Проведение физкультминуток на уроках математики в начальных классах - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Проведение физкультминуток на уроках математики в начальных классах

Никонова И.В. 1
1ЧГПУ им.И.Я.Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них нарушается осанка, портится зрение, повышается артериальное давление, накапливается избыточный вес, нарушается обмен веществ.

Для учащихся начальных классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение физкультурных пауз и упражнений. Потребность в движениях у учащихся 7-10 лет должна составлять 4 часа в день, а в неделю — от 18 до 24 часов.

Известно, что просидеть на уроке 45 минут ученикам начальной школы достаточно сложно, особенно на уроках математики. Не всем учащимся легко дается математика – это один из самых сложных предметов школьного курса обучения, изучение которого требует постоянного внимания, активной работы. Именно поэтому проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

– снятие утомления и усталости у ребенка, вызванных продолжительным сидением за партой;

– обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся;
– предоставление отдыха мышцам, органам слуха, восстановление силы ребенка;

– снятие эмоциональной разгрузки детей, обеспечение возможности «сбросить» накопивший груз отрицательных эмоций и переживаний.

Выделяют следующие требования к организации и проведению физкультминуток:

–  упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение;

– для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами урока;

– упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении;

– комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме;

– в физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц;

– продолжительность выполнения 1,5-3 минуты;

– в перерыве между двумя уроками целесообразнее проводить физкультминутки с использованием предметов, например, мячей, скакалок;

– во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около ее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах. 

Можно выделить следующие рекомендации к проведению физкультминуток на уроках математики в начальных классах:

– при проведении физкультурных минуток с использованием стихотворного текста необходимо обращать внимание на содержание стихотворного текста, который должен быть понятен учащимся;

упражнения для физкультминутки необходимо связывать с темой урока математики;
использовать танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под веселую музыку популярных детских песен.

Приведем примеры физкультминуток. Некоторые физкультминутки помогают на уроках при изучении какой-либо определенной темы, например, при ознакомлении детей с понятиями «справа», «слева» можно использовать такое упражнение:

Это – правая рука,
Это – левая рука.
Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река...
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река...
Неужели стала правой
Моя левая рука?

Также при изучении темы «Сложение и вычитание в пределах 10» ученики для проверки усвоения знаний могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет выражение, которое в сумме или разности дает число 10, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если число 9 – влево.

Можно провести физкультминутку «Мы семь раз в ладоши хлопнем»:

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи

-Столько мы присесть должны. 

(7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

При изучении таблицы умножения учащиеся могут выполнить следующее упражнение:

«Сколько будет?»

А теперь мы приседаем.

Сколько будет два и шесть?

Быстро-быстро сосчитаем.

Столько раз должны присесть.(Приседания.)

Мы закончили зарядку

И за парты снова сядем. (Дети садятся за парты.)

Очень полезна гимнастика для глаз для снятия зрительного напряжения и профилактики нарушений зрения. Такие упражнения выполняются после 10–15 минут напряженного зрительного труда. Вот некоторые приемы зарядки для глаз:

1) нарисуйте движениями глаз на доске цифру 8.

2) нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.

Данные упражнения можно разнообразить в виде стихотворной инструкции:

Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Также для развития воображения учеников можно предложить игру “Буратино”. Например, после введения понятий круг, квадрат, треугольник ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос такой же длинный, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и нарисовать как можно красивее носом в воздухе эти геометрические фигуры с движением головы.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием для снятия напряжения с мышц туловища. Этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука», «Верно-неверно»). Для этого понадобится упражнение: укажите верные утверждения: 1) 2+9=11; 2)9*3=18. 3)20:4=5. При выполнении такого упражнения в случае верного ответа на вдохе поднимается правая рука, в случае неверного – левая. Можно поднимать сначала одну руку вверх, потом ее опускать, потом выполнять упражнения для другой руки.

Для снятия утомления с рукобязательна гимнастика для рук и пальчиков рук. 

1) «Много ль надо нам, ребята»

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

2) «Можешь пальцы сосчитать»

Можешь пальцы сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять

– Десять пальцев, пара рук

– Вот твое богатство, друг.

Умножали, умножали,

Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнем

И опять считать начнем.

Список литературы:

Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. – Москва : ВАКО , 2004. – 296 с.

Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – Москва : ВАКО , 2005. – 208 с.

Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – Москва : АРТИ, 2003. – 272 с.

Альсеитова Л. А. Проведение физкультминуток на уроках математики в старших классах. Молодой ученый. – Москва : Академия, 2016. – №8.

Просмотров работы: 698