АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ АНАЛИЗА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ АНАЛИЗА

Шаймарданова Р.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В ходе планирования прибыли на предприятии проводится систематический ее факторный анализ. Основные факторы, первого уровня соподчиненности влияющие на финансовые результаты деятельности, представлены на рисунке.

Рис. 1 - Факторы, оказывающие влияние на прибыль предприятия [5]

Рассмотрим каждый из факторов более подробно. Как видно из рисунка затраты являются фактором первого уровня соподчиненности оказывающего влияния на прибыль. Между затратами предприятия и финансовыми результатами существует прямая обратная зависимость. Для оценки данного влияния используется несколько методов факторного анализа. Алгоритм расчета оценки данного влияния в российской методологии [2]:

ΔПреС = ΔС * VPПо (1)

где

ΔПреС – изменение прибыли за счет изменение себестоимости

VPПо – отчетного года. ΔС – изменение затрат предприятия.

Также данное влияние можно оценить с помощью другого метода, который позволяет оценить влияние каждого элемента затрат на прибыль:

Расчет прироста прибыли от изменения ресурсоемкости (ΔПре)[2]:

ΔПре = ΔРе * В (отчетного периода), (2)

где

ΔПре прироста прибыли от изменения ресурсоемкости.

Ре = Зэ/В, (3)

где

Зэ – затраты по элементам. В - выручка

ΔРе =Рео –Реб (4)

Рео - ресурсоемкость отчетного периода. Реб - ресурсоемкость предыдущего периода.

Данная методика позволяет выявить влияние каждого элемента затрат и разработать комплекс мероприятий по повышению эффективности им управления. Увели-чение затрат приводит к снижению финансовой результативности деятельности и наоборот. Следовательно за счет повышения эффективности управления затратами можно добиться повышения прибыли предприятия. Основной задачей управления затратами является выявление резервов снижения затрат. Рассмотрим актуальные на современном этапе пути снижения затрат на предприятии[3].

Первый путь снижения затрат на предприятии – это повышение уровня его технологического развития. Рассмотрим за счет, каких факторов, при обновлении техники и технологий производства происходит снижение себестоимости продукции: новые технологии позволяют использовать более энергоемкое оборудование, что приводит к экономии затрат на приобретении энергоресурсов; новые технологии позволяют производить продукции с более низким расходом сырья и материалов, что приводит к экономии материальных затрат. Можно сделать вывод, что повышение уровня технологического развития  ведет к повышению эффективности деятельности предприятия. Однако данное направление снижения затрат на предприятии требует значительного объема инвестиционных затрат на первоначальном этапе. Второй путь снижения затрат на предприятия – повышение эффективности управления процессом ресурсоснабжения. Процесс ресурсоснабжения и факторы обеспечения его эффективности тесно связаны с задачами управления затратами предприятия. Например, превышение неправильно разработанный график поставки сырья приведет к сбою в производственном процессе и увеличению затрат. Снижение затрат на всех этапах ресурсоснабжения приведет к снижению расходов и повышению финансовых результатов[3].

Как видно из рисунка 1 объем реализации является фактором первого уровня соподчиненности оказывающего влияния на прибыль. Между объемом реализации и финансовыми результатами существует прямая зависимость. Увеличение объема реализации приводит к повышению финансовой результативности деятельности и наоборот. Следовательно, за счет повышения эффективности управления объемом реализации можно добиться повышения прибыли предприятия Рассмотрим методику оценки данного влияния. Формула расчета[5]:

ПреQ= Δ VPП*(Цо – Со), (5)

где

ПреQ – изменение прибыли за счет изменения объема продаж.

Δ VPП - изменение объема продаж. Цо – цена в отчетном периоде.

Cо – себестоимость в отчетном периоде.

Рассмотрим методологию проведения факторного анализа на основе данных финансовой отчетности.

1. Расчет выручки отчетного года в сопоставимых ценах (Вос)[5]:

Вос = В/Иц, (6)

где В – выручка, Иц – индекс изменения цен.

2. Расчет прироста выручки за счет изменения объема производства (ΔВо):

ΔВо = В1 – В0, (7)

где В1 - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах

В 0 - выручка предыдущего периода.

