или полном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, которые виновны в совершении преступлений, или об уменьшении наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания.

Различают полное и частичное освобождение от наказания по амнистии. Полное подразумевает освобождение виновного как от основного, так и от дополнительного наказаний. При частичном освобождении дополнительное наказание с лица не снимается.

Амнистии применяются не ко всем осужденным, а к отдельным их группам, среди которых можно выделить несколько категорий. Выделяются осужденные:

а) освобождаемые на общих основаниях;

б) освобождаемые на льготных основаниях;

в) не подпадающие под амнистию.

К первой группе относятся осужденные, чье освобождение регламентируется применительно только к назначенному сроку наказания. Вторую группу составляют осужденные, обладающие определенными социально-демографическими признаками (пол, возраст, состояние здоровья и др. В применении амнистии на льготных основаниях к некоторым категориям осужденных проявляется, с одной стороны, гуманизм законодателя, а с другой – учет реальных обстоятельств, характеризующих отдельные группы лиц, лишенных свободы. Льготные основания освобождения от наказания в связи с изданием акта об амнистии можно в свою очередь разделить на общие и специальные. Первые включаются в тексты практически всех амнистий (пол, возраст, состояние здоровья и др.). Вторые обусловлены основанием издания конкретного акта об амнистии.

Акты об амнистии содержат не только предписывающие, но и запрещающие нормы, устанавливающие изъятия из круга лиц, к которым они могут применяться.

Акты амнистии по многолетней традиции не применяются к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против свободы, чести и достоинства личности, против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления против собственности, преступления против общественной безопасности и др.

На суды возлагается исполнение актов об амнистии в отношении:

а) лиц, дела о преступлениях которых находятся в производстве этих судов и не рассмотрены до вступления в силу постановления об амнистии, а также в отношении лиц, дела о преступлениях которых рассмотрены, но приговоры судов не вступили в законную силу;

б) осужденных, исполнение приговоров по делам, которые отсрочены в случаях и порядке, предусмотренных законом, и условно осужденных. Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решает суд по представлении уголовно-исполнительных инспекций, осуществляющих контроль за их поведением, а в отношении осужденных военнослужащих - по представлении командира воинской части;

в) осужденных, к которым до вступления в силу постановления об амнистии применено условно-досрочное освобождение, и осужденных, которым до вступления в силу постановления об амнистии неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания.

Вопрос о применении акта об амнистии в отношении указанных осужденных решается тем же судом, который вынес постановление о применении условно-досрочного освобождения или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Акты об амнистии в отношении лиц, отбывающих обязательные работы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями.

Исполнение актов об амнистии в отношении военнослужащих, осужденных к направлению в дисциплинарный батальон или содержанию в дисциплинарной воинской части, возлагается на командиров дисциплинарных воинских частей.

Вопрос о применении акта об амнистии к лицу, местонахождение которого неизвестно, рассматривается после установления местонахождения указанного лица или его явки в орган, на который возложено применение акта об амнистии.

Органы, на которые возложено исполнение постановления об амнистии, вправе запрашивать у соответствующих учреждений документы, необходимые для принятия решения о применении акта об амнистии. Такие запросы исполняются незамедлительно. В целом в российской юридической литературе амнистия и помилование рассматриваются как гуманная, необходимая мера. Среди их положительных черт можно выделить то, что они отвечают целям экономии уголовной репрессии, способствуют корректировке наказания в сторону его смягчения и т.п.

1.2 Применение амнистии на разных стадиях уголовного процесса

Амнистия – это смешанный вид освобождения от уголовной ответственности и наказания, поскольку с помощью акта амнистии возможно освобождение от уголовной ответственности и от наказания и его правовые последствия (судимость), и освобождение может быть применено практически на любом этапе уголовного процесса: как на стадии предварительного расследования и на стадии вынесения приговора или его исполнения.

Несмотря на то, что в ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса прямо не предусмотрена возможность прекращения уголовного дела на основании акта амнистии на стадии возбуждения уголовного дела, Государственная Дума в своих постановлениях об объявлении амнистии, как правило, указывает, что органами предварительного расследования отказе в возбуждении уголовного дела в отношении отдельных категорий освобождение от уголовной ответственности в этом случае выдается постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с актом об амнистии уголовные дела, которые уже возбуждены и находятся на стадии расследования, или дела, которые были расследованы, но еще не осуждены, могут быть прекращены. Освобождение от ответственности в таком случае оформляется постановлением о прекращении уголовного дела на основании акта амнистии.

