В условиях динамики современных экономических и социальных процессов, постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают оздоровительного лагеря. Поэтому организация воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря сегодня становится все более актуальной.
КТД - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда – либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые.
Рассмотреть всё многообразие мотивов довольно сложно, но выделяют основные мотивы ребёнка для участия в коллективных творческих делах:
- потребность в коммуникации;
- выполнение данного КТД, для того что бы принимать участия в других делах;
- желание выиграть (дух соревнования);
- интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, организаторских);
- осознание развивающей роли КТД;
-осознание социальной роли КТД (необходимости данного КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей – так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных её сторонах, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, коллектива, членом которого становиться и взрослый. КТД - это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. Именно передача готового опыта, придуманных кем-то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание, копирование, дублирование – все это противопоказано коллективному творчеству по существу.
Большое значение имеет оригинальность формы и игровой характер каждого дела. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в неё. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в их собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционально подъема.
Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.
Не всякое коллективное дело является КТД. Отличительными признаками КТД могут стать:
-совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела;
- его социальный характер (для кого это нужно?);
- высокая мотивация создателей.
КТД – форма работы, которая направлена на:
- развитие творческих способностей;
- развитие интеллектуальных способностей;
- реализацию коммуникационных потребностей;
- обучение правилам и формам совместной работы [3, с.6].
Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью этапами коллективного творчества:
1 этап. Предварительная работа.
На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают ктаким действиям, проводя «нацеливающие» воспитательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т.д.), готовят их к коллективному планированию.
2 этап. Коллективное планирование.
Коллективное планирование начинается в микроколлективах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает своё мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.
3 этап. Коллективная подготовка.
Для подготовки и проведения КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла [3, с.8].
Условия педагогического успеха коллективного творческого дела:
1) общая забота. Включение каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу. Организация постоянной многосторонней заботы каждого о своих товарищах, о людях близких и далёких, о малышах и взрослых
2) товарищество. Воспитатель всегда должен проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику, как к младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности
3) единство мыслей и действий, воли чувств. Воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
В связи с изменениями социально-экономических условий жизни возросла проблема беспризорности детей и подростков. Многие семьи не только не выполняют свои функции, но и стали фактором, деформирующем социальное и индивидуальное развитие детей. Пренебрежение интересами и потребностями детей они создают реальную угрозу их психофизическому здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию. Предоставленные сами себе они отдают все время уличным компаниям, бесцельному время провождению, приобретают опыт правонарушений. И мы выяснили, что одним из приоритетных направлений деятельности центра социального обслуживания населения является организация оздоровительных кампаний в каникулярный период для детей и подростков группы социального риска. Они относятся к самым незащищенным слоям населения, т.к. деятельность всех обычных лагерей направлена на организацию оздоровительных кампаний, в основном охватывающих детей из благополучных семей [3, с. 10].
Список литературы:
1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2005. – 160 с.
2. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 80 с.
3. Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 80 с.