Современный вожатый: права и обязанности - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Современный вожатый: права и обязанности

Захарова Е.А. 1
1ТИ(Ф) СВФУ им.М.К.Аммосова в г.Нерюнгри.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессия «вожатый» проходит в настоящее время этап перестройки, что связано с реструктуризацией требований к педагогической деятельности и обновлением профессиональных стандартов.

Современный вожатый – воспитатель особого типа, реализующий уникальные возможности воспитательного процесса для раскрытия личностного потенциала каждого ребёнка в период организации летнего отдыха и досуга. Ему необходимы не только знания возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, но и умение управлять временным детским коллективом, владение игровыми технологиями, методиками организации коллективных творческих дел и др. [3].

Современный вожатый имеет право:

- вносить предложения на обсуждение на методическом и педагогическом Совете;

- пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических работников;

- вести преподавательскую работу в школе, кружках Центра, предоставленную администрацией, согласно соответствующим положениям;

- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;

- применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:

- проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения, принятие обязательств;

- проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств;

- беседа у заместителя директора по УВР [5].

Обязанности вожатого делятся на разные направления. Одними из самых важных обязанностей являются организационные, где вожатый:

- контролирует соблюдение детьми санитарно- гигиенических норм, опрятного внешнего вида, чистоты одежды и порядка окружающих помещений на территории лагеря;

- обеспечивает и контролирует соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с режимом лагеря;

- организует участие каждого ребенка во всех общелагерных мероприятиях культурно-массового, спортивно-оздоровительного и трудового направлений;

- в соответствии с общелагерным планом, составляет отрядный план работы, согласует его со старшим вожатым, а также отчитывается о его выполнении;

- участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий под контролем старшего вожатого и начальника лагеря;

-организует дежурство детей в столовой, жилых корпусах и на закрепленной за отрядом территории лагеря;

Не менее важным направлением работы вожатого является педагогическое направление. В него входят такие обязанности, как: организация коллективной деятельности детей, придание ей творческого окраса; создание благоприятных условий для реализации ребенком своих потребностей, развития его творческого потенциала, интересного провождения времени; своевременное выявление и нахождение разрешения образовавшихся конфликтов между воспитанниками, предупреждение возможных отклонений в поведении подростков; использование опыта работы с детьми, а также его дальнейшее развитие [1].

В организации детского отдыха вожатый занимает особое место в личностном развитии детей, в формировании у них системы нравственных ценностей, формировании активной гражданской позиции и ответственного отношения к себе и обществу.

Профессия вожатого обязывает иметь качественную психолого- педагогическую подготовку.

В условиях лагеря раскрываются все ведущие виды деятельности: спортивная, коммуникативная, образовательная, трудовая, эстетическая, познавательная, художественно-творческая и пр.

Воспитательную систему можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, как комплекс мероприятий, проводимый в лагере для реализации поставленных целей. Мероприятия, которые проводятся в лагере, подобраны так, чтобы не только оставить положительные воспоминания у детей, но и воспитать определенное позитивное личностное качество. С другой стороны, воспитательную систему можно рассмотреть как иерархию сотрудников детского оздоровительного лагеря, во главе которой стоит директор, а наиболее приближены к детям — вожатые. В воспитательной системе летнего оздоровительного лагеря вожатый является ключевым звеном. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый [2,c.531].

Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере.

Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов [4].

Таким образом, мы выделяем основные обязанности современного вожатого–это непосредственное осуществление педагогической и оздоровительной работы с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. К правам вожатого мы относим все гражданские права, предоставляемые остальным гражданам.

Использованная литература:

1. Богомолова Е.С. Подготовка вожатых к работе в детском лагере на базе межвузовского отряда «Император». Режим доступа: https://novainfo.ru/article/6822

2. Губанихина Е. Вожатый как ключевое звено воспитательной системы летнего оздоровительного лагеря // Молодой ученый, № 17 (97), Сентябрь, 2015г. - 623с.

3. Дополнительная образовательная программа курсов «Педагогическое мастерство вожатых», - Казань, 2016. Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F311233577/Pedagogicheskoe.masterstvo.vozhatyh.pdf

4. Образцова Л. Кто такой- вожатый детского лагеря. Режим доступа: https://www.haglar.ru/kto-takoy-vozhatyiy-detskogo-lagerya.htm

5. Онипченко И. Все о вожатом. Режим доступа: https://znanio.ru/media/vse_o_vozhatom-24502/29974

Просмотров работы: 3397