АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ СПОСОБОВ ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Работкина С.С. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Думаю, что каждый из нас хоть раз в своей жизни вступал в конфликт. Как говорил известный аргентинский психотерапевт и автор книг по популярной психологии Букай Хорхе «Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми».  Если в детстве, в младших классах конфликты происходят относительно редко, когда бывают масштабными, то в более взрослом возрасте начинается период бурь и страстей, в который напоминает шторм разнообразных чувств и эмоций. Но каждая конфликтная ситуация уникальна, имеет свои предпосылки, явные и неявные, своих участников и индивидуальные способы разрешения.

Конечно, можно условно можно выделить несколько видов конфликтов, происходящих в школьной среде.

Один из наиболее распространенных конфликтов – это конфликты между учениками в школе. В основном они выражаются в борьбе за лидерство в классе. В ряде случаев может выбираться «антилидер», т.е. человек для агрессивной травли. Чаще всего такой конфликт возникает случайно. Учитель, как можно понять, не является конфликтующей стороной, однако принять участие в конфликте в некоторых случаях нужно и даже необходимо, чтобы не было ухудшения или полного разрушения отношений между учениками. Если вмешательство учителя все же необходимо, то очень важно делать в спокойно форме, без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой.

Думаем, что будет лучше, если ученик сам найдет выход из конфликтной ситуации, и такой конструктивный конфликт принесет пользу. Мне, например, именно опыт конструктивных конфликтов сильно помог решать последующие конфликты, находить контакт со сверстниками и помогает и сейчас во взрослой жизни.

Вспомним школу и то, как учителя разрешали конфликты между учениками. Они обязательно вступали в диалог с учеником, называли его по имени, в целом, создавали атмосферу доверия и доброжелательности. Если так не получалось и ученик не шел на диалог, как-то показывал свою агрессию или просто закрытость и нежелание об этом говорить, то учитель (хотя конечно же таким в основном занимался классный руководитель) пробовал поговорить с родителями ученика.

Также встречаются конфликты между учениками и педагогами. Часто это элементарное несовпадение интересов и педагогические ошибки. Выражаются такие конфликты в плохом выполнении или даже возможно невыполнение поставленных перед учеником задач. Как правило, такие ситуации возникают в период акклиматизации, когда в класс приходит новый учитель или новый ученик.

По моим наблюдениям, такие конфликты происходят в ходе диалога на повышенных тонах и бурная реакция в ответ на слова, и чаще всего в конфликты с учителями вступают именно отстающие ученики, которые недобросовестно выполняют свои школьные обязанности, выражая недовольство и раздражительность больше всех. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо. Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

К диалогу следует подготовиться заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Как писала Елизавета Резникова: «В разгар конфликтного момента, крик не заменит аргумента».

Нужно уметь слушать и слышать ребенка.  При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

К примеру, у меня был одноклассник, который позволял грубость и раздражительность в общении с учителем, мешал выполнять другим задания и не реагировал на замечания в свой адрес. Но многие учителя выбирали различные пути решения такой проблемы. В одном случае, мой классный руководитель мог несколькими фразами прекратить непозволительное поведение, рассказать какую-то шутку или историю, чтобы разрядить обстановку и продолжить. В целом мой классный руководитель всегда выражал к этому ученику доброжелательное отношение, желание помочь и понимание. В трудных ситуациях мог вызвать родителей, чтобы поговорить при них с учеником, обсудить проблему поведения. В другом же случае, мой учитель физики всегда полностью негативно реагировала на подобное поведение, выгоняла ученика из класса или отправляла к директору, не ища никаких путей выхода из подобной ситуации. В целом это было деструктивное столкновение, которое в итоге вылилось в негативное отношение ко всему классу. Я убеждена, что поступать как в последнем случае никогда не надо.

В некоторых случаях встречается и конфликт учитель-родитель ученика. Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем, а может быть и обоюдным. Выделяют такие причины конфликта между учителем и родителями ученика как разные представления сторон о методах воспитания, недовольство родителями методами обучения педагога, личная неприязнь или мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку. Обычно в такой ситуации конфликтующий человек не обращает внимания на собственное поведение, пытаясь искать их в поведении оппонента. Но важно не забывать, что когда проблема трезво оценена и обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Мой классный руководитель, например, всегда шел на открытый диалог с родителем, где все стороны равны и вместе находи выход из сложившейся ситуации. После разрешения конфликта они вместе делали выводы, что было сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Другой мой одноклассник был достаточно самоуверенным, не имел незаурядных способностей, а отношения с ребятами в классе у него сложились достаточно прохладные. Дома он всегда характеризовал своих учителей с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, говоря, что они занижают ему оценки. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Выход из ситуации нашел мой классный руководитель, который организовал родительское собрание со всеми учениками, которые объяснили матери поведение и успеваемость ее сына, поговорил со своим классом, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят. После этого подобных конфликтов не возникало.

Во многих случаях предотвратить конфликт поможет правильная диагностика ситуации. Каждому обострению проблемы предшествует предконфликтная ситуация, проработав которую можно избежать агрессии. Как говорил Расим Мусабеков: «Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта – лучше его сделать». И один из способов предотвращения конфликтов – наблюдение за учениками, поиск общих интересов, целей. Если ученики будут объединены какой-то целью, многие проблемы попросту снимаются. Другие проблемы (ревность, личные мотивы) решаются индивидуально. В некоторых случаях достаточно просто поговорить, в других – необходима помощь профессионального детского психолога. В любом случае очень важно не упустить момент. Если конфликт вошел в активную стадию, предпринимать меры по его предотвращению бессмысленно. По словам А.И. Шипилова «конфликты в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить».

Подводя итог, мне хочется повторить, что конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. Большое значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, а также его авторитет в глазах учащихся. По собственному опыту скажу, что нет ни одного человека, который не обладал уважением учащихся, и который смог бы ликвидировать конфликтную обстановку или же ликвидировать конфликт.

Конфликт детский нельзя так просто прекратить, так как он основан на эмоциях, которые в этом возрасте даже очень сильны, вытесняя голос разума. Но конфликт можно погасить, доказывая оппоненту, что его соперник - достойный человек, что он обладает большими достоинствами, что ему трудно, как и тебе, что он переживает по поводу случившегося. В некоторых случаях профилактику конфликтов надо начинать с себя. В первую очередь, надо учиться слушать, видеть себя глазами другого человека, уметь чувствовать за другого человека, уметь решать бесконфликтно вопросы, прийти к общему мнению, уметь правильно спорить.

Просмотров работы: 36