История и традиции Японии до Нового времени - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

История и традиции Японии до Нового времени

Кудряшов И.В. 1, Новикова Л.В. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Историю Японии условно можно разделить на 6 эпох, подразделяющихся на периоды и подпериоды.

Доисторическая Япония (Гэнси)

Первые признаки заселения территории современной Японии появились в то же время, что появился сам род Homo Sapiens, то есть около 40 тысячелетия до н.э. Период носит название Японского палеолита или периода докерамической культуры.

Около 10 тысяч лет до н.э. закончилась эпоха ледников, уровень океана значительно поднялся, превратив Японию в архипелаг. Население Японских островов увеличилось, благодаря переселению группы людей из Юго-Восточной Азии. Данный отрезок времени носит название Дзёмон, связанное со «шнурковым орнаментом», которым украшалась появившаяся в начале этого периода керамическая посуда.

Тотемизм и анимизм был отличительной чертой религиозных воззрений людей этого периода. Из глины изготавливались женские фигурки догу, японцы поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни. Захоронения умерших делались в мусорных кучах вокруг древних поселений. Труд разделялся по половому и возрастному признаку.

Период Яёй. В связи с развитием рисоводства, следующий период в истории традиций Японии отмечается проведением различных празднеств и молебен за богатый урожай. Сформировался особый сельскохозяйственный ритуал. Предметом культа во II веке н.э. стало также бронзовое оружие – предметы самообороны и войны были также жизненно важны для древних людей. Со II века до н.э. начинает проявляться централизация религиозной и военной власти в лице вождя.

Вот что писали о японцах китайские историки тех времен: Нравом веселы. Не развратны. Мужчины и женщины ходят с непокрытой головой, собирая волосы наверху. Богатые и знатные вплетают в волосы вышитые полоски ткани, похожие на китайский убор хугунтоу (胡公頭 — давно не употребляемый) и это заменяет им шляпу. Едят из бамбуковой посуды. Имеют гробы, но не делают внешних саркофагов, насыпают курганы. Пристрастны к выпивке. Не знают с какого месяца начинается год. Много долгожителей 80, 90 и даже 100 лет. Женщин много, мужчин мало. У богатых четыре или пять жён, у бедных две-три. Жёны не изменяют и не ревнуют. Воровства не знают, тяжб мало. За небольшое преступление у преступника отбирают жену и детей, за тяжкое истребляют весь род. Также могут за лёгкое наказать палками, а за тяжёлое отдать зверям на съедение. Если звери за ночь не тронут преступника, то его отпускают и прощают.

У мужчин татуировки на теле и лице, по ним определяют социальный статус. Женщин много, богачи берут по 4-5 жён, у многих по 2-3. Воровство редко, поэтому мало судебных тяжб. Преступника продают в рабство вместе с семьёй, за значительные преступления уничтожают всю семью. Покойника не хоронят 10 дней, оплакивают его, постятся. Гадают, бросая кости в огонь. Перед плаваньем по морю один из команды корабля также постится, не моется, не расчёсывает голову, не общается с женщинами. Если плаванье оказывается неудачным, то этого человека казнят, потому что, якобы, он плохо соблюдал пост.

В IV веке получает свое развитие государство Ямато, развитие которого археологи связывают с распространением культуры курганов-кофунов, от которых и происходит название периода «Кофун». В них хоронились состоятельные лица. Власть была в руках вождя окими, а региональная знать объединялась в крупные роды удзи. В VI веке двору Ямато были переданы буддистские образы и сутры, что дало начало распространению буддизма в Японии.

Следующая эпоха датируется 592 – 1185 гг. и называется Кодай (Древняя Япония). В этот период начинают строиться древние буддистские храмы – пагоды в традиционном японском стиле, сама же религия приобрела статус государственной. Принц Сётоку стремился сохранить традиционные верования и обеспечить их сосуществование с основной религией.

Период в развитии культуры Японии VII века носит название культуры Асука. Отличительные черты периода – заимствование художественных традиций у Китая и Кореи, конфуцианства и буддизма. К данной эпохе отосится, например, Золотой Зал и пагода монастыря Хорю-дзи, которые являются древнейшими деревянными сооружениями в мире.

