Для рассмотрения поставленной проблемы обратимся сначала к понятию биоритмов, ведь жизнедеятельность человека зависит от влияния повторяющихся через определенное время изменений окружающей среды. Цикличные изменения состояния организма (физические, эмоциональные, интеллектуальные) находятся в прямой зависимости от биоритмов. Биоритмы – это время от времени повторяемые изменения во внутренних процессах живых организмов. Основные внешние ритмы, влияющие на биоциклы человека, состоят из природных и социальных ритмов.
Биоритмы могут, меняться с помощь синхронизации с внешними ритмами – циклами освещенности (смены дня и ночи), факторами воздействия, такими как шум, запах, климатические факторы. Сразу после рождения и на протяжении всей жизни человек находится в трех биологических ритмах уже упомянутых выше. Двадцати трехдневный ритм (физический) определяет силу и выносливость организма; двадцати восьмидневный ритм (эмоциональный) определяет состояние нервной системы; тридцати трехдневный ритм (интеллектуальный) определяет уровень творческих способностей человека.
Рассмотрим более подробно суточные ритмы организма. Суточные ритмы – это постоянные изменения функционирования организма в течение дня и ночи [1]. В основе суточных биоритмов лежит цикл «сон – бодрствование». В зависимости от того, как строится этот цикл, все люди делятся на «жаворонков» (25 – 30 %), «сов» (25 – 30 %) и аритмиков – «голубей» (40 – 50 %), которые в различных обстоятельствах могут вести себя по-разному. Существует версия, что в детстве почти все люди – «голуби», склонность к первым двум типам вырабатывается позднее, в зависимости от уклада жизни в семье, предрасположенности организма и т.д.
«Жаворонки» активны по утрам, и как следствие – их биоритм более близок к различным природным циклам, что благотворно влияет на функционирование организма в целом. В это время у них все спорится. Но во вторую половину дня они становятся вялыми, быстро утомляются, им трудно заставить себя сосредоточится. В свою очередь и у «сов» есть преимущества – они легко переносят вынужденные нарушения суточного ритма и лучше сохраняют привычный уровень работоспособности, при пересечении нескольких часовых поясов, когда летают на большие расстояния. Однако большинство «сов» к старости становятся «жаворонками».
Правда, социальные условия (урбанизация, режим работ, домашние дела и не в последнюю очередь всемогущее телевидение) превратили многих из нас в «голубей», у которых из-за недосыпания утром работоспособность, как у «сов», а вечером – как у «жаворонков». Н. А. Агаджанян в своей работе «Влияние биоритмов как законов жизнедеятельности на работоспособность человека» предупреждает, что не стоит спешить относить себя к совам, если вы можете спокойно работать только после того, как все ваши домашние лягут спать и в квартире установится относительная тишина. Известно, что субъективная оценка типа работоспособности очень часто противоречит данным, полученным в эксперименте. Исследования показали, что большинство «голубей» – это «разболтанные жаворонки» [1 . с 132].
В современной науке принято считать, что выполнение любой физической, умственной деятельности, возможно только с психическим напряжением и последующим специальным восстановлением организма, так как это два неразрывных и взаимообусловленных компонента единого целого процесса. Таким образом, трудовая деятельность без соответствующих ей восстановительных мероприятий может существенно снижать качество всей последующей работы человека. В настоящее время накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления. Наиболее часто используется деление восстановительных средств на три основные группы: педагогические, медико-биологические, психологические. Но наилучшим образом основные процессы восстановления происходят во время сна. Сон – общебиологическое явление, в основе которого лежат процессы охранительного торможения, препятствующие истощению наиболее активных элементов нервной системы [2].
Однако хроническое недосыпание и вызванная им избыточная дневная сонливость – бич современной цивилизации. Сокращение нормальной продолжительности сна, распределенной по физиологически оптимальному периоду суточного цикла, вызывает хроническое недосыпание, способствует хронической усталости, возникновению болезней и преждевременной смерти.
Многочисленными исследователями была установлена прямая зависимость между тем, сколько человек спит и его работоспособностью, общим состоянием организма. Во время сна в организме происходит огромное количество биохимических процессов, которые благоприятно влияют, и, скажем «восстанавливают» наш организм.
Ряд ученых установили и доказали, что продолжительность жизни людей, у которых ночной сон занимает одинаковое количество часов больше, чем у людей, у которых длительность сна изменчива. Так же было доказано, что недосыпание, особенно регулярное, влияет на возникновение и развитие ряда заболеваний: сердечнососудистой и нервной систем, снижение иммунитета, снижение психических познавательных процессов, что ведет к снижению работоспособности и многие другие.
Опасность недосыпания кроется в том, что нарушается течение биологических ритмов в организме, ведь внутри нашего организма происходят химические реакции, которые так же зависят от биоритмов.
Группа из 18 исследователей изучила более 300 научных трудов в области сна и сделала на их основе ряд выводов о норме отдыха. Озвучил результаты этого исследования Чарльз Кзейслер (Charles Czeisler), профессор Гарвардской школы медицины: «Это первый случай, когда какая-либо профессиональная организация разработала возрастные рекомендации по продолжительности сна на основе строгого систематического обзора мировой научной литературы, касающейся влияния продолжительности сна на здоровье, производительность и безопасность» [5] (табл.1).
