ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВЗАМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ ВЗАМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Жилинская Е.Е. 1, Степанова Н.А. 2
1ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2МГТУ им Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современные условия деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг ДОО. Детский сад и семья должны ставить цель к созданию единого образовательного пространства развития ребенка. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное [9]. В последние годы начала расширяться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. На основе анализа нормативно-правовой базы РФ, зарубежного опыта работы с семьями воспитанников, особенностей и принципов взаимодействия ДОО с родителями, представленными разными авторами и исследователями по данному вопросу, можно выдвинуть следующие положения.

1. ФЗ «Об образовании в РФ» [15], ФГОС ДО [14], Семейный кодекс РФ» [10], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы содержат положения (разделы) [2], в которых отводится существенная роль связи дошкольной образовательной организации с семьей. Взаимодействие должно осуществляться на основе сотрудничества и партнерства. Приоритетное место в воспитании и обучении детей отдается родителям, педагоги лишь могут оказать консультативную помощь по вопросам педагогики. Родители несут ответственность за физическое, психологическое, нравственное и интеллектуальное здоровье своего ребенка.

2. ДОО имеет свои обязанности по отношению к родителям в направлении взаимодействия: информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, образовательной программы; обеспечение открытости дошкольного образования; создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживание родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечение вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов; совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; создание условий для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.

3. Важным является принцип «открытости детского сада», он упоминается в законодательной базе РФ, но на практике реализуется недостаточно эффективно.

4. На примере зарубежных государств можно проанализировать, как осуществляется принцип «открытости детского сада». Исходя из опыта других стран, деятельность по работе с родителями будет продуктивной, если четко определить обязанности субъектов и если воспитательный процесс будет реализовываться в одном направлении. Учитывая взгляды и мнения заказчиков услуг, можно выбрать методы и формы работы с детьми, наиболее приемлемые для обеих сторон.

5. Работа с родителями имеет свою специфику и принципы. Главное - она должна строиться на взаимоуважении, доверительности, понимании. Воспитатель должен уметь заинтересовать родителя, вовлечь его в процесс обучения и воспитания ребенка, чтобы повысить его уровень грамотности по данным вопросам.

На примере развитых государств мы видим, как строится работа с родителями. Она развивается на практике, а не только в теории. Наблюдается готовность родителей к сотрудничеству, они принимают участие в образовательной деятельности своего ребенка, выбирают необходимые методы воспитания, прислушиваются к рекомендациям педагогов.

Взаимодействие педагогов и родителей – сложный процесс, он зависит от множества факторов. Но не всегда педагог может умело выстроить правильные взаимоотношения с семьями воспитанников. Учитывая этот факт, есть риск возникновения конфликта. На сегодняшний день наблюдается рост конфликтных ситуаций в сфере образования, не исключая детские сады. Основной задачей современного руководителя является разрешение конфликтов, в противном случае конфликтная ситуация может принять деструктивную сторону, привести к негативным последствиям. Заведующий ДОО должен быть достаточно компетентен в данном вопросе, он должен знать о сущности конфликта, причинах зарождения споров, технологиях и методах предотвращения конфликтных действий.

Прежде чем говорить о причинах конфликтов ДОО с семьями, технологиях и методах профилактики конфликтных ситуаций, проанализируем понятие «конфликт», используя суждения различных авторов. Данную тему поднимали исследователи в различных сферах деятельности: социология, педагогика, конфликтология, психология. Толковый словарь С. И. Ожегова [12] предлагает следующее определение «конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил». Опираясь на труды А.Я. Анцупова и А. И. Шипилова [1], конфликт можно рассмотреть, как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». Б. И. Хасан [16] характеризует конфликт с более положительной стороны, представляет его, как: «любой - противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы, для его разрешения противоречие должно воплотиться в действиях, в их столкновении». Также уместно обратить внимание на деятельность, проведенную Ю.Г. Запрудским [5], он выделяет 2 вида противоборства в конфликте - «явное и скрытое», «прямое и косвенное столкновение сил». В. С. Семенов [11] подчеркивает, что «конфликт – сознательное противостояние субъектов и субъективных объединений, возникающих на основе существующих в обществе объективно-субъективных и реально-субъективных противоречий». Н. Косолапов [6] представляет данное понятие следующим образом «конфликт – это реальное отношение (взаимодействие между людьми или сложными социальными субъектами, при котором цели одних участников конфликта могут достигаться только за счет некоторого ограничения, ущемления действенных или воспринимаемых целей, интересов, прав или статуса других». В своих работах А. А. Корнеева [8] считает, что в основе любого конфликта лежит обстановка, которая охватывает: противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу; противоположные задачи или средства; несоответствие интересов, желаний, влечений оппонентов. Таким образом, мнения различных авторов по данному вопросу определяют, что конфликт – это столкновение взглядов и противоречий, он может быть явным или скрытым, может протекать конструктивно или деструктивно, конфликтная ситуация сопровождается негативными эмоциями, способствует ухудшению психоэмоционального состояния ее участников.

