РЕКУРСИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РЕКУРСИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ

Кудермятова Т.Д. 1, Новикова Л.В. 1
1ВлГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Реку́рсия — определение, описание, изображение какого-либо объекта или процесса внутри самого этого объекта или процесса, то есть ситуация, когда объект является частью самого себя. Термин «рекурсия» используется в различных специальных областях знаний — от лингвистики до логики, но наиболее широкое применение находит в математике и информатике.

В лингвистике рекурсией называют способность языка порождать вложенные предложения и конструкции. Базовое предложение «кошка съела мышь» может быть за счёт рекурсии расширено как «Ваня догадался, что кошка съела мышь», далее как «Катя знает, что Ваня догадался, что кошка съела мышь». Английский язык может присоединять фразу справа: «John hopes Mary knows Peter is lying» («Джон надеется, что Мэри знает, что Питер врет») или посередине: «The dog that the cat that the boy saw chased barked» («Собака, погнавшая кошку, которую видел мальчик, залаяла»). Рекурсия считается одной из лингвистических универсалий, то есть свойственна любому естественному языку. Практически, когда фразы нанизываются одна на другую, как в этих примерах, теряется понимание. Известный американский лингвист, Ноам Хомский считал, что эта утрата не связана непосредственно с языком самим по себе. Он считал ее скорее следствием ограниченности человеческой памяти. Что еще более важно, Хомский предположил, что именно рекурсивная способность отличает язык от других типов мышления, например категоризации и распознавания связей между вещами. Он также предположил недавно, что эта способность возникла из одной генетической мутации, имевшей место около 100 — 50 тысяч лет назад. 

Вопросы, так или иначе связанные с лингвистическими исследованиями структур текста, структурной семантики, семиотики в разные годы рассматривали Э. Аветян , А. Гладкий, Р. Котов, И. Мельчук, И. Поляков, Е. Реферовская и др. Частично вопросов проявления рекурсии в языке касались А. Анисимов, В. Сысуев, однако рекурсивные лингвистические структуры, разнообразие их проявления в естественном языке (русском) до настоящего времени фактически остаются без должного внимания. Между тем, исследования в этом направлении открывают перспективы построения семантических моделей восприятия, в частности, моделей информационного воздействия.

Несомненно, классическим образцом подобной структуры считается замечательное стихотворение Р. Бернса «Дом, который построил Джек» в переводе С. Маршака:
Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме, 
Который построил Джек
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу, 
Которая в темном чулане хранится


В каждой новой строфе этого стихотворения в виде вложения присутствует – с незначительными изменениями – предыдущая строфа. В результате в последней строфе сосредотачивается все предшествующее содержание и отчетливо просматривается способ построения очередной строфы.

А кому из нас в детстве не рассказывали сказку про белого бычка?

«Сказка про белого бычка» — русская поговорка, которая означает бесконечную историю. Относится к категории докучных сказок, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя.

Сказать ли тебе сказку про белого бычка? 
— Скажи. 
— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка? 
— Скажи. 
— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Какую же роль сыграла рекурсия? Профессор психологии Оклендского университета (Новая Зеландия) Майкл Корбаллис считает, что она помогла нашим предкам побороть линейность времени. Именно благодаря рекурсии мы обдумываем прошлое и прогнозируем будущее, находясь в настоящем, а также смешиваем реальное и вымышленное.

В этом мы одиноки. Ни шимпанзе, ни бонобо, ни орангутанги не рассказывают историй, не пишут картин, не сочиняют музыки, не снимают фильмов.

Дальше — больше: рекурсия позволяет нам понимать не только что говорит собеседник, но и что он понял из сказанного нами.

Если учёный прав, то его теория может объяснить существование таких языков, как пираха: это амазонское наречие не имеет слов для обозначения цветов и чисел. Корбаллис считает, что данный язык не одинок, указывая на речь ятмулов Новой Гвинеи. В ней тоже нет рекурсии, а это означает, что рекурсия — понятие не языковое, а когнитивное: она вовсе не обязательно должна выражаться в языке.

Исследователь полагает также, что появление рекурсии не было вызвано генетическими мутациями, появлением особых нейронов или определённой структуры мозга. По его мнению, это результат увеличения краткосрочной памяти и развития иерархической организации, которые он считает естественным следствием роста объёма мозга.

Ссылки на источники:
1) https://ru.wikipedia.org 
2) http://www.relga.ru
3) https://inosmi.ru
4) http://www.lomonosov-fund.ru

Просмотров работы: 1349