ИССЛЕДОВАНИЕ И ПОИСК РЕШЕНИЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПОИСК РЕШЕНИЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ

Маслова М.А. 1, Рыбанов А.А. 1
1Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный технический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время рабочая программа дисциплины в вузе составляется, основываясь лишь на образовательных стандартах. Но по новым требованиям министерства образования и науки России, необходимо основываться и на требованиях работодателя. Требования работодателей, в свою очередь, отображены как профессиональные стандарты. Система, которую необходимо разработать, будет ориентировать образовательную программу на профессиональные стандарты [3].

Целью данной работы является снижение трудоемкости процесса проектирования образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами [1].

Были рассмотрены четыре прототипа: ИС «Планы» [https://www.mmis.ru/programs/plany], ПАК «Профессиональные стандарты» [http://profstandart.rosmintrud.ru], Сервис «Генератор рабочих программ» [https://workprogram.tusur.ru], СОНАТА-ПРО: Конструктор рабочих программ [http://www.protema.ru/multimedia/sonata-pro/item/19-a0], где ПАК «Профессиональные стандарты» - единственная программа, работающая с профессиональными стандартами, а именно реализующая отображение данных стандартов и различную фильтрацию по ним.

Поэтому сравнительный анализ с точки зрения их применения для решения задачи будет проведен между тремя остальными прототипами: ИС «Планы», Сервис «Генератор рабочих программ», СОНАТА-ПРО: Конструктор рабочих программ.

В качестве критериев для сравнительного анализа программных продуктов, выберем следующие:

A1 – Добавление результатов освоения дисциплины;

A2 – Просмотр профессиональных стандартов;

A3 – Распределение трудовых функций по дисциплинам;

A4 – Сопоставление трудовых функций дисциплины и результатов освоения дисциплины;

A5 – Распределение дисциплин по преподавателям.

Для определения весов критериев воспользуемся аналитической иерархической процедурой Саати. Диаграмма весовых коэффициентов для критериев A1, A2, A3, A4, A5 [2] представлена на рис.1.

Рисунок 1. Диаграмма весовых коэффициентов

Лепестковая диаграмма интегрального показателя качества каждого программного продукта изображена на рис.2.

Рисунок 2. Лепестковая диаграмма интегрального показателя качества

Лепестковая диаграмма значений характеристик качества функциональных возможностей (критериев) показана на рис.3.

Рисунок 3. Лепестковая диаграмма значений характеристик качества

Сравнительный анализ программных продуктов по проектированию образовательных программ показал, что только программа ИС «Планы» имеет значение интегрального показателя выше базового. Сравнение аналогов программных продуктов методом определения экспертных оценок с помощью иерархической аналитической процедуры Саати, позволила выявить что ни одна из рассматриваемых программных систем не удовлетворяет всем заданным критериям.

Требования министерства образования и науки России о необходимости основываться требованиях работодателях в составлении образовательной программы вышли в начале 2018 года. Поэтому программных продуктов, в которых при составлении образовательных программ учитываются и требования работодателя как таковых нет.

Поэтому будет разработана система, которая объединит некоторый функционал рассмотренных программных продуктов. Данная система будет позволять просматривать профессиональные стандарты, но также позволять привязывать трудовые функции и результаты освоения к дисциплинам. В данной системе также будет вестись статистика покрытия того или иного профессионального стандарта.

Основные задачи исследования:

Описать модели программно-информационной системы проектирования образовательных программ.

Разработать алгоритмы и выполнить программную реализацию модуля проектирования образовательных программ.

Оценить эффективность предлагаемой модели системы, алгоритмов и модуля проектирования образовательных программ.

Необходимо разработать систему проектирования образовательных программ в соответствии с профессиональными стандартами, решающую проблему несоответствия образовательных программ требованиям работодателей.

Список литературы

1. Маслова М.А., Исследование предметной области и анализ осуществимости разработки программной системы для автоматизации проектирования образовательных программ в соответствии с профессиональными образовательными стандартами // М.А. Маслова, О.Ф. Абрамова // Форум молодых ученых, 2017. – № 6 (10). – С. 1172-1182.

2. Морозов, А.О. Экспертная оценка программных продуктов для расчёта метрических характеристик физической схемы базы данных [Электронный ресурс] / А.О. Морозов, А.А. Рыбанов // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 1. - C. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/01/42101.

3. Маслова М.А., Разработка проектной документации и прототипа автоматизированной системы для проектирования образовательных программ в соответствии с профессиональными образовательными стандартами // М.А. Маслова, О.Ф. Абрамова // Форум молодых ученых, 2018. – № 6/2 (22). – С. 632-638.

Просмотров работы: 18