МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ УРОВНЯ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ УРОВНЯ СОБИРАЕМОСТИ НАЛОГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сацук Е.В. 1
1АНО ВО СК(И)Ф «Московский гуманитарно-экономический университет», г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Уровень собираемости налогов является одним из важнейших показателей, характеризующих налоговую политику страны и качество налогового администрирования. В широком смысле под «собираемостью налога» понимается показатель, характеризующий отношение фактически собранного объема налоговых платежей к тому объему, который теоретически мог бы быть получен с соответствующей налоговой базы. В современных условиях необходимость консолидации бюджетных ресурсов, вопросы оценки бюджетных рисков, связанных с недобором доходов и поиском дополнительных источников доходов, приобретают особую значимость. В связи с этим более глубокий анализ динамики уровня собираемости и выявление факторов, оказывающих влияние на поступление налогов в казну, позволит выявить существующие тенденции собираемости налогов и оказать помощь в оценке масштабов возможного недобора доходов.

Объем и динамика налоговых поступлений способствует повышению стабильности финансовой системы государства, включая исполнение социальных обязательств, реализацию государственных программ, направленных на поддержку и развитие поступлений. В настоящее время налоговые поступления составляют почти 70 % от объема консолидированного бюджета России. В качестве налоговой базы для расчета уровня собираемости налогов были использованы такие экономические показатели, как объем конечного потребления - для налога на добавленную стоимость, объем чистой прибыли - для налога на прибыль, объем заработной платы - для налога на доходы физических лиц.

Рис 1. Номинальные темпы роста налогов (источник: составлено автором по данным Росстата).

Анализируя рис 1., можно сделать следующий вывод, что на протяжении последних 5 лет поступления налогов в консолидированный бюджет РФ показывают устойчивый рост и увеличились почти в 1,6 раза. Также следует отметить, что их рост был сформирован в условиях введения внешних ограничений и общего замедления экономики: он составил 19,9%, однако рост ВВП только 1,2 % на промежутке с 2013 по 2017 гг.(рис.2). В тоже время наиболее высокие темпы роста налоговых поступлений за 5 лет сложились по итогам 2017 года, когда началось оживление экономики после снижения в 2015-2016 гг. Следует отметить, что 60% прироста поступлений обеспечили не нефтегазовые доходы, поддержанные хорошей динамикой ключевых макроэкономических показателей. Таким образом наиболее интересный период для анализа это 2016-2017 гг.[2]

Рис 2. Темпы роста налоговых поступлений и ВВП (источник: составлено автором по данным Росстата).

В консолидированный бюджет России в 2017 году поступило администрируемых ФНС России доходов 17343,4 млрд. рублей, или на 19,8% больше, чем в 2016 году. Формирование всех доходов в 2017 г. на 80% обеспечено за счет поступления НДПИ – 24%, налога на прибыль – 19%, НДФЛ – 19%, НДС – 18%. В 2016 году совокупная доля указанных налогов составила 78%[1].

Рис 3. Структура доходов Консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016-2017 гг. (источник: составлена автором по данным Росстата).

В 2017 году отмечено увеличение прибыли прибыльных организаций на 3%, способствовало росту поступления налога на прибыль организаций на 18,8%.

Объем конечного потребления на макроуровне является налоговой базой НДС. В связи с этим, увеличение потребительского спроса, который выражен в росте розничной торговли на 5,3%, положительно отразилось на динамике поступлений налога на добавленную стоимость (увеличение на 15,5%). В тоже время увеличение потребительского спроса ускорило рост средней заработной платы до 6,7%, что способствовало увеличению НДФЛ на 7,7%.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидируемый бюджет России выросли на 17,6% относительно 2016 года. Формирование доходов по сводной группе акцизов в 2017 году на 86% обеспечено за счет поступлений: акцизов на табачную продукцию – 38%, акцизов на нефтепродукты – 35%, акцизов на алкогольную продукцию – 13%. Увеличение в росте собираемости акцизов свидетельствуют о выходе части предприятий данного сектора из теневой экономики.

В целом поступления по всем не нефтегазовым доходам выросли на 11,6%.

Проведенной анализ показал, что уровень собираемости важнейших налогов последовательно увеличивается. В тоже время собираемость отдельных налогов чувствительна к макроэкономическим шокам. Чувствительность уровня собираемости налогов к решениям в области налоговой политики представляет риск не поступления части дохода, вызванных сокращением налоговых баз и структурных сдвигов.

В тоже время необходимо выявить потенциал повышения уровня собираемости налогов. Меры по улучшению собираемости налогов положительно влияют на бюджет, но при этом наносят вред экономической активности в отдельных отраслях. В качестве примера можно рассмотреть сельское хозяйство. Борьба с уходом от налогов в этом сегмент оказала негативное влияние на производство – в итоге после роста показателей в данном секторе экономики в среднем в 2013-2016 гг.( на 3% г/г), в 2017 г. он вырос всего на 1,2% г/г. [3]

Не смотря на рост собираемости налогов, сохраняется тенденция уклонения от уплаты налога. По данным Минфина, уклонение от уплаты налогов неформального сектора обходится бюджету примерно в 3 трлн руб. в год, в том числе примерно 2 трлн руб. приходится на недосборы подоходного налога. Различные мошеннические схемы обходятся бюджету еще в 1-2 трлн руб. в год; при этом значительная часть уклонений от налогов приходится на НДС, в том числе фиктивное возмещение НДС из бюджета оценивается примерно в 500 млрд руб. в год.

Можно сделать вывод: в 2017 году наблюдается рост собираемости налогов, но в тоже время еще сохраняется тенденция уклонения от налогов. Это в первую очередь объясняется высокой налоговой нагрузкой на отдельные отрасли экономики.

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Налоговая нагрузка, %

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство

4,3

Добыча полезных ископаемых

36,7

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

45,4

Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

28,2

Производство, передача и распределение электроэнергии

8,1

Строительство

10,2

Деятельность в области информации и связи

16,4

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

21,3

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

15,4

Таблица 1. Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году (источник: составлено авторам по данным Росстата) [2].

В ходе анализа таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольшей налоговой нагрузке подлежат такие виды экономической деятельности, как:

добыча полезных ископаемых;

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых;

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий;

деятельность по операциям с недвижимым имуществом.

Таким образом, необходимо дальнейшее реформирование налогового законодательства и налоговой системы в целом. В частности, введение дополнительных льгот в данных отраслях экономики, что способствует снижению налоговой нагрузки на них, в результате чего обеспечит выход предприятий из теневой экономики.

Список литературы:

Справка «О поступлении администрируемых ФНС России доходов в 2017 году» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/files/FILE100_01.01.2018_7167096_99.doc (дата обращения 29.11.18);

Среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйствен-ную деятельность налогоплательщиков за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ (дата обращения 3.12.18);

Орлова Н., Собираемость налогов: хорошо для бюджета, плохо для роста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1prime.ru/experts/20180301/828509325.html - статья в интернете (дата обращения 04.12.18).

Просмотров работы: 149