Охрана здоровья учащихся в ДОЛ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Охрана здоровья учащихся в ДОЛ

Таркова В.Ю. 1
1ТИ(Ф) СВФУ им.М.К.Аммосова в г.Нерюнгри.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Летний лагерь имеет множество особенностей, позволяющих считать в этом отношении его одним из самых действенных социальных институтов социализации и интеграции.

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. В последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья детей и подростков [5].

Большинство программ, разработанных для оздоровительных лагерей представляют собой научно обоснованный комплекс специально разработанных и экспериментально апробированных методик, применяемых с учётом специфики регионов. Таким образом, принципы построения деятельности в период реализации летних программ логически исходят не только из заранее определённого организаторами -- взрослыми -- содержания деятельности, но и проектируются «от ребёнка», опираясь на его ведущие потребности, исходя из особенностей культуры детства [3].

В условиях пребывания в детских лагерях школьники остаются без присмотра родителей в связи с чем, особое значение приобретает проблема подготовки школьников к безопасному отдыху в летних оздоровительных лагерях [1].

Летние каникулы для школьников - это восстановление здоровья, и развитие творческого потенциала, и совершенствование личностных возможностей, и приобщение к культурным и образовательным ценностям, и вхождение в систему новых социальных связей, и воплощение собственных планов, и удовлетворение индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей являются детские оздоровительные лагеря. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка [2].

Главная задача оздоровительного лагеря - это, прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей [4].

Оздоровление - это восстановление, расширение адаптационных возможностей организма, повышение его устойчивости к воздействию многообразных факторов. Организация оздоровления предполагает создание условий и проведение комплекса мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, расширение их адаптационных возможностей. Оздоровительная работа объединяет усилия различных служб: медицинской, образовательной, социальной, психологической и строится на единых принципах и подходах к проведению необходимых мероприятий - дифференцированной, этажности, преемственности. После тяжёлого десятилетия положение начинает выравниваться, очевиден не только рост числа летних оздоровительных лагерей, но и внимание к этим учреждениям, которые выполняют такую важную миссию оздоровления и воспитания детей, особенно сегодня, когда общество и семья находятся в сложных экономических и социальных условиях [6].

Преобразования, в сфере организации летнего отдыха детей, начавшиеся в последние годы, носят противоречивый характер, так как с одной стороны, ряд детских оздоровительных лагерей начали перестройку своей работы, с другой - новые программы не всегда соответствуют реальным интересам детей. Данное противоречие во многом обусловлено как недостаточным теоретическим осмыслением детских оздоровительных лагерей, как педагогической системы, так и условий, механизмов и форм оптимизации личностного развития ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.

Летний оздоровительный лагерь – детское оздоровительное учреждение и этот факт налагает особую ответственность за сохранение жизни и здоровья детей на всех сотрудников лагеря и прежде всего на педагогический и медицинский персонал.

Значительное скопление детей в лагере, относительно большая их самостоятельность, непривычные особенности окружающей природы и обстановки объективно создают условия, чреваты опасностями для отдыхающих детей. Всем сотрудникам лагеря следует постоянно помнить об этом и беспрекословно выполнять требования по охране жизни и здоровья детей [3].

"Забота о человеческом здоровье - тем более о здоровье ребенка, - это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества" - говорил Сухомлинский [7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Детский летний лагерь как социально-культурный институт: Сб. студенческих научных работ / под ред. Абрамовой И. Г. - СПб.: ИСГУ, 1998. - С. 36-38.

2. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 256 с.

3. Дегтева Г. Н. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал, № 3, 2000. С. 60—62.

4. Мишин Б. И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. - М.: Изд-во ACT. - 2003. - 285 с.

5. Пономарев В. Т. Энциклопедия безопасности. - Донецк: Стакер, 1997. - 432 с.

6. Становление и развитие теории и практики воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря. Опыт историко-педагогического исследования // Вестник Тамбовского Ун-та, Серия: Естественные и технические науки, Вып. 4. - Тамбов, 2006. - С. 510-512.

7. Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства. - М.: РОН, 2002. - 128 с.

Просмотров работы: 267