ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Елгина А.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день в связи с обострением экологических проблем в мире, приходится интенсивно искать новые пути понимания ценности природы и способов формирования экологического сознания у дошкольников.

Важность непрерывного экологического образования отмечается не только специалистами, но и большинством населения.

В настоящее время, существует определенное недопонимание между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием. Это так же проявляется в выборе предметов и приемов.

Исследования ученых показывает, что зачастую цели и задачи экологического воспитания основываются на новой экологической системе знаний, а содержание и методы – на старой.

В публикации Н. Рыжова выделила стереотипы в методической литературе и практике экологической работы с детьми дошкольного возраста, такие как: «царь- человек – хозяин природы», «вредные и полезные животные и растения, разделение объектов природы на красивых и некрасивых, опасных и не опасных» и другие. Данные стереотипы показывает отсутствие экологической подготовленности педагогов.

Одним из вопросов является проблема организации экологического образования детей дошкольного возраста. Некоторые педагоги предлагают решение проблемы, путем создания специальных кружков, другие же отмечают необходимость экологизации всего образовательного процесса.

На современном этапе, экология все чаще рассматривается как наука, способная решать не только биологические (экологические) проблемы, но и некоторые социальные.

Все сферы личностного развития непрерывно связаны с воспитанием у ребенка к добросовестному, ответственному отношению к природе. В связи с этим, педагог должен оценивать любое свое действие, любой материал (математические задачи, задания по художественному творчеству, различные дидактические и подвижные игры) с точки зрения соответствия их к требованиям экологического образования дошкольников.

Педагогу необходимо учитывать то, насколько компетентны эти материалы, какие задачи он будет решать путем выполнения с детьми тех или иных задач, какие знания о природе будут формировать выбранные педагогом дидактические игры.

При решении проблем экологического воспитания дошкольников, необходимо обратить внимание на формы организации занятий. Наиболее эффективны, с точки зрения экологического развития детей дошкольного возраста, комплексные образовательные мероприятия, построенные в виде игровых обучающих ситуаций (викторины, путешествие в страну животных, растений, приключения и др.).

Подобные занятия помогут разнообразить образовательную деятельность детей, поддержит их интерес к ней.

В последние годы, можно отметить, что экологическая среда ДОУ пополнилась экологическими лабораториями, кабинетами, классами и др. Они помогают постигать экологические знания путем проведения экспериментов, реального наблюдения, что в свою очередь развивает любознательность, решает многие другие важные задачи.

Несмотря на это, наблюдения показывают, что в основном в таких кабинетах царит полный порядок, где редко можно увидеть детей, напрямую взаимодействующими с представленными в таких кабинетах образцами. Это объясняется тем, что есть такие педагоги, которые не позволяют детям делать что-либо самостоятельно (поломают, разбросают и др.).

Таким образом, хорошая идея - развивать самостоятельные детские эксперименты-не принимается многими педагогами с авторитарным стилем общения.

К сожалению, такая система запретов, которые часто используются в таких конструкциях как «не рви, не ломай, не шуми и др. зарождает у ребенка желание нарушить запрет, что может привести к негативным последствиям. Раскрывая содержания правил обращения с природой, необходимо подчеркивать нравственным смысл, например: «если вы случайно найдете птичье гнездо, отойдите от него, иначе птицы покинут его, не распознав свой запах, а по вашим следам гнездо может быть найдено хищниками и его погубят».

Какими бы ни были проблемы экологического воспитания дошкольников, их сможет преодолеть педагог, способный жить в мире с природой, собой и окружающими.

Список использованных источников

Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы / И.Д. Зверев. - М., Перемена, 1996. - С. 72 – 84.

О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной . 234 c.. 2006

Просмотров работы: 309