М = Ппр/В, (8)

где Ппр – прибыль от продаж

Расчет прироста прибыли от изменения объема продаж (ΔПо):

ΔПо = ΔВо * М (предыдущего периода). (9)

Рассмотрим пути повышения прибыли за счет увеличение объема продаж. Основные инструменты управлением объемом продаж: ценовая стратегия, стратегия продвижения, сбытовая стратегия[1].

Расширение рыночной доли предприятия приводит к увеличению объема продаж. При этом постоянные расходы не изменятся, а переменные изменяются пропорционально росту объема продаж. Данный факт приводит к снижению объема постоянных затрат в единице себестоимости изделия и возникновению операционного рычага. Его воздействие можно оценить с использованием следующего алгоритма расчета[1]:

CОР = Пм / П, (10)

где CОР - сила воздействия операционного рычага; Пм - маржинальная прибыль.

На основе данной зависимости разработан метод планирования прибыли, который называется: «CVP анализ»[1].

Рассмотрим третий фактор – цена на продукцию или услугу. Как видно из рисунка 1 цена являются фактором первого уровня соподчиненности оказывающего влияния на прибыль. Между ценой на продукцию предприятия и финансовыми результатами существует прямая зависимость. Увеличение цены приводит к повышению финансовой результативности деятельности и наоборот. Следовательно, за счет повышения эффективности управления ценовой политикой можно добиться повышения прибыли предприятия[1].

Рассмотрим методологию оценки влияния на прибыль изменения цены, используя методу оценки факторного анализа на основе данных финансовой отчетности.

Расчет прироста прибыли от изменения цен (ΔПц)[6]:

ΔПрц = ΔВц * Мф, (11)

Рассмотрим основные инструменты управления ценой с целью повышения прибыли предприятия. К одним из методов управления ценой относиться метод «директ – костинг» . Определяется критическая цена, при которой предприятие при заданном объеме не будет иметь ни прибыли, не убытка. Далее сравнивается с ценами конкурентом и выставляется минимально возможная цена. Установление цены, например, на 2 % выше от цены критической, но на 5 % ниже, чем у конкурентов, приведет к росту объема продаж, возникновению эффекта финансового рычага[4].

Как видно из рисунка 1 структурные сдвиги в ассортименте является фактором первого уровня соподчиненности оказывающего влияния на прибыль. Между структурными сдвигами в ассортименте и финансовыми результатами существует зависимость. Изменение структурными сдвигами в ассортименте может привести как к повышению финансовой результативности деятельности и наоборот. Следовательно, за счет повышения эффективности управления ассортиментной политикой можно добиться повышения прибыли предприятия. Взаимосвязь между ассортиментной продукцией и прибылью предприятия можно представить следующим образом (используя метод абсолютных разниц)[5]:

, (12)

Также данное влияние можно исследовать с помощью метода математического моделирования. Рассмотрим его более подробно.

DN = ВбxTвxКмв, (13)

где Вб— выручка от продаж в базовом периоде;

Tв — прогнозный темп роста выручки от продаж;

∆Кмв — изменение коэффициента маржинального дохода из-за структурных сдвигов.

Изменение в структуре товарного портфеля соотношения продукции с высоким уровнем рентабельности и более низкими, приводит к увеличению прибыли от реализации[4].

На основе проведенного исследования можно сделать выводы, что резервами повышения прибыли является: увеличение темпов роста продаж продукции, за счет использованием маркетинговых инструментов; cнижение себестоимости продукции за счет: повышения уровня технического развития, изменения методик управления затратами, повышение эффективности управления ресурсоснабжением; eправлением ассортиментной структурой товарного портфеля. Сочетание двух или трех приемов управления резервами повышения прибыли приводят к возникновению синергетического эффекта на предприятии.

Список литературы:

Абызова Е.В. Управление прибылью и рентабельностью предприятия/ Е.В. Абызова// Проблемы экономики и менеджмента -2016 - №4 – С.71-76

Беспалов М.В. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности)/ М.В.:Беспалов. Учебное пособие. - М: Юрайт, 2014 -288 с.

Константинова Т.Л. Сущность и функции управления затратами/ Т.Л. Константинова // Экономические науки – 2016 - № 3 – С.89 -90

Михайлова М.С. Управление прибылью предприятия /М.С. Михайлова// Экономические науки -2016 - №47 (4) – С.126

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. М.: Инфра – М.,2017 – 654 с.

Экспресс анализ прибыли.[Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.findprofit.ru/

Просмотров работы: 37