Влияние занятий плаванием на физическую подготовку студентов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Влияние занятий плаванием на физическую подготовку студентов

Петрова А.Е. 1, Ткачева А.В. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая активность во всех её видах является одной из наиболее важных составляющих жизни человека на протяжении всей его жизни. Доказано, что двигательные центры мозга функционально связаны со многими другими нервными центрами, регулирующими различные функции [1].

Умение плавать является одним из древнейших навыков, приобретенных человеком. Для первых людей плавание являлось как способом передвижения, так и способом добычи пищи. Современному человеку этот навык так же необходим, но не как способ выживания. Зачастую умение плавать носит развлекательный характер, но оно так же способно спасти жизнь. Плавание – один из наиболее популярных видов спорта, который широко применяется в системе физического воспитания. Занятия плаванием являются единственным возможным видом физических упражнений рекомендуемым людям имеющим существенные ограничения для занятий спортом на суше. Учеными доказано, что занятия плаванием с самого раннего возраста благотворно влияют на здоровье человека. Так же значительный плюс плавания заключается в отсутствии травм опорно- двигательного аппарата.

Благоприятное влияние плавание производит на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышечный аппарат, суставы, опорно-двигательный аппарат. К тому же, плавание закаливает организм человека, оказывает положительный эффект для иммунной системы.

У регулярно плавающих людей возрастает сила сердечных мышц, увеличивается мощность сердца (объем крови, выталкиваемый сердцем за один цикл его деятельности), количество сердечных сокращений в минуту уменьшается. Давление воды облегчает отток крови от всех частей тела к сердцу. Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови (гемоглобина, лимфоцитов, моноцитов и т.д.). Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Благодаря плаванию увеличивается эластичность и сократительная способность сосудов, улучшается состояние сосудистой стенки и обмен в ее тканях, из-за этого уменьшается отложение холестериновых бляшек, из-за которых возникает риск атеросклероза, который является причиной ИБС (ишемическая болезнь сердца).

Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, это увеличивает их работоспособность и силу. В результате плавания формируются более сильные и эластичные мышцы, так как сопротивление воды больше сопротивления воздуха. Эффект «гидроневесомости», возникающий в воде, освобождает хрящевые межпозвоночные диски от постоянного сдавливания. В раскрепощенном состоянии в дисках лучше происходит обмен веществ, питание, восстановительные процессы, т.е. оказывается оздоравливающее действие, которое положительно влияет на осанку. Активное движение ног предотвращает развитие плоскостопия.

Занятия плаванием оказывают положительное влияние и на состояние центральной нервной системы, способствует формированию уравновешенного типа нервной деятельности, улучшает кровоснабжение мозга, благодаря чему улучшается память.

Так же плавание одно из эффективных средств закаливания иммунной системы человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков; оно повышает сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям.

Исследования о пользе плавания проходили на различных площадках. Так, например, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова провел исследование при участии студентов- юношей [2]. Испытуемые два раза в неделю проводили 40 минут в зале и 45 минут в воде. В результате шестимесячного наблюдения тестируемые показали следующие результаты (табл. 1).

Период исследования

1

2

3

4

5

6

7

8

9

осень

11,1

221,0

14,0

51,0

7,7

17,8

40,7

565,9

3,3

весна

13,3

228,6

15,7

46,8

6,8

16,5

37,4

629,7

4,1

Примечание: 1- подтягивание (кол-во раз); 2- прыжок – прыжок в длину с места (см); 3-гибкость (см); 4 «выкрут» рук (см); 5- плавание 12,5 м (с); 6 –плавание 25 м (с); 7 –плавпние 50 м (с); 8- результаты в тесте Купера (м); 9 – оценка за технику (балл).

Анализ результатов показал, что у большинства испытуемых происходило улучшение уровня физической подготовки. Результаты данного исследования также показали, что физическая подготовленность с динамическими характеристиками психических процессов имеют взаимосвязь [3].

На базе Тернопольского национального технического университета им. Ивана Пулюя был проведен подобный эксперимент. Тестируемые студенты в возрасте 18-25 лет к концу исследования показали положительную динамику применения оздоровительного плавания. В течении года у студентов с разным уровнем объективного и субъективного здоровья показатели сердечно-сосудистой системы нормализуются, самооценка своего состояния здоровья и самочувствия становится более объективной, а количество жалоб снижается [4].