Причины возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и родителями разные: неудовлетворенность методами обучения и воспитания ребенка; взгляд на педагога «сверху-вниз», как на субъект, оказывающий услугу; негативные представления о работе ДОО и педагогов; неоправданные ожидания от педагогической деятельности воспитателей, безответственное отношение к ребенку; непонимание специфики работы воспитателя.

Конфликты делятся на следующие виды [1]:

­ по направленности (вертикальные, горизонтальные, смешанные);

­ по субъектам (сторонам) конфликта (внутриличностные конфликты; межличностные конфликты; между личностью и группой; межгрупповые; межгосударственные);

­ по степени проявления (открытые и скрытые);

­ по характеру причин (объективные и субъективные);

­ по сфере разрешения (деловые и личностно-эмоциональные);

­ по характеру развития (антагонистические и неантагонистические);

­ по значению для организации (конструктивные и деструктивные) и т.д.

Данные сведения свидетельствует о необходимости проведения профилактической работы по выявлению и разрешению конфликтов на ранней стадии с учетом организационно-педагогических условий. Проанализируем понятие «профилактика конфликтов», рассмотрим технологии и методы управления конфликтными ситуациями в организациях, представим алгоритм работы по данному вопросу. Профилактика конфликтов, по определению С. М. Емельянова [3], это предупреждение конфликтов. Профилактика - совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка (словарь Кузнецова. С. А) [13]. По мнению Островского Э. В [9], «профилактика конфликта – это вид управленческой деятельности, состоящий в своевременном распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их деструктивного развития. Это работа долговременная, систематическая, она требует большого терпения, затрат, времени и энергии, но шансы на ее успех довольно велики». Профилактика конфликтов представляет собой разработку мероприятий по предупреждению данных ситуаций.

Современный руководитель должен обладать определёнными навыками по управлению конфликтными ситуациями, должен научить педагогов справляться с конфликтными ситуациями в процессе их возникновения. Руководитель должен знать о ситуации, чтобы оценить всю ее критичность, о причинах, повлиявших на развитие конфликта, составить план по предотвращению конфликтов в ДОО, найти способы и методы его реализации. В современной практике используются такие методы работы, как лекции, семинары, тренинги, игровые ситуации, анкетирования, педагогические советы, службы примирения и др. Во взаимодействии педагогов с родителями рекомендуют использовать традиционные и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам можно отнести через беседы, посещение семьи, родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, выставки, анкетирование. Нетрадиционные: введение странички педагога на сайте ДОО, проведение мастер-классов, круглых столов, проведение акций, презентаций, проведение тренингов, выдача брошюр.

Таким образом, конфликтом руководитель ДОО может и должен управлять. Главное - вовремя заметить существующую проблему, определить причины ее возникновения, динамику развития, выбрать пути ее разрешения, обеспечив необходимые условия для предупреждения ситуаций. Управление конфликтом - умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится [4].

Список использованной литературы

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2007.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (проект) » [Электронный ресурс] //URL: http://www.ed-union.ru/Files/doc12210.pdf

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. -СПб.: Питер, 2004. -400 с.

Захарова Т.Ю. Управление конфликтами в системе образования (на примере5 МБДОУ «Детский сад № 262» города Барнаула) / Т. Ю. Захарова // В сборнике: Инновационные процессы потенциала науки и задачи государства: сборник статей Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - 2017.- С. 217-219.

Запрудский Ю. Г. Социальный конфликт (Политологический анализ). Ростов-на-Дону. 1992. С. 45.

Косолапов. Н. Конфликты постсоветского пространства: проблемы, дифиниции и типологии // МэиМо 1995. № 2. С. 36.

Кильдяшова Л.А. Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи /Л. А. Кильдяшова, В. В. Хайминова // В сборнике: Актуальные проблемы развития науки и современного образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции.- 2017.- С. 423-424.

Коренева А. А. Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 218-222. — URL https://moluch.ru/archive/205/50189/ (дата обращения: 02.07.2018).

Островский Э.В. Психология управления: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА -М, Вузовский учебник, 2008. 249 с.

Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.

Семенов B.C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием //СОЦИС 1993. №7. С.73.

Словарь Ожогова [Электронный ресурс]: http://slovarozhegova.ru/ (дата обращения 2. 07.2018)

Толковый словарь Кузнецова С. А. [Электронный ресурс]// ttps://gufo.me/dict/kuznetsov (дата обращения 2.07.2018).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) (ред. 28 февраля 2014) [Электронный ресурс]// URL: http://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5Y4YsNI1T

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) [Электронный ресурс]// URL:base.consultant.ru (дата обращения 03.07.2018).

Хасан, Б. И. Конструктивная психология конфликта : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Б. И. Хасан. — 2-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 204 с. — (Серия : Авторский учебник)

Просмотров работы: 28