Применение технологии КТД в педагогической деятельности вожатого - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение технологии КТД в педагогической деятельности вожатого

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Коллективно-творческое дело (КТД) особо актуально для учебного заведения закрытого типа. Там воспитанники живут вместе, вместе готовятся к занятиям, вместе отдыхают, у них есть все условия для работы в микрогруппах и всем классным коллективом. Воспитанники ежедневно могут консультироваться с воспитателями, с учителями, работать с информацией библиотеки, и интернета. А привлечение в коллективно-творческие дела родителей воспитанников (как участников или слушателей) играет особо важную роль в поддержании позитивного настроения каждого воспитанника и коллектива в целом. Тесная связь с семьей становится более актуальной, эмоциональной и полезной для всех участников воспитательного процесса [5].

Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру [11].

Коллективно-творческое дело (КТД) - это общественно-важное дело, творческое и коллективное, которое обогащает коллектив и личность социально ценным опытом, открывает широкий простор для деятельности, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно [5].

В процессе коллективно-творческого дела (КТД) развиваются все стороны личности:

- познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы),

- эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности),

- действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

Основное назначение коллективно-творческого дела (КТД):

Забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой воспитатели выступают как старшие товарищи воспитанников, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.

Планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач [7].

Основные задачи коллективно-творческого дела (КТД):

Формирование и развитие коллектива;

Развитие личности каждого воспитанника, его способностей, индивидуальности;

Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. ·

Обучение правилам и формам совместной работы.

Реализация коммуникационных потребностей воспитанников [2].

Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества:

1. Предварительная работа.

Составляется модель, образ будущего КТД. Воспитатель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД, его форму, участников. Воспитатель проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.

2. Коллективное планирование КТД.

Проводится на классном собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будут делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?

3. Коллективная подготовка КТД.

Самый сложный и ответственный этап. Создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии воспитателя.

4. Проведение КТД.

Предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от нескольких минут до целого дня. Главное для воспитателя на этом этапе - создание психологического комфорта в коллективе.

5. Подведение итогов КТД.

Происходит на общем классном собрании, где воспитанники размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для воспитателя, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития классного коллектива и отдельных личностей.

6. Последствие.

На этом этапе в исходных направляющих действиях воспитателя непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Воспитатель организует использование воспитанниками в учебной работе и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Виды КТД

Трудовые КТД.

Познавательные КТД.

Художественные КТД.

Спортивные КТД.

Общественно-политические КТД.

Организаторские КТД.

Результат применения технологии коллективно-творческого дела для формирования коллектива:

1. Включение каждого воспитанника в совместные дела на радость и пользу

2. Творческое сотрудничество воспитателя и воспитанников

3. Проявление интереса воспитанников в реализации своих способностей

4. Потребность в коммуникации

В заключении, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе воспитатель должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития воспитанники [1]. Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность воспитанников и высоко оценивать и развивать взаимопомощь воспитанников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Воспитатель не должен допускать в своей работе формализма и не должен злоупотреблять массовыми делами, требующими длительной подготовки. Пусть будет больше дел хороших и разных кратких и импровизированных. Главное, чтобы воспитанники нашли себя, преодолели жизненные препятствия, реализовали и удовлетворили свои душевные нужды и желания, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством и стали сильными и уверенными в себе [1].

Список литературы

1. Беляев А.Б. Формы обучения методике коллективной творческой деятельности. - М., 1989.

2. Беляев А.Б.. Педагогика сотрудничества в коллективной творческой деятельности. - М.: Педагогика, 1989.- 150 с.

3. Волохов А.Д. Длительные воспитывающие игры //Воспитание школьников. - 1995.- № С.19.

5. Еще раз о КТД // Вожатый.- 1988.- № 6. - С. 27-30.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1988.- 124 с.

7. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов // Вожатый.- 1988.- № 6.- С. 20-33.

8. Иванов И.П. Два подхода к воспитанию // Вожатый. - 1980.- № 1. - С. 20-23.

9. Кан-Калик В.А. В помощь учителю. - М.: Педагогика, 1990. - 154 с.

10. Коллективное творческое дело //Вожатый .- 1988.- № 2. - С. 27-30.

Просмотров работы: 163