Совершение первого акта из нескольких идентичных деяний, составляющих одно длящееся преступление, и окончание последнего уголовного деяния считаются началом длящегося преступления. Таким образом, амнистия применяется в отношении длящихся деяний, которые закончились до объявления амнистии, и не применяется, если, по крайней мере, одно из преступных деяний, составляющих длящееся деяние, было совершено после объявления амнистии.

Освобождение от наказания по амнистии допускается как во время отбывания наказания, так и в процессе исполнения наказания: лицо может быть досрочно освобождено от отбывания наказания, срок наказания может быть сокращен, назначенное наказание может быть заменено менее тяжелым. Кроме того, актом об амнистии может быть предусмотрено освобождение от правовых последствий наказания, т.е. снятием судимости.

Вопрос об амнистии относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» статьи 71 Конституции) и объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (пункт «е» статьи 103 Конституции) путем принятия постановления об амнистии и постановления о применении указа об объявлении амнистии.

Амнистия (ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации) объявляется в отношении индивидуально неопределенного круга лиц, рассчитана на неоднократное применение0. Круг лиц, на которых распространяется конкретная амнистия, определяется в самом законе «Об амнистии» путем их максимально подробного перечисления (например, несовершеннолетние, впервые совершившие преступление, лица, совершившие преступление по неосторожности).

В актах об амнистии обычно указывается круг лиц, на которых она не распространяется. Эти ограничения связаны с особенностями личности (злонамеренные нарушители установленного порядка наказания) или с характером преступления (так называемая статья ограничения).

В постановлении об объявлении амнистии указан срок исполнения амнистии. Однако это не означает, что действие акта об амнистии прекращается по истечении указанного срока, поскольку амнистия является бессрочным деянием и все лица, совершившие преступления до вступления в силу акта об амнистии, независимо от времени привлечения лица к уголовной ответственности, подпадают под его действие.

Решение об амнистии каждого лица принимается соответствующим органом индивидуально. Эти правоохранительные акты (решения, решения) утверждаются прокурором, за исключением судебных решений.

Амнистия применяется на разных стадиях уголовного судопроизводства и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления:

- освобождение от уголовной ответственности, в том числе прекращение производства по уголовным делам, находящимся на предварительном следствии, и делам, не рассмотренным судами, до вступления в силу акта об амнистии;

- освобождение от основного или дополнительного вида наказания;

- замены одного наказания другим, более мягким;

- сокращение срока наказания;

- освобождение от уголовной наказание.

Постановление об объявлении амнистии не отменяет и не изменяет нормы Уголовного закона, не устраняет преступность и наказуемость деяния. Также акт амнистии не ставит под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда. Амнистия не означает реабилитацию человека и является лишь помилованием за совершение преступления.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем. Согласие осужденного на освобождение по амнистии законом не предусмотрено.

Акт об амнистии исключает уголовное производство (после опубликования этого закона дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению). Для отказа в возбуждении уголовного дела в результате акта амнистии согласие лица, в отношении которого поднимается вопрос о возбуждении дела, не требуется.

Если акт об амнистии вступает в силу до начала судебного разбирательства по существу дела, освобождение от уголовной ответственности подозреваемых (обвиняемых) осуществляется путем прекращения уголовного дела, которое находится в производстве органа дознания, предварительного следствия или суда, либо путем прекращения уголовного преследования. Если подозреваемый (обвиняемый) возражает против прекращения уголовного преследования, то уголовное производство продолжается в обычном порядке, поскольку решение об отказе в возбуждении уголовного дела не заменяет приговор суда и, следовательно, не является актом, устанавливающим вину лица.

Лицо, освобожденное от уголовной ответственности, не освобождается от обязанности возместить ущерб, причиненный его противоправными действиями. Потерпевший может воспользоваться своим правом, подав иск в гражданский суд.

В случае, если деяния лица, совершившего преступление, подпадают под действие нескольких актов амнистии, применяются положения акта об амнистии, дата вступления которого в силу ближе всего ко времени совершения преступления и положения которого являются наиболее благоприятными для лица, подлежащего помилованию.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АМНИСТИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Институт амнистии как соотношение конституционно-правового и уголовного явления

Амнистия в первую очередь является институтом, регулирующим конституционно-правовые отношения. Амнистия есть олицетворение гуманного, милосердного государства, которым издание самого акта амнистии направлено на освобождение от ответственности, смягчение наказания. Ее осуществление, возможность реализовать ее ход направлены на балансировку конституционных ценностей с целью противодействия правонарушениям. Применение амнистии лишний раз подтверждает конституционную ответственность государства в сфере обеспечения прав и интересов граждан Российской Федерации.

