Применение и интерпретация сказки, как диагностического инструмента в работе с детьми с ОВЗ и их родителями
Нами была разработана методика под названием «Сказочный тест», который помогает выявить для каждого респондента сценарные предпочтения в процессе выстраивания сказочного сюжета, что в свою очередь позволяет, на основе получившегося сценария, в дальнейшем составить психотерапевтическую программу для работы с каждым конкретным человеком. Для детей и родителей были созданы отдельные варианты «Сказочного теста», учитывая возрастные особенности восприятия и понимания ими себя и мира, в том числе текстов разной сложности и т.д.. Данная методика выполнена в виде опросника, где каждый вопрос – это вопрос о выборе варианта сказочного действа. В данном опросе есть начало в виде вступления в сказку, а дальше испытуемый сам выбирает, как эта сказка будет протекать, что в ней будет происходить. В основе данного «Сказочного теста» лежит всем привычный сказочный сюжет о путешественнике, который решается отправиться в путь и проходит некое испытание, а дальше возвращается домой. Предложенные разные варианты ответов на вопросы данной методики отражают психологические различия людей по таким психологическим аспектам, как: 1) Восприятие перемен и реакция на них; 2) Ценностные ориентации и мотивы; 3) Уязвимые места; 4) Что мешает человеку самосовершенствоваться; 5) Стиль поведения в проблемной ситуации; 6) Основной внутренний мотив.
За основу сказочного сюжета был взят архетипический мотив путешествия в сказочной стране с преодоление различных препятствий. В процессе выбора предлагаемых вариантов решения проблемных ситуаций в данном тесте, респонденты проходят через весь сказочный сюжет со всеми его перипетиями, и, в итоге, приходят к счастливому концу. Сюжет про путешествие героя позаимствован из многочисленных сказок и мифов, распространенных по всему миру. Этот сюжет отражает основные ключевые проблемы человека: его мотивы, цели, слабости, силу. Как бы человек не отвечал на вопросы данной методики, он все равно придет к концу данной сказки, где нужно осознать некий опыт героя, который прошел свой путь и сделать выводы.
Разработанная нами методика является и диагностическим инструментом и может использоваться как вспомогательное средство в процессе психологического консультирования и психотерапии, в ходе которых каждый вопрос и ответ на него анализируются и осмысливаются.
Полученный результат по родителям детей с ОВЗ
Таблица №1.
Процентное соотношение вариантов ответов у родителей детей с ОВЗ.
Вопросы/Варианты ответов |
А |
Б |
В |
1.Восприятие перемен и реакция на них |
60% |
10% |
30% |
2.Ценностные ориентации и мотивы |
60% |
10% |
30% |
3.Уязвимые места |
60% |
10% |
30% |
4.Что мешает человеку самосовершенствоваться |
20% |
10% |
70% |
5.Стиль поведения в проблемной ситуации |
60% |
40% |
0% |
6.Основной внутренний мотив |
50% |
10% |
40% |
Интерпретация полученного сказочного сюжета
Интерпретация полученного сказочного сюжета.
Восприятие перемен в своей жизни, стремление к самосовершенствованию: 60% (А) опрошенных имеют сильную готовность к изменениям в их жизни; 10% (Б) имеют пассивную позицию к жизни; 30 % (В) нуждаются в дополнительной стимуляции, в веском поводе для начала движения.
А. Человек готов к изменениям нынешних обстоятельств. Скорей всего это гибкий человек, стремящийся к самораскрытиию и самоактулизации. Данная позиция осознающего человека, понимающего необходимость менять что-то в лучшую сторону, а самое главное менять себя. Часто желания поменять себя не осознанно и завуалировано стремлением поменять окружение: работу, место жительства, заняться чем-то новым или давно забытым старым. Но данное желание логично вытекает из-за потребности поменяться самому, приобрести новый опыт.
Мотивирующая сила: 60% (А) не имеют конкретной причины для изменений, но знают что изменения нужны; 10% (Б) желают изменений в любовных отношениях; 30% (В) желают больше всего материального благополучия.
А. Отсутствие доминирующей мотивации или слабую мотивацию к чему-то конкретному. Человек с такой позицией стремится познавать мир таким, какой он есть. Он открыт для чего-то нового. Он жаждет неизвестности, любит сюрпризы и готов отдаться на волю судьбе.
