Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них нарушается осанка, портится зрение, повышается артериальное давление, накапливается избыточный вес, нарушается обмен веществ.
Для учащихся начальных классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений. Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 часа в день, а в неделю — от 18 до 24 часов.
Известно, что просидеть на уроке 45 минут ученикам начальной школы достаточно сложно, особенно на уроках математики. Не всем учащимся легко дается математика – это один из самых сложных предметов школьного курса обучения, изучение которого требует постоянного внимания, активной работы. Именно поэтому проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
– снятие утомления и усталости у ребенка, вызванных продолжительным сидением за партой;
– обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся;
– предоставление отдыха мышцам, органам слуха, восстановление силы ребенка;
– снятие эмоциональной разгрузки детей, обеспечение возможности «сбросить» накопивший груз отрицательных эмоций и переживаний.
Выделяют следующие требования к организации и проведению физкультминуток:
– упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение;
– для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами урока;
– упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении;
– комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме;
– в физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц;
– продолжительность выполнения 1,5-3 минуты;
– в перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов, например, мячей, скакалок;
– во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.
Можно выделить следующие рекомендации к проведению физкультминуток на уроках математики в начальных классах:
– при проведении физкультурных минуток с использованием стихотворного текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся;
– упражнения для физкультминутки необходимо связывать с темой урока математики;
– использовать танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен.
Приведем примеры физкультминуток. Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо определенной темы, например, при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева» можно использовать такое упражнение:
Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?
Также при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» ученики для проверки усвоения знаний могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет выражение, которое в сумме или разности дает число 10, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если число 9 – влево.
Можно провести физкультминутку «Мы семь раз в ладоши хлопнем»:
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи
-Столько мы присесть должны.
(7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)
При изучении таблицы умножения учащиеся могут выполнить следующее упражнение:
«Сколько будет?»
А теперь мы приседаем.
Сколько будет два и шесть?
Быстро-быстро сосчитаем.
Столько раз должны присесть.(Приседания.)
Мы закончили зарядку
И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)
Очень полезна гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения и профилактики нарушений зрения. Такие упражнения выполняются после 10–15 минут напряженного зрительного труда. Вот некоторые приемы зарядки для глаз:
1) нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.
2) нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!
Также для развития воображения учеников можно предложить игру “Буратино”. Например, после введения понятий круг, квадрат, треугольник ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос такой же длинный, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и нарисовать как можно красивее носом в воздухе эти геометрические фигуры с движением головы.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием для снятия напряжения с мышц туловища. Этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука», «Верно-неверно»). Для этого понадобится упражнение: укажите верные утверждения: 1) 2+9=11; 2)9*3=18. 3)20:4=5. При выполнении такого упражнения в случае верного ответа на вдохе поднимается правая рука, в случае неверного – левая. Можно поднимать сначала одну руку вверх, потом ее опускать, потом выполнять упражнения для другой руки.
Для снятия утомления с рукобязательна гимнастика для рук и пальчиков рук.
1) «Много ль надо нам, ребята»
Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
2) «Можешь пальцы сосчитать»
Можешь пальцы сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Раз, два, три, четыре, пять
– Десять пальцев, пара рук
– Вот твое богатство, друг.
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.
Список литературы:
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – Москва : ВАКО , 2004. – 296 с.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – Москва : ВАКО , 2005. – 208 с.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – Москва : АРТИ, 2003. – 272 с.
Альсеитова Л. А. Проведение физкультминуток на уроках математики в старших классах. Молодой ученый. – Москва : Академия, 2016. – №8.