К вопросу о влиянии биоритмов и количества сна на общие состояние организма и работоспособность студента - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К вопросу о влиянии биоритмов и количества сна на общие состояние организма и работоспособность студента

Суслова Е.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для рассмотрения поставленной проблемы обратимся сначала к понятию биоритмов, ведь жизнедеятельность человека зависит от влияния повторяющихся через определенное время изменений окружающей среды. Цикличные изменения состояния организма (физические, эмоциональные, интеллектуальные) находятся в прямой зависимости от биоритмов. Биоритмы – это время от времени повторяемые изменения во внутренних процессах живых организмов. Основные внешние ритмы, влияющие на биоциклы человека, состоят из природных и социальных ритмов.

Биоритмы могут, меняться с помощь синхронизации с внешними ритмами – циклами освещенности (смены дня и ночи), факторами воздействия, такими как шум, запах, климатические факторы. Сразу после рождения и на протяжении всей жизни человек находится в трех биологических ритмах уже упомянутых выше. Двадцати трехдневный ритм (физический) определяет силу и выносливость организма; двадцати восьмидневный ритм (эмоциональный) определяет состояние нервной системы; тридцати трехдневный ритм (интеллектуальный) определяет уровень творческих способностей человека.

Рассмотрим более подробно суточные ритмы организма. Суточные ритмы – это постоянные изменения функционирования организма в течение дня и ночи [1]. В основе суточных биоритмов лежит цикл «сон – бодрствование». В зависимости от того, как строится этот цикл, все люди делятся на «жаворонков» (25 – 30 %), «сов» (25 – 30 %) и аритмиков – «голубей» (40 – 50 %), которые в различных обстоятельствах могут вести себя по-разному. Существует версия, что в детстве почти все люди – «голуби», склонность к первым двум типам вырабатывается позднее, в зависимости от уклада жизни в семье, предрасположенности организма и т.д.

«Жаворонки» активны по утрам, и как следствие – их биоритм более близок к различным природным циклам, что благотворно влияет на функционирование организма в целом. В это время у них все спорится. Но во вторую половину дня они становятся вялыми, быстро утомляются, им трудно заставить себя сосредоточится. В свою очередь и у «сов» есть преимущества – они легко переносят вынужденные нарушения суточного ритма и лучше сохраняют привычный уровень работоспособности, при пересечении нескольких часовых поясов, когда летают на большие расстояния. Однако большинство «сов» к старости становятся «жаворонками».

Правда, социальные условия (урбанизация, режим работ, домашние дела и не в последнюю очередь всемогущее телевидение) превратили многих из нас в «голубей», у которых из-за недосыпания утром работоспособность, как у «сов», а вечером – как у «жаворонков». Н. А. Агаджанян в своей работе «Влияние биоритмов как законов жизнедеятельности на работоспособность человека» предупреждает, что не стоит спешить относить себя к совам, если вы можете спокойно работать только после того, как все ваши домашние лягут спать и в квартире установится относительная тишина. Известно, что субъективная оценка типа работоспособности очень часто противоречит данным, полученным в эксперименте. Исследования показали, что большинство «голубей» – это «разболтанные жаворонки» [1 . с 132].

В современной науке принято считать, что выполнение любой физической, умственной деятельности, возможно только с психическим напряжением и последующим специальным восстановлением организма, так как это два неразрывных и взаимообусловленных компонента единого целого процесса. Таким образом, трудовая деятельность без соответствующих ей восстановительных мероприятий может существенно снижать качество всей последующей работы человека. В настоящее время накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления. Наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы: педагогические, медико-биологические, психологические. Но наилучшим образом основные процессы восстановления происходят во время сна. Сон – общебиологическое явление, в основе которого лежат процессы охранительного торможения, препятствующие истощению наиболее активных элементов нервной системы [2].

Однако хроническое недосыпание и вызванная им избыточная дневная сонливость – бич современной цивилизации. Сокращение нормальной продолжительности сна, распределенной по физиологически оптимальному периоду суточного цикла, вызывает хроническое недосыпание, способствует хронической усталости, возникновению болезней и преждевременной смерти.

Многочисленными исследователями была установлена прямая зависимость между тем, сколько человек спит и его работоспособностью, общим состоянием организма. Во время сна в организме происходит огромное количество биохимических процессов, которые благоприятно влияют, и, скажем «восстанавливают» наш организм.

Ряд ученых установили и доказали, что продолжительность жизни людей, у которых ночной сон занимает одинаковое количество часов больше, чем у людей, у которых длительность сна изменчива. Так же было доказано, что недосыпание, особенно регулярное, влияет на возникновение и развитие ряда заболеваний: сердечнососудистой и нервной систем, снижение иммунитета, снижение психических познавательных процессов, что ведет к снижению работоспособности и многие другие.

Опасность недосыпания кроется в том, что нарушается течение биологических ритмов в организме, ведь внутри нашего организма происходят химические реакции, которые так же зависят от биоритмов.

Группа из 18 исследователей изучила более 300 научных трудов в области сна и сделала на их основе ряд выводов о норме отдыха. Озвучил результаты этого исследования Чарльз Кзейслер (Charles Czeisler), профессор Гарвардской школы медицины: «Это первый случай, когда какая-либо профессиональная организация разработала возрастные рекомендации по продолжительности сна на основе строгого систематического обзора мировой научной литературы, касающейся влияния продолжительности сна на здоровье, производительность и безопасность» [5] (табл.1).