Уязвимые места, то чего не хватает: у 60% (А) опрошенных уязвимым местом является его самооценка; у 10% (Б) уязвимое место – это циничное отношение к жизни; у 30% (В) уязвимым место является ощущение страха и тревожности.
А. Уязвимым местом является самооценка человека и его часто негативное отношение к окружающим людям и, возможно, к самому себе. Человек неуверен в своей духовной силе, которой желает воздействовать на окружающих, тем самым меняя их и себя в лучшую сторону. Человеку свойственно искать недостатки в других и себе.
То, что мешает самосовершенствоваться: 20 % (А) недоверие к окружающим людям; 10 % (Б) перенесение ответственности за свою жизнь на других; 70% (В) неспособность расширить свои граница осознания.
В. Человеку мешает двигаться дальше его неспособность расширить свои границы и увидеть что-то большее, чем он видит на данный момент. Здесь выявляется регидное восприятие действительности, где человек застрял в своем «болоте». Ему там вроде и хорошо, но всё же и не очень. Человек осознает полностью или частично, что надо что-то менять, не хватает ресурсов, толчка, катализатора.
Как человек выходит из сложной ситуации: 60% (А) самостоятельно пытаются справиться с ситуацией; 40% (Б) нуждаются в помощи со стороны.
А. Человек понимает, что он может всё изменить сам. Он понимает, что для этого ему нужно всего лишь замедлить ход, расслабиться, хорошо подумать, проанализировать ситуацию и найти иной путь, альтернативное решение или противоположное.
Отношение к личным достижениям: 50 % (А) точно знают чего хотят, не меняют планов; 10% (Б) могут менять свои цели; 40% (В) совйственно не доводить до конца начатое дело.
А. Человек точно знает, чего он хочет и не меняет планов и целей. Есть тенденция добиваться своего. Это целеустремлённый человек с амбициями. Возможна регидность и односторонность восприятия.
Из полученных данных по «сказочному тесту», проведенному среди родителей детей с ОВЗ было выявлено наличие стремления к самосовершенствованию и переменам в своей жизни, а также желание познать мир лучше. Данным устремлениям не дает осуществиться заниженная самооценка, узкие границы восприятия. Родителям детей с ОВЗ свойственно осознавать свою ответственность за свою жизнь. Также у них имеется желание добиваться успеха в поставленных задачах и доводить дело до конца. Данный результат дает нам понять, что основная проблема данной выборки – это «узкие границы» восприятия окружающего мира и своих возможностей.
Полученный результат по детям с ОВЗ
Таблица №2.
Процентное соотношение вариантов ответов у детей с ОВЗ.
Вопросы/Варианты ответов |
А |
Б |
В |
Г |
1.Восприятие перемен и реакция на них |
40% |
60% |
||
2.Ценностные ориентации и мотивы |
10% |
50% |
40% |
|
3.Уязвимые места |
10% |
40% |
0% |
40% |
4.Что мешает человеку самосовершенствоваться |
20% |
10% |
70% |
|
5.Стиль поведения в проблемной ситуации |
80% |
20% |
||
6.Основной внутренний мотив |
30% |
0% |
70% |
Интерпретация полученной сказки.
1.Стремление или отсутствие стремлений к переменам: 40% (А) детей открыты и не боятсо всего нового; 60% (Б) боятся перемен и неуверены в своих силах.
2. Мотивирующая сила: 10 % (А) хотят получить новые эмоции и впечатления; 50% (Б) стремятся к хорошим взаимоотношениям и любви; 40% (В) хотят больше материальных благ.
3. Уязвимые места: 10% (А) уверенных в себе детей; 40% (Б) зацикленность на материальных аспектах; 40% (Г) страх перед окружающем миром
4. Препятствия для саморазвития: 20% (А) недоверие к людям; 10% (Б) страх перед воображаемыми опасностями; 70% (В) неуверенность в своих силах.
5. Способ решения проблемы: 80% (А) хотят стать более самостоятельными и самим научится справляться со сложностями; 20% (Б) пассивная позиция, ожидание помощи от других.
6. Степень адаптивности к новой ситуации: 30% (А) характеризуется целеустремленностью и уверенностью в себе; 70% (В) с одной стороны есть желание получать новые впечатления и знания, но с другой также имеется страх оказаться в непривычной враждебной среде надолго.