Таблица 1
Результаты исследований длительности сна
Возраст |
Длительность сна, ч. |
Новорождённые (0 – 3 месяца) |
14 – 17 |
Младенцы (4 – 11 месяцев) |
12 – 15 |
Малыши (1 – 2 года) |
11 – 14 |
Дошкольники (3 – 5 лет) |
10 – 13 |
Дети школьного возраста (6–13 лет) |
9 – 11 |
Подростки (14 – 17 лет) |
8 – 10 |
Молодые взрослые (18 – 25 лет) |
7 – 9 |
Взрослые (26 – 64 года) |
7 – 9 |
Пожилые люди (старше 65 лет) |
7 – 8 |
Исходя из этих результатов, студенческая молодежь нуждается в ежедневном сне длительностью в 7 – 9 часов.
Мы решили провести исследование по этой теме среди студенческой молодежи на базе нашего университета. В рамках данного исследования в октябре 2018 года был проведен опрос среди студентов Алтайского государственного университета (далее АлтГУ). Всего было опрошено 220 студентов дневного обучения (116 девушек и 104 юноши) с разных факультетов и курсов. Нельзя не упомянуть, что при проведении опроса учитывалась гендерная принадлежность, так как многочисленными исследованиями в области хронобиологии было доказано, что девушкам необходимо спать большее количество времени, для полного восстановления работоспособности. Студентам были заданы следующие вопросы:
Сколько часов вы спите в будни?
Сколько часов вы спите в выходные?
Кто вы по биоритмам: сова, жаворонок или аритмик?
Вопрос об общем состоянии и работоспособности мы не стали включать, т.к. многие исследователи писали о том, что люди не могут качественно определить состояние своей умственной и физической работоспособности, думая, что они находятся в оптимальном состоянии, особенно «хронически» недосыпающие люди (табл.2).
Таблица 2
Результаты исследования количества сна среди студентов АлтГУ
Вопросы |
Средний показатель |
Ответы девушек |
Ответы юношей |
1.Сколько часов вы спите в будни? |
47 (21.36%) - меньше 6 часов |
25 (21.55%) - меньше 6 часов |
22 (21.15%) -меньше 6 часов |
157 (71.36%) -6-8 часов |
87 (75%) -6-8 часов |
70 (67.31%)- 6-8 часов |
|
16 (7.27%) -больше 8 часов |
4 (3.45%) -больше 8 часов |
12 (11.54%) - больше 8 часов |
|
2.Сколько часов вы спите в выходные? |
7 (3.18%) -меньше 6 часов |
- |
7 (6.73%) -меньше 6 часов |
105 (47.73%) -6-8 часов |
56 (48.28%) - 6-8 часов |
49 (47.12%) - 6-8 часов |
|
108 (49.09%) - больше 8 часов |
60 (51.72%) - больше 8 часов |
48 (46.15%) -больше 8 часов |
|
3.Кто вы по биоритмам: сова, жаворонок или аритмик? |
114 (51.82%) - совы |
63 (54.31%) - совы |
51 (49.04%) - совы |
50 (22.73%) жаворонки |
27 (23.28%) жаворонки |
23 (22.12%) жаворонки |
|
56 (25.45%) аритмики |
26 (22.41%) аритмики |
30 (28.85%) -аритмики |
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
большая часть студентов – 71,36% спит в будни 6 – 8 часов, то есть соблюдает рекомендацию специалистов;
среди девушек в 3 раза меньше тех, кто в будни спит больше 8 часов;
большая часть студентов – 49,09% спит в выходные больше 8 часов;
среди девушек нет тех, кто в выходные спит меньше 6 часов;
среди девушек больше тех, кто в выходные спит как 6 – 8 часов, так и больше 8 часов;
большая часть студентов считает себя совами;
среди девушек больше сов, чем среди юношей;
среди юношей больше аритмиков, но меньше жаворонков.
В заключении, хотелось бы отметить, что недостаток сна может привести к:
ухудшению внешнего вида (бледность лица, опухшие веки и пр.);
потере творческих способностей;
снижению умственных способностей;
увеличению риска развития хронических заболеваний;
преждевременному старению;
появлению лишнего веса;
постоянному замерзанию;
эмоциональной неустойчивости;
появлению психических расстройств;
уменьшению продолжительности жизни.
Поэтому для сохранения здоровья, активности и сохранения способности к продуктивному саморазвитию очень важно регулярно спать не меньше 7 в сутки.
Список литературы:
Ахвердова И. А. Влияние биоритмов как законов жизнедеятельности на работоспособность человека. // Вестник Ставропольского государственного университета. № 40. 2005. С . 129 – 135.
Бумарсакова Н. Н. Сомнологические исследования студентов университета. // Вестник МГСУ. № 4. 2010. С . 356– 358.
Кольвазон В. М., Дорохов В. Б. Цикл бодрствование – сон и биоритмы человека при различных режимах чередования светового и темного периода суток // Здоровье и образование в XXI веке. № 3. 2013. С. 151 – 162
Сбитнева О. А. Биоритмы и их воздействие на физиологические процессы и работоспособность студентов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук 2018 . С . 109 – 112.
Сколько должен спать человек в сутки? [Электронный ресурс].– URL.: https://sleepguide.ru/son/skolko-dolzhen-spat-chelovek (дата обращения: 26.11.18).