Рассматривая данный институт именно как конституционно-правовое явление, важно сказать, что освобождение от ответственности есть не что иное, как выражение основ конституционного строя, т.к. амнистия выражает принципы правового государства, отвечающего за взаимоотношения человека, принужденного к заключению, с обществом.

То есть, амнистия выражает основополагающие принципы государственности, – милосердие и гуманизм.

В широком смысле понятие амнистии раскрывается как институт, относимый к нормам различных отраслей права: и конституционного, и уголовного, и уголовно-процессуального, и некоторым другим. Здесь речь как раз таки будет вестись о конституционной и уголовной «начинающей» рассматриваемого понятия.

По своей природе в сфере права амнистия выступает именно в роли конституционного явления, и только потом – отраслевого. Интересующие нас нормы уголовного законодательства развивают соответствующие положения Конституции Российской Федерации, интерпретация которых олицетворяет конституционный смысл в общем. Реализация амнистии происходит в конституционно-правовом пространстве, осуществляется она вне поля уголовного права.

Так, по мнению И.Г. Баранниковой: «Амнистия – это в первую очередь конституционно-правовой институт, регулирующий отношения, связанные с освобождением от ответственности и наказания в соответствии с государственной волей»0. С этой точки зрения амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, смягчение, основанный на справедливости и соразмерности. 

Воля государства первостепенно порождает отношения, связанные с освобождением от ответственности и ее правовыми последствиями. Эта воля проявляется в реализации конституционной политики посредством Государственной Думы, последняя же является показателем заинтересованности самого государства. Это подтверждает наличие государственного суверенитета, верховенства и независимости государственной власти.

Говоря о сфере уголовного права, с убеждением можно сказать: амнистия противоположна уголовной политике хотя бы в связи с тем, что природа уголовного права направлена на возникновение ответственности и применения наказания. Степень же наказания может свидетельствовать лишь о либеральности уголовной политики.

Сама же амнистия есть освобождение от ответственности и правовых последствий. Политика уголовного права базируется на неотвратимости наказания, амнистия же наказание исключает. Однако это совсем не означает, что понятие амнистии вырвано из контекста уголовного права; амнистия предполагает результат конституционной политики, которая направлена на освобождение от правовых последствий для лиц, подвергшихся, согласно теории отрасли уголовного права, ответственности и наказанию за некогда совершенное противоправное деяние.

Что же касается связи института амнистии с уголовным правом, то на этот счет есть мнения сторонников, объединяющих данные категории. Согласно их мнению, конституционное право призвано провозгласить существование такого явления, как амнистия, фактически определить органы, за которыми закрепляется право амнистирования. В свою очередь уголовное право содержит юридическое значение института амнистии. Иными словами, принятие амнистии есть юридический факт, отталкиваясь от которого действие находит уголовно-правовая норма, содержащая указания к освобождению от ответственности и наказания либо смягчению наказания в отношении осужденного.

Проведя небольшой анализ понятия «амнистия» с точек зрения конституционного и уголовного права, можно провести умозаключительную черту и сказать о следующем. Конституционно-правовая природа амнистии характеризует ее как акт гуманизма и милосердия государства, одним из подтверждений чего является правомерное освобождение преступника от ответственности, устранение правовых последствий наказания с целью балансировки между конституционными ценностями в области противодействия правонарушениям. С другой стороны амнистия относится к явлению уголовной природы, как отмечает А.А. Зеленцов: «Амнистия дает основания для принятия государственного решения о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений, либо о сокращении им назначенного наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания либо об освобождении от правовых последствий судимости»0.

Если обратиться к истокам уголовного права, то амнистия и помилование, укоренившись исторически, относятся именно к институту уголовного права. С применением амнистии осуществлялось устранение пробелов в уголовном законодательстве. К примеру, таковым было Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 24 февраля 1994 г. «Об объявлении политической и экономической амнистии», в соответствии с которым освободились лица, ранее осужденные за нарушения правил о валютных операциях, злоупотребление служебным положением. Осуждены они были по вполне законным на тот момент основаниям, однако вследствие изменения государственной политики деятельность, которая повлекла для тех лиц правовые последствия наказания, утратила степень общественной опасности и была признана одобрительной. Коротко говоря, - амнистия явилась отражением новой политики государства.

