Структура городов современности многообразна, так как многосложна организация основных функциональных зон. В основе формирования территории города стоит принцип выделения главных зон города, выполняющих аналогичные функции [1].
В городе выделяются несколько типов функциональных зон (Рис. 1).
Рис. 1. Функциональные зоны города
Селитебная зона - территориальное пространство, рассчитанное на осуществление домашней деятельности жителей города. Благоприятным условиям в жилом районе способствуют различные системы застройки квартала, который является неотъемлемой частью жилой зоны, огороженной внутригородскими транспортными путями. Застройки разделены на три основные группы: периметральная (расположение зданий вдоль красных линий по всему периметру границ межмагистральной территории); свободная (расположение зданий выразительными композициями с применением смешанной застройки); комбинированная застройка (сочетает в себе элементы разных композиционных приемов и позволяет разместить здания, оптимально соблюдая санитарно-гигиенические требования); строчная (одинаковая ориентация всех зданий застраиваемой территории); групповая (сочетание нескольких групп домов на территории одного квартала или микрорайона) застройка квартала [2].
Различные виды этих систем в конкретных климатических зонах позволяют снизить скорость движения воздуха или, наоборот, увеличить его, если это необходимо, кроме того, они позволяют координировать прямой солнечный свет в помещении, снизить уровень транспортного шума и вибрации [3]. На рисунке 1 представлена диаграмма распределения застройки квартала по основным группам на примере города Ростова-на-Дону (Рис.2) [https://studwood.ru/1823701/nedvizhimost/sistema_zastroyki_mikrorayonov].
Рис. 2. Pаспределение застройки квартала по основным группам
На рисунке 3 представлена диаграмма основных элементов селитебной зоны и их процентное соотношение на примере г. Ростова-на-Дону [4]. [http://www.rostov-gorod.ru/docs/stroy/rule-zem.pdf].
Рис. 3.Основными элементами селитебной территории
Зона населенного пункта должна быть расположена в наиболее благоприятных районах города. Это сухие места, близкие к зеленым массивам и прудам. Жилые районы лучше расположены на наветренной стороне и выше по течению от рек по отношению к промышленной зоне.
Второй не менее важной зоной является промышленная зона, в которую входят промышленные предприятия, обслуживающие их культурные и бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения. Она предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними комплексов научных учреждений, сооружениями для внешнего транспорта, маршрутами пригородных и внегородских коммуникаций. Промышленное производство часто является причиной неблагоприятных условий (санитарно-гигиенических и экологических) [5]. Отсюда следует, что расположение предприятий в жилых районах или в районах обслуживания населения города неразумно. Другим фактором, влияющим на положение промышленных предприятий в жилищном строительстве, является размер оккупированной территории. Из-за большого размера производства необходимы слишком большие части территории. Этот фактор заставляет перевести предприятия в периферийные зоны города. Для крупных городов характерно расположение таких предприятий и экологически опасных отраслей промышленности в специальных промышленных зонах.
Немаловажной частью структуры современного города является санитарно-защитная зона. Основной задачей формирования этой зоны является защита населения города от промышленных выбросов между жилыми зданиями и промышленными районами.
Коммунально-складская зона формируется для размещения предприятий, обслуживающих транспортные средства; такие как трамвайное депо; парки очистных машин; склады торговых организаций; потребительские услуги (например, прачечные). Коммунальные - складские площади лучше располагаются вблизи промышленной зоны города, используя малопригодные и ограниченные для строительства территорий и санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Транспортная зона - еще одна составляющая современных городов. Он включает системы наземных, воздушных и подземных магистралей. С повышением числа и разнообразия транспортных средств растет степень сложности транспортной сети города и совершенствуется система связей между зонами. Грузовые железнодорожные станции расположены за пределами зоны расселения населения. Структуру сети внешнего транспорта лучше связывать с улично-дорожной сетью. Со стороны основной части селительной зоны рекомендуется располагать железнодорожные вокзалы, обеспечив этим выгодные транспортные связи с общегородским центром и промышленными и жилыми районами.
Заключительная зона будет ландшафтно-рекреационной зоной, другими словами, зеленой зоной. Эта зона предназначена для мест массового отдыха жителей города, улучшения микроклимата и состояния воздушного бассейна, крупных участков зелени и районов охраняемого ландшафта также относится к рассматриваемому типу структуры. Зеленая зона также обрабатывается парком и предназначена для размещения садов; пансионатов; оздоровительных лагерей. Целесообразно организовать ландшафтно-рекреационную зону в районах, содержащих естественное озеленение и водоемы, с учетом права на предоставление им удобных транспортных связей. Особое значение имеет пригородная зона.
На рисунке 4 представлены диаграммы рациональной логистики инфраструктуры города по районам на примере города Ростова-на-Дону [https://studwood.ru/1823701/nedvizhimost/sistema_zastroyki_mikrorayonov].
Рис.4. Рациональная логистика инфраструктуры города Ростова-на-Дону по трём районам
Коммунально-складская зона; |
|
Селитебная зона; |
|
Ландшафтно-рекреационная зона |
|
Транспортная зона |
|
Промышленная зона |
Отдельно вышеуказанные функциональные области редко формируются (особенно жилые и промышленные), очень часто тип зоны создается преимущественным положением в ней объектов определенного функционального назначения.
Рациональное функциональное зонирование территорий в сравнении со свободным размещением составляющими города имеет экономические и социальные преимущества (Рис. 5).
Рис.5. Преимущества рационального функционального зонирования территорий
Основной тенденцией к созданию рациональной логистики структуры современного города является отказ от функционального зонирования территории центра города и четкая идентификация границ функциональных областей, переход к формированию многофункциональных комплексов, выполняющих все функции, присущие городу: работа, досуга, жилья, общественных услуг.
Литература
1. Градообразующие факторы и структура современного города. Гигиенические проблемы, связанные с ростом городов и концентрации в них населения-9.07.2016/https://helpiks.org/8-41413.html
2. Градообразующие факторы и структура современного города-22.05.2015/https://studopedia.ru/10_27145_gradoobrazuyushchie-faktori-i-struktura-sovremennogo-goroda.html
3. Белгородский государчтвенный национальный исследовательский университет. Функциональная организация территории города- 13.04.2015/ https://studfiles.net/preview/3003376/page:8/
4. Некоммерческое партнёрство научно-проектная организация «Южно-Российский градостроительный центр». Документ градостроительного зонирования городского округа город Ростов-на-Дону/Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону- 31.08.2007/http://www.rostov-gorod.ru/docs/stroy/rule-zem.pdf
5.Основные методики проектирования и застройки жилищных микрорайонов. Система застройки микрорайонов. Учебное пособие онлайн /https://studwood.ru/1823701/nedvizhimost/sistema_zastroyki_mikrorayonov