СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

Шпакова К.Н. 1
1ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вузы активно помогают студентам и выпускникам в вопросах, связанных с трудоустройством.

Создаются ассоциации-выпускников, это дает возможность внести вклад в развитие университета и делового кластера, позволяющего выпускникам разных лет находить партнеров для своего бизнеса, решать кадровые задачи, сообща преодолевать трудности.

В вузах проводятся «Дни карьеры», с целью содействия трудоустройству выпускников и повышения конкурентоспособности молодых специалистов университета на рынке труда. Во время дней карьеры студенты выбирают направление для развития, компанию или глобальную сеть. Работодатели знакомятся со студентами, определяют, каковы их амбиции, и могут сделать им предложение о стажировке или постоянном трудоустройстве. Благодаря таким мероприятиям появляется возможность более подробно ознакомится с рынком труда на данный момент времени.

Активно проводятся встречи студентов с потенциальными работодателями, где обсуждаются вопросы трудоустройства будущих выпускников, профессионального развития и карьерного роста, социальной поддержки, а также перспективы развития рынка труда в интересуемых областях. У студентов появляется возможность получить приглашение на стажировку, договорится о прохождении практики и по окончании университета трудоустроится на предприятие.

Такие встречи проходят во всех вузах нашей страны, к примеру 20 ноября 2018 года в РГППУ состоялась встреча студентов с директором по качеству ПАО «Уралмашзавод». В связи с ростом объемов производства Уралмашзаводу требуется квалифицированный персонал, который позволит выпускать продукцию, отвечающую потребностям и требованиям заказчиков. Студентам 4 курса Института инженерно-педагогического образования, представилась реальная возможность получить приглашение на стажировку, договориться о прохождении практики и по окончании университета трудоустроиться на ведущее предприятие, изготавливающее оборудование для металлургии, горнодобывающей промышленности, промышленности строительных материалов и энергетики. Обсуждались вопросы трудоустройства будущих выпускников, профессионального развития и карьерного роста, социальной поддержки, а также перспективы развития рынка труда в области управления качеством продукции машиностроения. Студентам были предложены места в отделе технического контроля, метрологической службе и отделе стандартизации [4].

16 ноября 2018 года в Екатеринбурге прошло мероприятие под названием «Ночь карьеры», организатором которого выступил Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ). Ночь карьеры — масштабное карьерное событие Екатеринбурга. Здесь можно было узнать полную информацию о рынке труда, познакомиться с работодателями и пройти обучающие тренинги. Было привлечено более 40 работодателей, более 3000 участников, проведено множество мастер-классов. Это мероприятие для тех, кто настроен на успешную карьеру, а для работодателей это отличный способ подобрать себе перспективных специалистов различного профиля: смышлёных технарей, айтишников, инженеров, креативных пиарщиков, маркетологов, профессиональных экономистов, финансистов и других квалифицированных кадров [5].

Помимо приведенных выше мероприятии 19 сентября в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) прошла «Ярмарка вакансий», где студентам предложили поработать баристой, униформистом и бэбиситтером.

Ярмарка вакансий была организована с целью помочь студентам найти такую подработку, которая не мешала бы учебе. На Ярмарке присутствовали: «QP SOFT», ГАПОУ СО «Техникум индустрии питания и услуг «Кулинар», ООО «Прогресс», ООО «Хэдхантер», ПАО «Ростелеком», Колледж железнодорожного транспорта ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», ООО «Екатеринбург - Центр», Сеть фитнес-клубов «Bright Fit», «Kidsout» [6].

Встречи такого типа могут происходить не только с потенциальным работодателем, но и с выпускниками, которые уже трудоустроены и готовы поделится своим опытом, рассказать о тонкостях своей работы и возможно также предложить студентам трудоустроится в их организацию. Такие встречи способны мотивировать студента и показать, что вопрос с поиском работы не прост, но в тоже время вуз готов поддерживать их в этом вопросе.

Наиболее острой и явно выраженной проблемой, мешающей найти работу является отсутствие опыта. У работодателей существуют требования, которые очевидно снижают шансы на получение работы для выпускников вузов. Справится с этим чаще всего помогает практика.

За время учебы студенту необходимо пройти определенное количество практик по своей специальности. Не всегда студент может сам выбрать организацию, а если он определился с местом прохождения практики - то не всегда получается договориться с руководством этой организации. И здесь может помочь вуз.

Прохождение практики также очень важно для дальнейшего трудоустройства студента, так как по итогам ее прохождения работодатель может предложить студенту место работы после окончания вуза. Часто получается так, что организация неоднократно принимает студентов на практику и уверена в их подготовке. Тогда у выпускников этого вуза появляется большая возможность трудоустройства.

При всем многообразии существующих форм помощи вуза в трудоустройстве студентов важно, чтобы эта деятельность не носила эпизодический характер, а была системной. Это становится возможным, если у вуза налажены отношения социального партнерства с организациями – работодателями.

«Для системы высшего профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования, важнейшим условием обеспечения качественной профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда. Оно, как особый тип взаимодействия, строится на системе взаимовыгодных, конструктивных, долговременных отношений социальных партнеров в лице потенциальных работодателей, вузов, органов власти и иных организаций (Т.С. Еремеева). Способствует, при этом, наиболее полной защите социальных прав студентов и быстрой адаптации выпускников к новым социально-экономическим условиям жизнедеятельности, обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов…»[8, с.308-309]

«Социальное партнерство рассматривается как участие различных государственных и общественных организации, образовательных учреждений различных типов и видов, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью» [1, с.80-83].

Основная приоритетная цель социального партнерства: удовлетворение общих интересов участников (студентов и работодателей).

Программа социального партнерства помогает сделать обучение более эффективным. Участники учебного процесса становятся востребованными в социальной среде.

Правильный подход и регулирование партнерства дают толчок для полноценного развития общества, избавляя его от безработицы и наполняя востребованными специалистами.

Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов сторон;

- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;

- полномочность представителей сторон;

- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений [7].

В связи с этим совершенствование системы социального партнерства становится необходимым условием, как повышения качества профессионального образования, так и содействия трудоустройству выпускников вуза.

Список литературы:

Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения

качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. - № 6 – С.80-83.

Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. //

М.: Экзамен, - 2001

Приказ Минобразования РФ и Минтруда РФ от 24 июля 2000 г. №

2285/187 «О реализации Межведомственной программы содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования» // Вестник образования, №18, сентябрь 2000.

Российский государственный профессионально – педагогический

университет: [электронный ресурс] Е., 2018. Режим доступа: http://www.rsvpu.ru/news/archive/sostoyalas-vstrecha-studentov-s-potencialnym-rabotodatelem-pao-uralmashzavod/

Уральский Федеральный университет имени первого Президента

России Б.Н. Ельцина: [электронный ресурс] Е., 2018. Режим доступа: http://ночькарьеры.рф/

Уральский государственный педагогический университет:

[электронный ресурс] Е., 2018. Режим доступа: https://uspu.ru/news/yarmarka-vakansiy-studentam-predlozhili-podrabotat-baristoy-uniformistom-i-bebisitterom/

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в

ред. 11.10.2018) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

Федосова И.В., Деревцова Е.Н. Социальное партнерство вуза как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №8(52), 2015. C.306-321[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru

Просмотров работы: 120