В соответствии с Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 декабря 1997 года № 2038-II «Об объявлении амнистии» были освобождены от наказания в виде лишения свободы независимо от назначенного срока, а также от наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденные:

а) проходившие службу в составе действующей армии либо принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества;

б) награжденных орденами или медалями СССР либо Российской Федерации, являющимися государственными наградами;

в) женщин, имеющих несовершеннолетних детей, а также беременных женщин;

г) мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет;

д) инвалидов I и II группы.

Также были освобождены от наказания несовершеннолетние, осужденных к лишению свободы на срок до трех лет включительно и ранее не отбывавших наказания в воспитательно-трудовых или воспитательных колониях. И были прекращены уголовные дела, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и судов, о преступлениях, совершенных до вступления в силу данного постановления, в отношении:

а) лиц, перечисленных выше;

б) лиц, совершивших преступления по неосторожности, за которые предусмотрено наказание не свыше трех лет лишения свободы;

в) лиц, совершивших преступления, за которые предусмотрены наказания, не связанные с лишением свободы.

Вышеизложенное раскрывает амнистию как явление, преследующее принципы гуманизма, это явление направлено на исправление не особо опасных преступников, часть которых относилась, если можно так выразиться за рамками права, к «случайным» преступникам.

Акт амнистии по своей сути не освобождает от уголовной ответственности и наказания с его правовыми последствиями, не является смягчением наказания. Возвращаясь снова к подтверждению отнесения института амнистии к уголовному праву, следует сказать, что освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия, а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Чтобы подвести итог соотношения отраслей конституционного и уголовного права, не будет лишним отметить положительные и отрицательные стороны реализации амнистии. К положительным можно отнести умиротворяющее воздействие на общество и укрепляющее действие в виде повышения морального авторитета власти. Отрицательными же сторонами могут быть названы такие аспекты, как ослабление уголовной репрессии и, как следствие, ослабление государственного авторитета.

Применение амнистии изначально приводило к воле народа отказаться от каких бы то ни было актов возмездия по поводу прошлого. То есть отсюда следует, что амнистия в этом плане не соотносится с институтом уголовного права. Амнистия – подтверждение наличия верховного управления народа. Данный институт заставляет отказаться от юридического преследования и ответственности ради повышения и закрепления престижа и безопасности страны.

Таким образом, институт амнистии, соприкасаясь с уголовным правом в области определения стадий данного института и основных его понятий, олицетворяет наличие важнейших признаков государственности, необходимых для конституционного строя Российской Федерации.

Нельзя так же не предположить, что амнистия в принципе не относится к конкретно определенной отрасли права, а относится к межотраслевому образованию. То есть на основе нормативных положений выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на реализацию уголовно-правовой политики.

2.2 Проблемы реализации института амнистии и предложения по их разрешению

Нет законодательного определения амнистии, нет законодательного закрепления ее сути и содержания. Эти категории раскрываются доктринально.

В XIX-начале XX века сущность амнистии определялась как забвение прошлого. Такое понимание амнистии основано на лингвистическом толковании слова, как уже оговаривалось ранее, в переводе с греческого Amnesty (амнистия) – это забвение, прощение. Согласно французской доктрине, амнистия определяется как акт социальной власти, направленный на забвение известных нарушений и, следовательно, на уничтожение преследований или обвинительных приговоров, которые могут или могут возникнуть. Это определение, согласно П.И. Люблин пользовался всеобщим признанием, хотя в него вводились понятия, не относящиеся к области права (например, «забвение»).

И в настоящее время под некоторыми авторами амнистии понимается акт забвения преступления, совершенного амнистированными. Забвение прошлого при всей его привлекательности не может характеризовать суть амнистии.

Во-первых, государство, освободив акт амнистии от уголовной ответственности и наказания, не забывает о совершенном преступлении и факте освобождения от уголовной ответственности и наказания. Таким образом, в ряде постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации установлено, что акт амнистии не распространяется на лиц, освобожденных из мест лишения свободы в порядке помилования или в соответствии с актом амнистии.

