Младший школьный возраст отличается большим стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности, что является важным для формирования исследовательского поведения.
Исследовательское поведение - единственный из основных источников извлечения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется аспект в обучении, созданный на базе естественного желания детей к самостоятельному исследованию окружающего мира.
Ключевые слова: младший школьник, исследовательская деятельность, творчество, ученики, умение.
В обстоятельствах социально-экономической жизни сегодняшнего общества увеличивается необходимость в людях, способных стремительно адаптироваться в изменяющихся ситуациях, творчески подходить к решению как бытовых, так и социальных проблем, быть активными участниками экономического и духовного формирования государства. Жизнь требует развития у молодого поколения самостоятельности и инициативы в приобретении новых знаний в школе, в институте, а потом и в дальнейшие годы. По этой причине важной проблемой школы XXI века становится подготовка учащихся основам поисково-исследовательской деятельности.
Учебно-исследовательская деятельность школьников понимается нами, вслед за Н.А. Якимовым, как специально сформированная, познавательная творческая работа, по собственной структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью, сознательностью [5, C.50].
В ходе исследовательской деятельности осуществляются (с разной степенью самостоятельности) активный поиск и открытие учащимися новых знаний с применением доступных для них методов. Школьник перестает быть бездейственным объектом, а становится действующим субъектом познания. Умственный багаж, полученный самостоятельно, усваивается глубоко и прочно. В случае если младший школьник приложил собственные силы к добыванию данного содержания, пробиваясь через трудности, отстаивая собственные позиции, оно будет его достоянием на долгое время. Значимость учителя при этом сводится не просто к передаче информации, а к организации работы учащихся, её мотивации, консультациям. Участвуя в исследовательской деятельности, школьники понимают собственную значимость, причастность к обществу взрослых, принадлежность к большой науке, знакомятся с методологией научной и творческой работы.
Научные исследования младших школьников обладают конкретной схожестью. В первую очередь, оно выражается в совокупной направленности наиболее познавательного хода. Профессор, исследуя предмет либо проявление и поясняя его характерные черты и причинно-следственные взаимосвязи, создает академические открытия. Ученики также исследуют находящийся объект, вокруг общества и совершают в базе данного эти либо другие заключения. [1, c.33].
Исследование – это процедура поиска неизвестного, новейших знаний, один из типов познавательной деятельности.
На базе исследовательской деятельности формируются следующие умения:
- познавательные умений и способностей учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение без помощи других создавать свои знания;
- умение объединять знания из разных областей наук;
- умение критически размышлять.
Исследовательский метод нацелен на независимую деятельность обучающихся, которую они могут осуществлять без помощи других, в группах, в парах и в отведённое для данной работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев). Деятельность эта довольно непростая, по этой причине следует готовить учащихся начальных классов постепенно.
Исследование – это бескорыстный поиск истины, всегда творческий процесс. Исследовательская деятельность обязана быть свободной.
Задачами исследовательской деятельности считаются [3, c.12]:
1. Образовательные: стимуляция и актуализация новых познаний, приобретенных обучающимися при исследовании установленной темы; систематизация познаний; знакомство с комплексом использованных материалов, заранее выходящими за границы школьной программы.
2. Развивающие: формирование умения рассуждать в контексте исследуемой проблемы, исследовать, сопоставлять, выполнять личные заключения; выбирать и систематизировать материал; применять ИКТ при оформлении проведённого
3. Воспитательные: сформировать такой продукт, который станет интересен другим и востребован другими.
Детская потребность в исследовательском поиске определена биологически, дитя появляется изыскателем. Неутомимая жажда новых эмоций, любопытство, непрерывное желание видеть и проводить эксперимент, без помощи других находить новые сведения об обществе рассматриваются как основные особенности детского поведения. Непосредственно это внутреннее желание к исследованию формирует требование для того, чтобы психологическое формирование ребёнка первоначально организовывалось как процесс саморазвития.
Поэтому приоритетным течением концепции преподавания и обучения, по нашему мнению, считается развитие у обучающихся возможности без помощи других, по-новому изучать и менять методы деятельности в каждой области человеческой культуры [4, C.14].
Главная задача этого направления – предоставить ученику возможность совершенствовать умственные способности в независимой творческой деятельности, с учётом личных способностей и склонностей.
Начальный шаг как научной, так и школьной экспериментальной деятельность - это выбор темы. Успешно выбранная и сформулированная, она отображает общее направление исследования. Значимым условием к проблеме изучения считается её актуальность. Помимо этого, она должна быть увлекательна и интересна лично исследователю, деятельность учащегося над темой - посильной и не затягиваться на продолжительный срок, предполагаемые результаты - могут быть полезны ему либо его родным.
Затем формулируется проблема исследования. Проблема - это препятствие, сложный вопрос, требующий пояснения, поиска решения на него. Не нужно безусловно предъявлять требования от учащегося начальных классов четкого осознания и формулировки проблемы. Зачастую случается достаточно общей, примерной её характеристики [2, c.121].
Обязательна постановка цели исследования. Цель выражает основное, для чего же ведется исследование, то, что должно быть достигнуто вследствие работы. Определение миссии обычно выражается словами: выявить, узнать, изучить, установить, аргументировать, определить, создать, улучшать, исследовать и т.п.
Таким образом, возможно сделать вывод, то что исследовательская работа в младшем школьном возрасте должна отвечать природе учащегося, его психологическим и внутренним возможностям и потенциалам. Умение младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться — необходимое требование формирования его целостной личности. Учащиеся должны включаться в творческую, фактическую работу, выставляющую перед ними новые проблемы, в активное восприятие, вызывающее эмоциональный отклик, сопереживание, помощь, актуализирующее эмоционально-интеллектуальные действия детей.
Исследовательская деятельность - это намеренно организованная, познавательная творческая работа учащихся, которая характеризуется следующими понятиями: целенаправленностью, инициативностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. Итогом исследовательской деятельности является развитие познавательных тем, экспериментальных умений, субъективно новых для обучающихся познаний либо методов работы.
Список использованной литературы
Кондратьева, Е. П. Проект: проблемы, поиск, опыт [Текст] : Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов / Е. П. Кондратьева. Чебоксары, 2014. – 164 с.
Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст] : Сборник статей/ А. В. Леонтович. – Москва, 2013. – 328 с.
Савенков, А. И. Я – исследователь [Текст] : Рабочая тетрадь для младших школьников. 2 - е изд., исправл. / А. И. Савенко., – Самара, 2014. – 32 с.
Тысько, Л. А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе [Текст] / Л. А.Тысько // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. –№4. – С. 14-22.
Якимов, Н. А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н. А. Якимов // Исследовательская работа школьников. – 2013.- №1. – С. 48-51.