Начало обучения в первом классе очень тревожное событие не только для ребенка, но и для родителей тоже. Стремительно меняется привычный распорядок дня. Вследствие этого ребенок вынужден приспосабливаться к новым условиям.
Большинство детей приходят в школу из детского садика, где до этого у них был режим, сильно отличающийся от школьного. Они играли, ходили на различные выставки, проводили много времени на улице, а также отдыхали во время тихого часа. В школе же все иначе: от детей требуют усидчивости и внимательности. Для многих становится проблемой необходимость запоминания большого объема нового материала. Часто трудности вызывает и налаживание взаимоотношений в новом коллективе. Причем, не только с учениками, но и с учителем [1, 2].
У каждого ребенка период адаптации проходит по-своему. Есть дети, которые меньше чем за месяц привыкают к новой обстановке. У некоторых же адаптация проходит очень долго и мучительно. Такие дети чаще болеют, испытывают головные боли, теряют в весе, имеют плохой сон, постоянно находятся в плохом настроении (плаксивы, капризны), часто бывают раздражительны. В экстремальных случаях формируется страх к школе, резкая неприязнь к своим одноклассникам и учителям.
Последствием комплекса проблем адаптационного периода может стать неуспеваемость. Ситуацию часто усугубляют родители, особенно если они требуют от ребенка слишком завышенных результатов. Дома первоклассник старается поделиться с родителями своими неудачами и победами. Однако, вместо того, чтобы акцентировать внимание на положительной стороне, мамы и папы начинают ругать ребенка за плохие отметки. Такая реакция в дальнейшем приводит ребенка к потере уверенности в себе.
Другая проблема – замыкание в своих проблемах. Ребенок присутствует на уроке, но его мысли заняты не школьными делами. Он погружается в свой отдельный мир, в котором пытается найти защиту от негативной действительности [3].
Одна из самых серьезных угроз адаптационного периода – это начало формирования неуверенности в своих силах, способностях, возможностях. Часто это приводит к тому, что ребенок систематически откладывает трудные дела «на потом» и приступает к ним в последний момент. Обычно это сопровождается словами самовнушения: «Я не буду делать, потому что у меня не получится».
Есть ли возможность помочь детям, которые сложно преодолевают период адаптации в школе?
Имеется несколько общих рекомендаций, используя которые родители могут в какой-то степени нивелировать отрицательное действие проблемных ситуаций.
Одно из самых важных (и самых простых) – соблюдение режима дня, защита ребенка от перегрузок. Ведь маленький ребенок устает быстрее, чем взрослый.
Особое внимание родителей следует обратить на рацион питания первоклассника. Он должен содержать большое количество витаминов и полезных веществ.
Очень важно на ранних порах воздержаться от критики в адрес ребенка по любому поводу. Плохо ли он пишет или неаккуратно оформляет свои работы. Критика на раннем этапе прибавляет ребенку еще больше неуверенности в себе.
Желательно хвалить ребенка за любой, пусть даже незначительный успех. Это не означает, что нужно игнорировать плохие отметки. Встречая первоклассника со школы, всегда радуйтесь его маленьким победам и хвалите его за них. Ведь это придает ему сил идти дальше и добиваться новых высот.
Чрезвычайно важно еще до школы постепенно приучить ребенка к самостоятельности. Чем больше дел он научится выполнять сам в младшем возрасте, тем увереннее он будет себя чувствовать в непривычной обстановке без родителей.
Без всякого сомнения, начальные этапы обучения в первом классе являются для каждого ребенка в большей или меньшей степени стрессовой ситуацией. Очень важно, чтобы родители понимали это и старались помочь ребенку в преодолении сложного периода жизни.
Литература.
1. Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л. П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. 2007. № 12. – С. 59-62.
2. Рябухина, Д. А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации [Текст] / Д. А. Рябухина // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. – № 11. – С. 183-184.
3. Гагай, В.В. Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей [Текст] / В. В. Гагай, К. Ю. Гринева // Вестник Челябинского Государственного педагогического университета. – 2013. – №. – С. 33-43.