В последнем акте амнистии ограничение распространяется на более широкий круг лиц, ранее освобожденных путем помилования или амнистии от наказания. Несмотря на установленный срок такого освобождения (как правило, это период нового российского государства с 1993 года), трудно предположить, что государство забыло о совершении преступления лицом, находящимся под амнистией.

Во-вторых, нет оснований утверждать, что государство забывает о факте преступления, если лицо, его совершившее, освобождается от уголовной ответственности и наказания по амнистии. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий или не имевший судимости или уголовное преследование которого прекращено по реабилитационным основаниям.

Таким образом, прекращение уголовного производства по не реабилитационным основаниям, включая амнистию, становится препятствием для назначения судьи в Российской Федерации.

В-третьих, теория забвения прошлого как сущности амнистии не поддерживается в науке уголовного права. Таким образом, все большее число ученых предлагают установить «условную амнистию», суть которой заключается в наложении на амнистируемых лиц определенных обязанностей и ограничений, несоблюдение которых может привести к отмене решения о применении амнистии к конкретному лицу.

Есть и противники такой меры, как условная амнистия. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отмечу, что условная амнистия особо не позволяет государству и обществу «забыть» прошлые грехи амнистированного лица. Еще П.И. Люблинский отметил, что «любое ограничение амнистии ослабляет ее характер как меры забвения. Общественное внимание будет в восторге от тех событий, которые должны быть стерты из общественной памяти»0.

Социальная сущность амнистии схожа с амнистией: в обоих случаях милосердие проявляется к лицу, совершившему преступление. Именно так большинство ученых понимают суть амнистии. Например, Наумов отмечает, что «амнистия – это не реабилитация, а акт милосердия»0. Аналогично и описание дела амнистии как категории сожалеющего лица своего преступления. Прощение в языковом смысле означает «милосердие к виновным, снисхождение к вине, помилование». В некоторых случаях государство не может забыть о том, что оно применило амнистию к своему гражданину и гражданин не оправдал доверия, но может проявить милосердие и прощение.

Конституционный Суд Российской Федерации исходит из этой теоретической позиции в своих решениях. В ряде постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации природа амнистии определяется как акт милосердия, и не только из политической или экономической целесообразности, но и, прежде всего, из веры в добро и справедливость, а также из социальной обусловленности такой гуманистической акции в демократическом государстве, основанном на верховенстве закона.

В более поздних определениях, Конституционный Суд Российской Федерации раскрывает смысл закона «Об амнистии» как проявление гуманизма и благородства государства по отношению к гражданам, которые нарушили закон, или как акт милосердия государства по отношению к гражданам, нарушившим уголовный закон.

По своему содержанию амнистия состоит в определенных видах проявления милосердия государства по отношению к лицу, совершившему преступление. В Российской Федерации содержание амнистии закреплено в статье 84 Уголовного кодекса. К ним относятся: освобождение от уголовной ответственности; освобождение от наказания, либо сокращение назначенного наказания, либо замена назначенного наказания более мягким; освобождение от дополнительного наказания; изъятие судимости.

Судя по статье 84 Уголовного кодекса, виды помилования являются последствиями его применения, а не содержания амнистии. Я полагаю, что это не так. Амнистия не может существовать вне конкретных видов смягчения амнистии, указанных в рассматриваемой статье. Последствия интерпретируются как явления, происходящие после события. Они могут не состояться. Однако амнистия не может существовать без конкретных видов амнистии. Кроме того, амнистия может быть выражено только в тех видах смягчения участи лиц, совершивших преступления или осужденных за них, которые указаны в статье 84 Уголовного кодекса.

Последняя точка зрения преобладает в российской юридической науке. Кроме этого, И.Л. Марогулова считает, что амнистия – это не только комплексный межотраслевой институт, но и вместе с помилованием образует субинститут много отраслевого Института государственного прощения правонарушителей0. Раскрыть юридическую природу амнистии, своего рода правовая характеристика данного явления, выражающая его специфику, место и функции среди других правовых явлений, необходимо сослаться на положения этих отраслей права. 

Эти нормы вступили в силу с момента осуществления государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации своих конституционных полномочий путем принятия в соответствии с волей государственной власти акта об амнистии. По своей правовой природе акт амнистии является нормативным правовым актом, который распространяется на неопределенное число лиц.