Из полученных данных по «сказочному тесту», проведенному среди детей с ОВЗ от 5 лет не страдающих сильным умственным расстройством, было выявлено, что данный тип детей имеют неуверенность в себе, страх перед окружающим миром, поверхностное восприятие действительности, а также стремление к пониманию и любви, желание стать самостоятельными и независимыми. Данный результат показывает, что дети, способные осознавать свою отличность по тем или иным качествам здоровья, имеют тенденцию к саморазвитию и независимому существованию, но наличие страха и неуверенности в себе мешает им быть таковыми.
По результатам проведенного исследования по методике «Сказочный тест» проведенных на детях с ОВЗ от 5 лет и на их родителях, было выявлено сходство полученных результатов, которое заключается в неуверенности в себе и родителей и детей, а также в желании преодолеть жизненные трудности.
Полученные результаты показывают возможности использования сказочных сюжетов как метода для диагностики не только для детей с ОВЗ и их родителей, но и для любого человека. И на основании полученных результатов, в дальнейшем, можно разработать специальную программу для каждого отдельного человека.
Сказка и сказочный сюжет – это то, что влияло и влияет на сознание и подсознание людей во все времена и всех стран мира, это, что должно помогать людям, с разными психологическими проблемами находить ответы для себя на нужные вопросы. В данной работе сказочный сюжет послужил диагностическим инструментом для выявления неких психологических особенностей конкретной выборки испытуемых, а также как психотерапевтический, психокоррекционный, психопрофилактический методы. В данной работе был специально взят за основу в «сказочном тесте» сказочный сюжет о путешествии, что бы продемонстрировать возможность применения данного сюжета не только как он используется и проявляется в различных мифах и сказках всего мира, но и как возможный вариант его использования в диагностике в виде «сказочного теста». Полученные результаты исследования отразили нынешнее состояние семей, имеющих детей с ОВЗ, их общий уровень отношения к себе, к другим и ко всему окружающему миру. Получившиеся неоднозначные результаты дают надежду, но в то же время дают задуматься над данной проблемой, которая не дает этим детям и их родителям жить счастливой жизнью. Архетипический сюжет «странствующего героя», взятый за основу в «сказочном тесте» имеет более обширный характер и распространяется не только на семьи с детьми с ОВЗ, но и на многих других, кто отчужден от мира и себя. Наша жизнь – это странствие, которое отражает все те же архетипические мотивы, что и героев в сказках и мифах. Проработав эту мифологему, любой человек более эффективно сможет прожить свою жизнь, совершить свое «путешествие».
Библиографический список
Берн Э., Игры, в которые играют люди. Издательство ЛИТУР, год 1999, 87 с.
2)Вачков И.В., СКАЗОЧНАЯ МЕТАФОРА КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОПОНИМАНИЯ, журнала Социальная психология и общество за 2011 год, 25 с.
3)Гроф С., Величайшее путешествие. Сознание и тайна смерти. Издательство: АСТ 2003, 56 с.
4)Дикманн Х. Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание. Издательство: СПб.: "Академический Проект" 2000 - 256 с.
5)Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой, Издательство: «Питер», 2018, 381 с.
6)Маслоу А. По направлению к психологии бытия. Издательство: Эксмо-Пресс 2002. 526 с.
7)Перлз Ф.С. Гештальтподход и свидетель терапии. издательство Психотерапия 2007. 407с.
8)Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Издательский дом: Лабиринт. Год издания: 1998 279 с.
9)Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Издательство: Эксмо-Пресс. 2001. 457 с.
10)Фон Франц М.Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебных сказках. Издательский дом: Б.С.К 1998. 529 с.
11)Фрейд З. Введение в психоанализ. Издательство: Питер, 2007. — 384 с
12)Фромм Э. Забытый язык, Издательство: Харвест 2009, 91 с.
13)Хьелл Л.А., Зиглер Д.Д. Теории личности. Издательство: Питер. 2014. 604 с.
14)Эриксон М. Стратегии семейной терапии. Издательство: Речь. 2002. 345 с.
15)Юнг К.Г., Архетип и символ, Издательский дом: Renaissance IV Ewо-S&1991, 186 с.