Приоритетным направлением в организации образовательного процесса образовательных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку. Это даетсовременному вожатому свободу в выборе форм и методов работы с детьми, главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков [3].
В разновозрастном лагере детей лучше разделить на 3 основные категории:
7-10 лет (Основной вид деятельности – игра);
10-13 лет (Основой вид деятельности – общение);
14-17 лет (Приоритетным является становление личности) [4].
Формы работы с детьми разного возраста в летнем оздоровительном лагере:
Чередование различных приемов обучения;
Использование самых разнообразных заданий;
Использование демонстрационных материалов;
Усложнение словарной работы [1 стр.64].
Форма воспитательной работы – это ограниченная по месту времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.
С.А. Шмаков, один из исследователей детского досуга, предложил следующую классификацию дел:
– общественные дела;
—трудовые;
– познавательные;
– экологические;
– спортивные;
– досуговые дела;
–художественные дела;
– нравственные;
– работа с активом.
Формы воспитательных работ:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;
– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
– импровизации:“У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром” [2].
Методы работы с детьми разного возраста в летнем оздоровительном лагере:
Метод иллюстраций (показ детям иллюстрированных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске)
Метод демонстраций (показ мультфильмов, слайдов и т.д).
Методы по характеру образовательной деятельности детей:
1. Информационно – рецептивный (воспитатель дает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают, фиксируют);
2. Репродуктивный (многократное повторение способа деятельности);
3. Проблемное изложение (ставится проблема и показывается путь ее решения);
4. Частично – поисковый (проблема делится на подпроблемы и дети ищут путь решения);
5. Исследовательский (творческое применение знаний);
6. Активные методы (организаторская деятельность) [3].
Методы организации различных мероприятий для детей разных возрастов:
Экскурсии с детьми.
Особой разновидностью групповых занятий в ДОУ считаются экскурсии. Это может быть организованный поход в парк или на перекресток дороги, в магазин или на речку. Экскурсия также имеет четкую структуру проведения.
Коллективный просмотр [5].
Работать на разновозрастном отряде достаточно просто и в то же время сложнее, чем с одновозрастными. Простота заключается в том, что при достаточно хороших отношениях с отрядом, старшие дети помогают следить за младшими. А сложность заключается в организации отрядных мероприятий - не так уж много существует игр, в которые с удовольствием соглашаются играть и старшие, и младшие. Селить вместе и тех и других в одной комнате нежелательно - возникают запутанные конфликты без правых и виноватых. Как правило, разновозрастность используется на профильных сменах или в профильных отрядах. Методы, перечисленные в статье, могут решить вышеперечисленные проблемы, которые возникают в результате слияния детей разного возраста в одном коллективе [4].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтина И.В., Трухина Е.Г. Дидактические игры и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей 2-4 лет // Детство. Отрочество. Юность, № 1-2 /Январь-февраль/, 2013 г. - 102стр.
2. Лекция. Разнообразие форм работы с детьми и подростками в ДОЛ. Режим доступа: Информационный ресурcCyberpedia. https://cyberpedia.su/8x1128e.html
3. Международный образовательный портал. Методы работы с детьми в современных условиях. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-raboty-s-detmi-v-sovremenyh-uslovijah.html
4. Методы работы с разновозрастным отрядом (РВО), исходя из психологических особенностей детей и подростков. Режим доступа: https://megapredmet.ru/1-30030.html
5. Типы занятий в ДОЛ. Режим доступа: http://fb.ru/article/444088/tipyi-zanyatiy-v-dou-organizatsiya-detey-na-zanyatii-temyi-zanyatiy