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде решений этого судебного органа, решения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об объявлении амнистии имеют особую правовую природу, а именно: с точки зрения их уровня и материала, они могут быть приравнены только к законам, принятым Государственной Думой. Похоже, что этот статус имеют не только решения Государственной Думы об объявлении амнистии, но и решения Государственной Думы о порядке применения амнистии. Они распространяются на неопределенный круг лиц, то есть содержат нормы права. Однако в своей официальной роли решения о применении амнистии содержат процессуальные нормы, относящиеся к различным отраслям права. В основном речь идет о нормах Уголовно-процессуального права, которые являются процессуальными по отношению к нормам уголовного права. На сегодняшний день существуют два обязательных требования к осуществлению амнистии, как правового института, наличие отраслевых законодательных норм, допускающих амнистию, и принятие Акта об амнистии Государственной Думой. Последний имеет право принимать акты амнистии только в отношении тех правонарушений, снятие ответственности (наказания) за которые по амнистии допускается в соответствии с Федеральным законом. При этом различные виды амнистий не должны сочетаться, освобождение от налоговой амнистии автоматически не влечет освобождения от административной или уголовной ответственности, и наоборот.

Насущная проблема возникает, если задаться вопросом: как же сэкономить бюджетные деньги, разместить всех заключенных и поднять рейтинг среди населения одни широким и благородным жестом? Первое, что приходит на ум – амнистия. Масштабная или не очень, с разбором или без разбора, но обязательно приуроченная к какому-либо крупному празднику. В итоге это все выставляется как жест доброй воли, иными словами, можно сделать праздник для большего числа лиц и дать некоторому кругу людей «второй шанс». На удивление, актом милосердия в последние 10-15 лет амнистия в России не является: скорее, это вроде инструмента влияния на политическую или общественную сферы страны. Все это дело отлично маскируется под круглые даты крупных праздников и отправляется в массы. Последний акт амнистии был объявлен в 2015 году в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне, когда были освобожден от отбывания наказания широкий круг лиц, включающий множество различных категорий: «впервые осужденные за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, осужденные к лишению свободы на срок до пяти лет включительно за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавших лишение свободы, осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно, совершивших преступления по неосторожности» и многие другие, список которых можно обнаружить в Постановлении Государственной Думы от 24 апреля 2015 г. N 6576-6 ГД г. Москва «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

В том случае, если будет производиться амнистирование как проявление не милосердия а факта влияния на политическую сферу страны, есть возможность того, что никто из правительства не откликнется на просьбы ужесточить «последствия» амнистии, то есть ужесточить сам контроль за амнистируемыми, ведь при масштабной амнистии это довольно большое число людей, большинство из которых с большим сомнением встанут на путь исправления.

Однако уже, согласно данным ФСИН, была замечена тенденция сокращения числа освобождаемых по условно-досрочному освобождению: так, если в 2002 году условно-досрочно из мест лишения свободы освободилось 134 тыс. человек, в 2004 году – 160 тыс. человек (абсолютный рекорд за предыдущие 20 лет), то в 2007 году –125 тыс. чел., в 2011 году – 108 тыс. чел., а в 2012 году – всего лишь 93,1 тыс. человек.

Так вот предложений было множество – и обязать амнистируемым обязанность отмечать по аналогии с условно досрочным освобождением в течение хотя бы полугода, и возмещать ущерб пострадавшим и делать более детальную и подробную выборку, чтобы второй шанс на нормальную жизнь могли получить только действительно те лица, которые исправились или полностью осознали всю опасность своих действий и раскаялись, люди, которые с большой вероятностью не пойдут на преступление вновь. Согласно вышеизложенной статистике, возможно, эти предложения отчасти уже нашли место быть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что проблема амнистии и помилования очень широка, в уголовно-правовой и конституционной науках разрабатывается сравнительно давно, ряд авторов писали на эту тему, и поэтому нелегко охватить все это в таком сжатом объеме. Однако, следует заметить, что эта тема еще будет обсуждаться многими исследователями, и появится немало интересных работ, содержащих какие-то новые, свежие взгляды на вопросы помилования и амнистии, и законодательство института амнистии и помилования будут освещены в необычном ракурсе. Хотя, скорее всего, дальнейшая работа в этом направлении будет посвящена более тщательной проработке правовой и технической стороны амнистии и помилования, а также взаимосвязи уголовно-процессуальных норм, регулирующих институт помилования и амнистии, с нормами других отраслей права.

Амнистия и помилование применялись и в Киевской Руси, и в царской России, и в советский, и в постсоветский периоды и исторически оправдали свое назначение. Амнистия и помилование являются видами государственного прощения. Российское законодательство в большей степени знакомо с понятием помилования и, в меньшей степени, амнистии, которое появилось гораздо позже.

