РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Медведь И.С. 1, Зонина И.Н. 1, Кулакова Т.С. 1, Семчук Н.Н. 1
1НовГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Познавательная активность формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Это – одна из наиболее социально значимых творческих качеств личности. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность [1].

Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также он овладевает основополагающими умениями и навыками. Именно от этого периода жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка. Самая главная задача при обучении в начальных классах – наметить оптимальный образовательный маршрут для ребенка.

Если перед началом учебного года спросить любых первоклассников хотят ли они в школу, то сразу же каждый из них ответит «ДА». Первое время дети проявляют огромное желание к учебе и получению хороших оценок. Но спустя некоторое время мы заметим, что у многих пропадает желание учиться.

Для формирования познавательной активности ребенка у него должна появиться цель, благодаря которой он будет испытывать удовольствие от школы и самого процесса обучения.

В связи с этим учитель должен быть внимательным к каждому ребенку, уметь увидеть у каждого ученика интерес к какой-либо стороне учебной работы, а также создавать все условия для того, чтобы поддерживать интерес к знаниям.

Деятельность учителя должна быть направлена не только на то, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, но и на развитие самостоятельности учащихся в процессе учебной деятельности, на привитие интереса к учебному предмету в ходе этой деятельности [2].

Основой формирования познавательных интересов младших школьников является их творческая деятельность. Совершая творческие действия, ребенок испытывает положительные эмоций, как самого процесса, так и от полученного результата. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.

Цель творческой деятельности – не только дальнейшее совершенствование полученных знаний, но и активизация мышления учащихся, развитие их познавательных способностей.

Поэтому для развития интереса детей к учебе учителю желательно придумать различные проекты и творческие задания, выполняя которые, ученик смог бы полностью показать свои умения и навыки, которыми он обладает. С помощью таких работ учитель смог бы понять, что интересно ребенку и чем он хочет заниматься.

Для детей во внеурочное время можно организовать кружки по интересам. Это позволяет провести закрепление полученных знаний на практике. Например: умелые руки, юные натуралисты, занимательная математика, зоологический и ботанический кружки, где дети наблюдают за животными, растениями и ухаживают за ними и т. д. Самый главный принцип участия в них – добровольность. Если ребенка насильно привести в такой кружок, то положительного результата вряд ли следует ждать.

Кружки обогащают круг общения детей и их взаимоотношения. При этом в процессе занятий со временем стираются учебные границы между учащимися, такие как «отличник», «хорошист» и «троечник». Дети становиться друзьями и не уже смотрят друг на друга, через призму школьных отношений. Творческая деятельность помогает раскрыться замкнутым ребятам, а также направить энергию в нужное русло более активным школьникам.

Нужно стараться, чтобы развивались все компоненты познавательной активности ребенка. Для этого необходимо тщательно продумывать систему взаимодействия педагога и детей в коллективе, так как очень важно учитывать мнение каждого ребенка, ценить чувства, которые он испытывает, выполняя ту или иную работу. Это дает ему возможность осознавать привлекательность различных видов деятельности и выбрать нужную.

1. Теоретические основы развития познавательной активности младших школьников. Режим доступа свободный:https://multiurok.ru/files/teoreticheskie-osnovy-razvitiia-poznavatelnoi-akti.html (дата обращения 27.11.2018).

2. Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников Режим доступа свободный:https://works.doklad.ru/view/FOmdtueHCHg/all.html (дата обращения 11.12.2018).

Просмотров работы: 6