При культуре Тэмпё (VII в.) происходит развитие художественного искусства, также во многом благодаря влиянию достояний искусства Центральной и Западной Азии, поступавших через Великий шелковый путь. Буддистская скульптура в это время стала более натуралистичной. В жанре литературы также происходило развитие: была составлена антология стихов вака, содержавшая 4500 стихов за последние 130 лет. Этот стиль стихосложения жив и развивается вплоть до настоящего момента. Каждое поколение поэтов, начиная с IX века, имело за собой опыт предшественников. Каждое новое поколение словно продолжало (и продолжает) ткать одну и ту же ткань, расцвечивая ее новыми оттенками и добавляя новые узоры.

Хэйан – название последнего периода истории Древней Японии, а также новой столицы государства, которая известна нам как г. Киото. Культура этого периода отмечается появлением эзотерического буддизма, путь спасения в нем лежал через уединение в горах. К концу IX века связь, в том числе культурная, с Китаем ослабевает, и Япония вынуждена находить собственные культурные формы. В архитектуре появился новый светский стиль дворцов-усадеб с галереями и садами. Одеяния людей приобрели оригинально японский вид. В изобразительном искусстве появился новый жанр «ямато-э», который отличался изображением художниками жизни вельмож и местных пейзажей. В литературе появляются новые произведения с использованием новой азбуки «кана». В религиозной сфере появились новые ответвления из-за возникавших эсхатологических представлений – учение Чистой Земли. Оформились положения Синто-буддийского синкретизма.

Средние века в Японии носят название Тюсэй и длятся с 1185 по 1573 гг. Культура первого периода – Камакура. В этот период буддизм получил распространение в среде самураев и простолюдинов. Стало развиваться учение поклонения будде Амида, в противовес которому появилось учение о прославлении «Сутры Лотоса». В это же время из Китая в Японию был перенят дзен-буддизм, ставший популярным среди самураев. Музыканты бива хоси распространили эпическое произведение «Повесть о доме Тайра», воспевающее взлеты и падения прежних японских императоров. «Новый сборник старых и новых японских песен» вобрал в себя лучшую поэзию того времени.

Скульптура развивалась в направлении реалистичности и экспрессивности. В художественном искусстве стали популярны иллюстрированные книги эмакимоно, описывающие битвы, жизнеописания и истории монастырей.

Культура периода Муромати знаменуется сближением и смешением культур аристократии и самураев, которая характеризуется значительным влиянием дзен-буддизма. Культура Китаяма появилась в начале XV века. Она отлична величием и богатством в архитектуре. Важнейшим ее продуктом стало появление театра «но», в котором изменялась структура спектакля и вводились новые элементы в пьесы. Классическая программа подразумевает исполнение пяти пьес и трех комедийных сценок в промежутках.

Через полвека получила форму новая культура Хигасияма. Эта культура основывалась, в противоположность Муромати, на простоте и изысканности – принципы ваби и саби. В данный период стал популярен «кабинетный стиль» интерьера. Его особенность – наличие в комнате углубления в стене, параллельных полок, подоконника рядом с нишей и окон с бумажными ставнями. На полах лежали татами – маты из тростника и рисовой соломы, которыми застилались полы домов. Сегодня большая часть японских, особенно чайных, комнат оформляются в данном стиле.

Появились японские каменные сады. Изначально они появлялись в храмовых садах, где развивались в систему японского садового искусства. В них высаживали множество цветущих деревьев, например вишню, а также вьющееся растение глицинию. Высаживается бамбук, мох, травянистые растения. Типичная картина сада включает в себя искусственные горы, холмы, ручьи и водопады, участки песка и гравия, дорожки в нем. Помогают достичь гармонии человека и природы беседки, фонари и чайные домики. Японский сад несет в себе философскую функцию символизируя совершенство земной природы, является олицетворением Вселенной. Японская чайная церемония тесно связана с появлением новых стилей, помогая насладиться творениями человека и природы. Икебана – «живые цветы» - искусство совмещающее в себе размещение цветов в специальных посудах и правильное размещение их в интерьере.

Большая часть из созданного в период Хигасияма дает нам представление о культуре Японии и сегодня благодаря бережному отношению самих японцев к своей культуре. В литературе появился жанр иллюстрированных рассказов отгидзоси.

Литература:

История Японии / Под ред. А. Е. Жукова. — М.: Институт востоковедения РАН, 1998. — Т. 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 с.

Просмотров работы: 68