О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толпеев А.В. 1
1АНО ВО СК(И)Ф «Московский гуманитарно-экономический университет», г. Минеральные Воды
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития экономики России одним из основных факторов экономического роста являются новые научные открытия. Повышение качества интеллектуального капитала, технологические инновации, динамическое расширение бизнес пространства. Все это позволяет в ускоренном темпе развивать сферу информационно-коммуникационных технологий и электронной коммерции.

За счет активного владения передовыми информационными технологиями во всех сферах своего существования, современная экономика пытается достигнуть высшего этапа своего развития. Одной из таких сфер является банковское дело, как специфическая предпринимательская деятельность, которая достигает наибольших успехов в том случае, когда она должным образом организована, стандартизована и автоматизирована.

Основными средствами, с помощью которых люди могут взаимодействовать, в том числе в банковской сфере стали мобильные телефоны и персональные компьютеры. Важным шагом в развитии банковской сферы стало возникновение бес филиального банка, где внедрена обновленная дистрибьюционная стратегия, которая используется для предоставления клиентам финансовых услуг без использования банковских отделений. [1. С.143].

За счет локального кризиса финансовой отрасли 2014 года российский рынок банковской информатизации переживает не самые лучшие времена.

Стремление банков к уменьшению расходов и увеличению значений коэффициентов рентабельности, способствуют сокращению структуры сетевых подразделений, при этом часто бюджет затрат банка пересматривается и сокращается. [2. С.283].

Одним из наиболее высоких показателей в структуре удельных весов, расходной части бюджета банка обладает статья затрат направленная на банковскую информатизацию и обеспечения информационной безопасности банка, а так же развития новых онлайн сервисов. Если рассматривать данные этой статьи затрат, то можно прийти к выводу, о том что за последнее время она если не сокращается, то увеличивается очень осторожно.

Если рассмотреть в динамике численность банков в России за 2012-2017 год, можно прийти к выводу, о том, что число банков сокращается ежегодно.

Динамика численности банков с 2012 по 2017 год (источник: составлено автором по данным Росстата).

Тенденции при изучении развития банковской системы в России за последние пять лет прослеживаются очень четко, так например, после кризиса на российском финансовом рынке в 2014 году, количество организаций, потерявших лицензию на ведение банковской деятельности, составило за три года около 300.

Параллельно идет процесс поглощения сильными игроками небольших, но уже работающих проектов в области финансовой деятельности, чтобы вместе или на их базе создавать крепкие кредитно-финансовые организации. В качестве примера можно привести создание «Почта Банка» на базе «Лето Банка» или присоединение проектов «Рокетбанк» и «Точка» к финансовой группе «Открытие».

Однако, положительными можно считать шаги направленные и на оздоровление финансового сектора, предпринятые регулятором и представителями банковской отрасли.

Еще одной тенденцией развития банковской сферы за последние пять лет является увеличение удельного веса операций проводимых через онлайн сервисы от общего объема операций проводимых банком.

Для классических универсальных банков с большим количеством региональных клиентов это кажется утопией. Несомненно, данное направление активно развивали и инвестировали все ключевые игроки финансового рынка. Результатом является увеличение объемов банковских операций в мобильном банке. [3. С.383].

Рост онлайн-сервисов в сети растет соизмеримо техническому оснащению банковского сектора. Тенденция ясна - это дешевле для банка и удобнее для клиента в целом.

Но переход на удаленное обслуживание клиентов в чистом виде до сих пор вызывает сомнения. Если говорить о том, по какому принципу теперь клиенты выбирают пользоваться ли им альтернативными предложениями использования удаленных сервисов, то на основании мнений пользователей онлайн банка выделяют следующие его основные преимущества:

Удобный и быстрый доступ к счетам и средствам.

Низкая стоимость обслуживания.

Быстрое подключение к услугам.

Проанализировав клиентскую базу одного из коммерческих банков, нами была составлена диаграмма, характеризующая возрастной состав и относительную численность пользователей онлайн-сервисов.

Рис 1. Градация пользователей онлайн-сервисов по возрасту за 2017 год (источник: составлено автором по данным Росстата).

Градация пользователей онлайн-сервисов по возрасту демонстрирует следующие данные для интернет-банка: 37% в возрасте 25-36 лет, 30% - старше 45 лет, 29% - 36-45 лет и 4% - младше 26 лет; а для мобильного банка показатели следующие: 53% в возрасте 25-36 лет, 24% - 36-45 лет, 13% - старше 45 лет и 10% - младше 26 лет.

Данная тенденция говорит о том, что основное платежеспособное население страны успешно используют онлайн сервисы. Эта тенденция имеет и негативные последствия. Так, например, в малонаселенных пунктах использование стандартных филиалов банка становится не актуальным, а большие затраты на IT технологии заставляют пересматривать структура затрат, что и вызывает сокращение филиалов банка и повышение числа сокращений среди банковских работников. [4. С.113].

