Особенности подготовки проведения КТД вожатых в ДОЛ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Особенности подготовки проведения КТД вожатых в ДОЛ

Шульгина С.Н. 1
1ТИ(Ф) СВФУ им.М.К.Аммосова в г.Нерюнгри.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность данной темы обусловлена педагогической коллективной технологией. Элементы ее могут быть использованы при проведении различных форм работы. Во время планирования и организации коллективно-творческого дела, воспитатель и воспитанники приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею,предложить новый способ действия. Все участники коллективно-творческого дела становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела выражают искреннюю заботу об окружающем мире, развивают всех и каждого, служат добру. Данная статья посвящена рассмотрению методики и технологии подготовки и проведения коллективно-творческих дел.

Мероприятие, проводимое на основе методики коллективного творческого дела (КТД), которая является компонентом технологии коллективного творческого воспитания (КТВ), реализуется как важное событие, осуществляемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе

Понятие «Коллективное Творческое Дело» определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание творческого продукта. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые

Идея КТД довольно проста: ребята сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют, придумывают при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе [1].

Методика и технология подготовки КТД.

Организация и проведение КТД предусматривает шесть последовательных стадий:

1. Предварительная работа.

2. Коллективное планирование.

3. Коллективная подготовка дела.

4. Проведение КТД.

5. Коллективное подведение итогов КТД.

6. Последействие (использование опыта проделанной работы).

•основная цель дела формулируется либо самими детьми, либо взрослыми, но в этом случае она должна быть привлекательной для учеников и понятной им

•при подготовке и проведении КТД для решения частных задач или выполнения творческих заданий необходимо создание микрогрупп, каждая из которых имеет свой конкретный участок работы;

•обсуждение основных вопросов, связанных с выбором КТД и характером его проведения, проходит в форме «мозгового штурма», когда школьники в группах, обмениваясь мнениями, ищут наилучшие варианты, создают банк идей, т. е. предлагают набор возможных путей решения;

•отбор идей, при котором необходимо из множества возможных вариантов выбрать один или два, должен осуществляться по принципу «отвергаешь – предлагай», «возражай по существу», «критикуй точку зрения, а не человека»;

•если выбрать лучшую идею сложно, проводится защита идей; каждый член коллектива или микрогруппа защищает свой вариант, затем подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение;

•при подведении итогов КТД необходимо объективно и по достоинству оценить вклад каждого.

Ниже перечислены некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД:

•основная цель дела формулируется либо самими детьми, либо взрослыми, но в этом случае она должна быть привлекательной для учеников и понятной им;

•при подготовке и проведении КТД для решения частных задач или выполнения творческих заданий необходимо создание микрогрупп, каждая из которых имеет свой конкретный участок работы;

•обсуждение основных вопросов, связанных с выбором КТД и характером его проведения, проходит в форме «мозгового штурма», когда школьники в группах, обмениваясь мнениями, ищут наилучшие варианты, создают банк идей, т. е. предлагают набор возможных путей решения;

•отбор идей, при котором необходимо из множества возможных вариантов выбрать один или два, должен осуществляться по принципу «отвергаешь – предлагай», «возражай по существу», «критикуй точку зрения, а не человека»;

•если выбрать лучшую идею сложно, проводится защита идей; каждый член коллектива или микрогруппа защищает свой вариант, затем подводится итог этого поиска и в результате рождается окончательное решение;

•при подведении итогов КТД необходимо объективно и по достоинству оценить вклад каждого [2, с.35].

КТД организуется таким образом, чтобы предложенная вожатым идея оказалась воспринятой детским коллективом как собственная; чтобы деятельность детей имела практическую направленность на благо собственного или других коллективов, других людей – имела гуманистическую и альтруистскую цель; чтобы все члены коллектива на добровольных началах, с интересом и желанием включаясь в реализацию дела, могли раскрыть свои творческие возможности. Иными словами, КТД представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни; совершается вместе воспитанниками и их наставниками как общая забота; представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Это коллективное дело – выполняется и организуется сообща: планируется, готовится, проводится, обсуждается.

Это творческое дело – оно осуществляется при постоянном стимулировании и поддержке любых творческих проявлений инициатив. Закон КТД – творчески, иначе зачем.

Это – дело, потому что оно всегда должно иметь общественную направленность, содержать общественную заботу[1, с.36].

В заключении, хочется отметить, что любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместно - организаторской деятельности. В своей работе воспитатель должен знать, для кого это дело проводится, кому принесет радость, и что получат для своего развития воспитанники. Воспитатель должен поддерживать ростки дружбы между воспитанниками в коллективе, всячески поощрять деятельность воспитанников и высоко оценивать и развивать взаимопомощь воспитанников при выполнении коллективно-творческого дела (КТД).

Итак, дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся творческие роли, поручения и задания. Когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки и придумки, интересно всем и каждому.

Педагогу необходимо найти и свое место в КТД. Это совсем необязательно должна быть командная роль. В творческом деле он может быть лидером, может быть членом совета дела, отвечать за какую-то часть КТД; может быть лишь оценщиком дела (член жюри, конкурсной комиссии); может руководить КТД через актив ребят; может быть рядовым членом дела или гостем, а может и вовсе не принимать в нем участия. Но контроль не исключать. Какую выбрать себе роль в деле, подскажут обстоятельства, уровень отношений с ребятами, личное амплуа, умения, интересы.

Воспитательная работа с детьми – счастливый процесс, если рождает богатство человеческих отношений, если дети и взрослые действуют сообща, если они партнёры и друзья [2].

Список литературы:

Коджаспирова Г.М. книга «Педагогика», 2004г, с.719

Организация летнего отдыха детей и подростков 2-е изд., испр., и доп. Учебное пособие для прикладного баклавариата 2017г., с.160

Просмотров работы: 212