В Польше Университет Казимира Великого в г. Быдгощи представил анализ исследований здоровья студентов первое десятилетия XXI века. Анализ показал, что во многом эффективность занятий плаванием зависит от их правильной организации, соответствующего технического и кадрового обеспечения [5]. Автор этого исследования приходит к выводу, что занятия плаванием благоприятно влияют при различных отклонениях состояния здоровья для студентов различных групп, в первую очередь студентов специальных медицинских групп.

Московский государственный областной университет провел исследования при помощи студенток- девушек специальной оздоровительной группы. Как следует из результатов (рис. 1), эффективность плавания в ходе учебной программы заметна.

Модели занятий со студентками контрольной и экспериментальной групп: 1 – общеразвивающие упражнения; 2 – упражнения для развития физических качеств; 3 – свободное плавание; 4 – плавание спортивными способами; 5 – отдых; 6 – подвижные игры.

Таким образом, проведение занятий плаванием у студентов с отклонениями в состоянии здоровья имеет более выраженный оздоровительный эффект, чем обычные физические нагрузки.

Оренбургский государственный медицинский университет разделил тестируемых на сильную и слабую группы [7]. Каждая группа проводила, помимо занятий в зале, 55 минут в бассейне. Результаты годового тестирования были схожи с результатами Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова(табл. 2).

Группа

Время исследования

1

2

сильная

Осенний семестр

34,3

3,7

Весенний семестр

33,2

4,2

слабая

Осенний семестр

47,4

2,5

Весенний семестр

42,5

3,8

Примечание: средние показатели сдачи нормативов по группам.

Сравнив результаты годового исследования, авторами была обнаружена закономерность. Студенты находящиеся в слабой группе показали более высокие результаты в приросте спортивных качеств и в уровне физической подготовленности к концу года, чем другая группа. Так же к концу года число студентов с симпатоническими показателями стало преобладать над студентами с нормотоническими показателями ритма сердца.

Авторам так же был проводя перекрёстный анализ результатов тестирования, в которых участвовали студенты двух полов, проведенных на различных площадках можно прийти к заключению, что занятие плаванием плодотворно влияет, в большей степени, на более слабо подготовленных людей. Из этого, они сделали вывод о том, что планомерные занятия плаванием помогут прийти в нормальное физическое состояния любому усердно занимающемуся человеку, не зависимо от гендерных признаков.

Таким образом, изучив имеющиеся исследования по данной теме и выше изложенные факты, можно сделать вывод о том, что плавание является хорошим средством морально-волевой подготовки подрастающего поколения. Занятия плаванием воспитывают волю, трудолюбие, способствуют воспитанию физических качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Оздоровительное плавание является одним из компонентов здорового образа жизни. Оно направлено на совершенствование функционального состояние организма. Плавание как время досуга должно являться важной частью жизни людей всех возрастов: для людей зрелого и пожилого возраста - это хорошее средство получения желаемого оздоровительного эффекта, физического развития, тренировки на выносливость и закаливания, для молодого поколения это эффективное средство поддержания своей физической формы.

На основании вышесказанного можно сделать несколько выводов:

Положительное влияние занятий в бассейне при сочетании правильности выполнения упражнений и физического развития, подтверждена в различных системах образования.

Ранние многоуровневые программы плавания для детей и подростков помогут им преодолеть страх перед водой, что повысит эффективность занятий в бассейне. Это, в итоге, позволит увеличить процент физически активных людей.

Регулярные занятия плаванием оказывают положительное влияние на физическую подготовку и здоровье человека.

Продолжительные занятия плаванием помогают привести в нормальное состояние не только физическое здоровье, но и эмоциональное.

Список литературы:

Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития// Основы неэнтропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982. 270 с.

Будыка Е.В., Ефимова И.В., Ковалев Н.К. Влияние занятий плаванием на физическую подготовленность и адаптационные возможности студентов// Новые исследования, 2009.

Ефимова И.В., Будыка Е.В., Прошкина Е.Н. Особенности изменений физической и функциональной подготовленности студенток с разным исходным уровнем этих показателей// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. №2.

Курко Я.В., Федчишин О.Я. Показатели здоровья студентов, занимающихся оздоровительным плаванием// Физическое воспитание студентов, 2012. №1. 59-62 с.

Цислицка М.З. Занятия плаванием в повышении уровня здоровья студентов// Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013.

Иванов К.В. Эффективность занятий плаванием со студентами специальной медицинской группы// Вестник спортивной науки. 2009.

Герасимова Н.Д., Захарченко А.Д. Плавание как фактор адаптации студентов// Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации, 2018. 370 с.

Просмотров работы: 387