Хотя в банковской отрасли наметились первые тенденции к оздоровлению, траты на ИТ носят кризисный характер: финансовые организации оптимизируют траты на инфраструктуру за счет облаков и аутсорсинга, а также инвестируют в клиентские и аналитические решения, чтобы сохранить доходность.

То есть, банки предпочитают перевести CAPEX в операционные расходы и вместо масштабных проектов по созданию новых датацентров и внутренней инфраструктуры стараются по возможности отдавать часть инфраструктуры на аутсорсинговую поддержку, использовать мощности сторонних ЦОДов, максимально исследовать возможности облачных сервисов.

Компания

Выручка от проектов за 2016г., тыс. руб.

Выручка от проектов за 2015г., тыс. руб.

Динамика 2015-2016гг, %

1

Сбербанк-Технологии

14858242

10328584

43,8

2

ITG

11727211

10976131

6,7

3

Крок

7037301

9260301

-24,1

4

Инфосистемы Джет

6833743

5189795

31,6

5

Ланит

4619201

5005481

-7,8

6

Компьюлинк

1951979

1555008

25,6

7

АМТ-Груп

1832325

1866383

-1,7

Таблица 1. Выручка основных поставщиков ИТ технологий в банках в 2015-2016 годах (источник: составлено автором по данным Росстата).

В СМИ активно обсуждался сценарий, что же будет с банковской ИТ-индустрией, если западные компании – крупные ИТ-вендоры введут санкции и прекратят поставлять свои решения на наш рынок. Одни эксперты утверждают, что никаких катастрофических проблем не возникнет по той причине, что практически во всех банках применяется мультивендорный подход, который позволит с легкостью перейти в сторону азиатских производителей. Другие уверены в негативных и губительных последствиях, суть которых заключена в риске полной остановки операционной деятельности банков.

Негативная динамика также наблюдается в отношении суммарных банковских активов, которые, по данным ЦБ, в 2015 г. выросли в рублевом эквиваленте на 6,9% до 83 трлн руб., но сократилась на 1,9% с учетом валютной переоценки.

В целом же, ввиду экономического кризиса и девальвации рубля многие банки приступили к реализации проектов по оптимизации ИТ-инфраструктуры с целью сокращения расходов. Также явно прослеживается тенденция к реализации краткосрочных проектов, срок окупаемости которых не превышает полугода.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что за анализируемый нами период сфера банковской деятельности претерпевает изменения направленные на сокращение количества банков и перехода к IT технологиям, которые в свою очередь, способствуют автоматизации и оптимизированию операционных циклов банка.

Список литературы:

1. Беляева С.В., Шихалиева Д.С. Иностранные инвестиции (учебное пособие). Аннотация. Журнал: Успехи современного естествознания. Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза). -2017.-№2.-С.146-148. (дата обращения 04.12.18).

2. Научные изыскания в сфере социально-экономических и гуманитарных наук: междисциплинарный подход и генезис знаний: монография [Андросова Л.А., Ариничев И.В., Байгулов Р.М., Баринова О.И., Баринова О.И., Беланова Н.И., Беляева С.В., Борисова Т.Н., Бубликова Е.И., Быстров В.А., Габоян А.Г., Гаврикова А.В., Головко И.И., Голубева Г.Ф., Грекова Н.Ю., Гусева Е.П., Демченко З.А., Демьяненко М.С., Домнина С.В., Захаров В.В. и др.].- Самара: ООО "Поволжская научная корпорация", 2017.-570с (дата обращения 04.12.18).

3. Черниченко А.Н., Черниченко Л.Л., Лапаев Д.Н., Шихалиева Д.С. Финансовая политика организации: теория и практика. Учебное пособие. –г.Минеральные Воды: издательство Ростовский государственный университет путей сообщения (Ростов-на-Дону). -2017. -448 с. (дата обращения 04.12.18).

4. Шихалиева Д.С., Беляева С.В. Финансовый менеджмент: искусство управления финансами. Международный журнал экспериментального образования. Издательский Дом "Академия Естествознания" (Пенза) – 2016. - №10-1.-С.141-142. 5. Якубов Т.В., Шихалиева Д.С. Методические подходы к определению критериев и показателей эффективности инновационных проектов развития строительных предприятий//Terra Economicus. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2017. -Т. 7. -№ 4-2. -С. 111-115. (дата обращения 04.12.18).

5. Вопросы развития и внедрения современных банковских технологий в Российской Федерации. Источник: http://pravo.studio/bankovskoe-pravo/voprosyi-razvitiya-vnedreniya-sovremennyih-39544.html (дата обращения 04.12.18).

6. Автоматизация банковской деятельности. Источник: http://finlit.online/osnovyi-ekonomiki/avtomatizatsiya-bankovskoy-deyatelnosti-48670.html (дата обращения 04.12.18).

Просмотров работы: 27