На основании исследования одного из основных вопросов этой работы – как же соотносится институт амнистии с различными отраслями права, имеет место быть следующее. Амнистия однозначно не входит в какую-либо одну отрасль права, о чем говорит за себя содержание норм данного явления и в конституционном, и в уголовном, и в уголовно-процессуальном законодательстве. Грамотно было отмечено, что амнистия относится к межотраслевому институту, который сложился на основе конституционного права.

Амнистия – это, прежде всего, акт милосердия государства, такой смысл был заложен изначально, для тех, кто впервые оступился и пошел на преступление легкой или средней тяжести и в тоже время имеет инвалидность, малолетних детей на иждивении либо другое обстоятельство, которое можете усугубить даже минимальное уголовное наказание.

В настоящее время амнистия в России – это уже не акт милосердия, не попытка дать некоторым лицам «второй шанс», этот акт несет в себе политический или общественный характер. Это один из основных инструментов освобождения тюрем от высокого числа осужденных, которые постоянно переполнены из-за их нехватки. Но все эти недостатки можно принять к сведению, если рассмотреть моральную сторону рассматриваемого института, почему же нельзя обязать амнистируемых принести извинения своим жертвам, компенсировать материальный и моральный вред, назначить обязательные работы, если они не имеют какого либо дохода для этого? Этот вопрос так и остается открытым.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок, внесенных фед. конст. законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 4.

Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации [федер. закон от 18.12.2017 г. № 174-ФЗ (с измен, и доп.) [принят ГД ФС РФ 22.11.2017 г.] // «Российская газета» от 22 декабря 2001 г. N 249.

Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный Кодекс Российской Федерации [федер. закон от 8.01.1997 г. № 1-ФЗ (с измен, и доп.) принят Гос. Думой ФС РФ 18.12.2016 г.] // «Российская газета» от 16 января 1997 г. N 9.

Российская Федерация. Постановления. О порядке применения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ «Об объявлении амнистии» [Постановление Гос. Думы ФС РФ от 24.12.2017 г. № 2039-П ГД (с изм. и доп.)] // «Российская газета» от 27 апреля 2015 г. № 89.

Российская Федерация. Постановления. «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» [Постановление ГД ФС РФ от 24 апреля 2015 г. №6576-6 ГД // «Российская газета» от 27 апреля 2015 г. № 6660 (89).

Список литературы

Баранникова, И.Г. Институт амнистии в России: конституционно-правовые начала : автореферат дис. кандидата юридических наук : 12.00.02 / Баранникова Ирина Григорьевна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. Владикавказ, 2010. 21 с.

Дурманов, Н.Д. Амнистия - государственно-правовой акт / Н.Д. Дурманов // Советское государство и право. 1946. N 5-6.

Зеленцов, А.А. Амнистия в законодательстве России: правовая регламентация и исполнение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. / А.А. Зеленцов // СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2010. 26 с.

Зельдова, О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно - правовой политики. / О.С. Зельдова // М., 1987. 34 с.

Люблинский, П.И. Право амнистии: Историко-догматическое и политическое исследование. / И.П. Люблинский // – 1907. – 63 с.

Марогулова, И.Л. Амнистия и помилование: актуальные проблемы / И.Л. Марогулова // Уголовное право. – 1997. – № 4

Наумов, А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. / А.В. Наумов // М., 1996. – 546 с

Конституция Российской Федерации : [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок, внесенных фед. конст. законами от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 4.

Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

Дурманов Н.Д. Амнистия - государственно-правовой акт // Советское государство и право. 1946. N 5-6.

Зельдова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно - правовой политики. - М., 1987. 34 с.

Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.

Баранникова, И.Г. Институт амнистии в России: конституционно-правовые начала : автореферат дис. кандидата юридических наук : 12.00.02 / Баранникова Ирина Григорьевна; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова]. - Владикавказ, 2010. - 21 с.

Зеленцов А.А. Амнистия в законодательстве России: правовая регламентация и исполнение: Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 2010. С. 14 - 17

Люблинский П.И. Право амнистии: Историко-догматическое и политическое исследование. - 1907.-63 с.

Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 1996. – 546 с

Марогулова И.Л. Амнистия и помилование: актуальные проблемы // Уголовное право. - 1997. - № 4

Просмотров работы: 250