Таблица 1

Результаты исследований длительности сна

Возраст

Длительность сна, ч.

Новорождённые (0 – 3 месяца)

14 – 17

Младенцы (4 – 11 месяцев)

12 – 15

Малыши (1 – 2 года)

11 – 14

Дошкольники (3 – 5 лет)

10 – 13

Дети школьного возраста (6–13 лет)

9 – 11

Подростки (14 – 17 лет)

8 – 10

Молодые взрослые (18 – 25 лет)

7 – 9

Взрослые (26 – 64 года)

7 – 9

Пожилые люди (старше 65 лет)

7 – 8

Исходя из этих результатов, студенческая молодежь нуждается в ежедневном сне длительностью в 7 – 9 часов.

Мы решили провести исследование по этой теме среди студенческой молодежи на базе нашего университета. В рамках данного исследования в октябре 2018 года был проведен опрос среди студентов Алтайского государственного университета (далее АлтГУ). Всего было опрошено 220 студентов дневного обучения (116 девушек и 104 юноши) с разных факультетов и курсов. Нельзя не упомянуть, что при проведении опроса учитывалась гендерная принадлежность, так как многочисленными исследованиями в области хронобиологии было доказано, что девушкам необходимо спать большее количество времени, для полного восстановления работоспособности. Студентам были заданы следующие вопросы:

Сколько часов вы спите в будни?

Сколько часов вы спите в выходные?

Кто вы по биоритмам: сова, жаворонок или аритмик?

Вопрос об общем состоянии и работоспособности мы не стали включать, т.к. многие исследователи писали о том, что люди не могут качественно определить состояние своей умственной и физической работоспособности, думая, что они находятся в оптимальном состоянии, особенно «хронически» недосыпающие люди (табл.2).

Таблица 2

Результаты исследования количества сна среди студентов АлтГУ

Вопросы

Средний показатель

Ответы девушек

Ответы юношей

1.Сколько часов вы спите в будни?

47 (21.36%) - меньше 6 часов

25 (21.55%) - меньше 6 часов

22 (21.15%) -меньше 6 часов

157 (71.36%) -6-8 часов

87 (75%) -6-8 часов

70 (67.31%)- 6-8 часов

16 (7.27%) -больше 8 часов

4 (3.45%) -больше 8 часов

12 (11.54%) - больше 8 часов

2.Сколько часов вы спите в выходные?

7 (3.18%) -меньше 6 часов

-

7 (6.73%) -меньше 6 часов

105 (47.73%) -6-8 часов

56 (48.28%) - 6-8 часов

49 (47.12%) - 6-8 часов

108 (49.09%) - больше 8 часов

60 (51.72%) - больше 8 часов

48 (46.15%) -больше 8 часов

3.Кто вы по биоритмам: сова, жаворонок или аритмик?

114 (51.82%) - совы

63 (54.31%) - совы

51 (49.04%) - совы

50 (22.73%) жаворонки

27 (23.28%) жаворонки

23 (22.12%) жаворонки

56 (25.45%) аритмики

26 (22.41%) аритмики

30 (28.85%) -аритмики

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:

большая часть студентов – 71,36% спит в будни 6 – 8 часов, то есть соблюдает рекомендацию специалистов;

среди девушек в 3 раза меньше тех, кто в будни спит больше 8 часов;

большая часть студентов – 49,09% спит в выходные больше 8 часов;

среди девушек нет тех, кто в выходные спит меньше 6 часов;

среди девушек больше тех, кто в выходные спит как 6 – 8 часов, так и больше 8 часов;

большая часть студентов считает себя совами;

среди девушек больше сов, чем среди юношей;

среди юношей больше аритмиков, но меньше жаворонков.

В заключении, хотелось бы отметить, что недостаток сна может привести к:

ухудшению внешнего вида (бледность лица, опухшие веки и пр.);

потере творческих способностей;

снижению умственных способностей;

увеличению риска развития хронических заболеваний;

преждевременному старению;

появлению лишнего веса;

постоянному замерзанию;

эмоциональной неустойчивости;

появлению психических расстройств;

уменьшению продолжительности жизни.

Поэтому для сохранения здоровья, активности и сохранения способности к продуктивному саморазвитию очень важно регулярно спать не меньше 7 в сутки.

Список литературы:

Ахвердова И. А. Влияние биоритмов как законов жизнедеятельности на работоспособность человека. // Вестник Ставропольского государственного университета. № 40. 2005. С . 129 – 135.

Бумарсакова Н. Н. Сомнологические исследования студентов университета. // Вестник МГСУ. № 4. 2010. С . 356– 358.

Кольвазон В. М., Дорохов В. Б. Цикл бодрствование – сон и биоритмы человека при различных режимах чередования светового и темного периода суток // Здоровье и образование в XXI веке. № 3. 2013. С. 151 – 162

Сбитнева О. А. Биоритмы и их воздействие на физиологические процессы и работоспособность студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук 2018 . С . 109 – 112.

Сколько должен спать человек в сутки? [Электронный ресурс].– URL.: https://sleepguide.ru/son/skolko-dolzhen-spat-chelovek (дата обращения: 26.11.18).

Просмотров работы: 67