ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Зонина И.Н. 1, Медведь И.С. 1, Кулакова Т.С. 1, Семчук Н.Н. 1
1НовГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В младшем школьном возрасте закладываются основы отношения к процессу обучения. Проблемы, возникающие при этом, связаны с резкими изменениями в режиме дня ребенка, появлению новых обязанностей, необходимостью выполнения действий, которые не всегда нравятся и доставляют удовольствие. Вместе с тем следует особо отметить, что именно в период обучения ребенка в начальной школе закладываются основы отношения личности к образовательному процессу, все будущие успехи и неудачи [4, 6].

Младший школьный возраст особенно благоприятен для того, чтобы сформировать основу для умения и желания учиться. Без внутренней мотивации образовательная деятельность может реализоваться в большей мере только на постоянном давление извне. При этом воздействие будет связано с такими категориями как «должен» или «необходимо», что чаще всего сталкивается с негативной, отрицательной реакцией личности. У обучающегося формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы, что неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, социальной запущенности ребенка.

Наличие мотива позволяет выяснить – что в данный момент хочет ребенок, в чем он нуждается, и какие действия готов предпринять. Однако даже это обстоятельство не способно определить направленность действий школьника, если у него нет конкретной цели, которая как раз и определяет алгоритм, последовательность выполнения каких-либо поступков, совокупность которых и может привести к реализации мотива. Следует иметь в виду, что цель как раз и представляет собой предвиденный заранее результат, к которому должны привести конкретные действия [2, 3].

Таким образом, можно констатировать, что мотив и цель являются разными категориями, сочетание которых может привести к целенаправленной деятельности.

Если конечный результат какой-либо работы совпадает с предметом этой деятельности, то мотив и цель тоже могут совпадать. В этом случае их легко перепутать, если не учитывать разные основания для самого процесса. Известно, что мотив является выражением осуществления какой-либо потребности, в то время как цель представляет собой конечный результат работы или совокупности некоторых действий. Сопоставительный анализ ожидаемого результата и уже полученного позволяет оценить вероятность приближения к намеченной цели, достижения ее, или же, напротив, отклонения в какую-либо сторону.

Мотив по своей сути является двигателем, побудительной силой любой деятельности. В качестве наиболее известных мотивов могут выступать потребности, идеалы, интересы, желания, стремления и т. д.

Различают две основные группы мотивов: познавательные и социальные. К первым можно отнести желания, увлечения, интересы к разным формам деятельности.

Вторую группу составляют такие мотивы, как осознание необходимости учиться, выполнять какую-либо нужную для общества или родителей работу, стремление повысить свой статус в социуме и т. п.

В отличие от животных цель осознается человеком и является необходимым атрибутом действий. Известно высказывание Маркса: «Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» [5].

Анализ целеполагания позволяет определить и мотив деятельности. Именно мотив может объяснить, почему было принято решение о реализации данной цели.

Мотивация к обучению в большинстве случаев не возникает стихийно, спонтанно. Ее следует формировать и поддерживать на протяжении всего процесса обучения.

Учебная мотивация выражается в стремлении к познанию нового, проявлении волевых качеств при выполнении необходимых действий, устремленности к успеху [1].

В младшем школьном возрасте обычно уже сформировано устойчивое осознание необходимости процесса обучения для дальнейшей жизни. В связи с этим наиболее важными задачами учителя начальной школы являются поддержание в школьнике желания воспринимать новый материал, научиться использовать его в практической деятельности.

Следует иметь в виду, что активизация познавательной деятельности ученика без параллельного формирования познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вследствие этого возникает острая потребность в систематическом развитии и укреплении познавательных мотивов учащихся.

Именно это является одним из важнейших способов повышения эффективности обучения. Если для каждого обучающегося будут созданы такие условия, в которых появляется возможность пережить радость успеха в процессе учебной деятельности, то с большой степенью вероятности можно ожидать и реализацию его личностного потенциала.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985. С. 190—191.

2. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. М. : Смысл, 2000.

3. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. М. : Смысл, 2009.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М. : Просвещение, 1990. – 192 с.

5. Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М. : Госполитиздат, 1960. Т. 23.

6. Никифорова Ф. В. Развитие и формирование мотивации учения // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 3.

Просмотров работы: 9