ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА КАК ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ НА УЛУЧШЕНИЕ БИОПОТЕНЦИАЛА МЫШЦ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЦНС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА КАК ПУСКОВОЙ МЕХАНИЗМ НА УЛУЧШЕНИЕ БИОПОТЕНЦИАЛА МЫШЦ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЦНС

Федюкова Ж.О. 1
1АГУ, химический факультет, 662 гр
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Самая распространённая форма болезни, связанная с перинатальным поражением нервной системы – это сбой рефлекторной возбудимости и ослабление мышечного тонуса. Нарушения тонуса встречаются практически у каждого ребенка в первые годы жизни, например: гипертонус – это повышенный тонус мышц; гипотонус – это ослабление мышечного тонуса, где на воздействиеи стимуляцию мышц нет ответной реакции; дистония – несимметричный мышечный тонус. Одни группы мышц при этом находятся в гипертонусе, а другие в гипотонусе, главная задача современных комплексных лечений – это выявление нарушений ЦНС на ранней стадии и быстро предпринять все методы по устранению проблем [1, 2].

Во время диагностированные тонусные нарушения хорошо поддаются комплексному лечению. После терапии они бесследно исчезают и больше не беспокоят ни ребенка, ни его родителей.

Одним из комплексных методов лечения, нарушений перинатальных поражений нервной системы, является лечебная физическая культура (ЛФК).

Лечение и профилактика от тонусных нарушений лечебной физической культуры является обязательным компонентом при различных заболеваниях и травмах ЦНС, стимулируя защитные и приспособительные механизмы, но противопоказанием в этом методе служит тяжелое общее состояние с нарушением деятельности сердца и острого мозгового кровообращения, дыхания, повреждением головного мозга и значительно сниженный интеллект.

Задачи лечебной физической культуры [3, 4]:

Укрепление здоровья детей с помощью методик закаливания и восстановление функции движения.

Активизация функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Профилактика и коррекция заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки и закрепление ее с помощью достигнутого автоматизма.

Предупреждение развития сколиоза и плоскостопия.

Формирование общего оздоровления и укрепление организма.

Снижение пониженного тонуса мышц и уменьшение несимметричности мышечного тонуса.

Улучшить мозговое кровообращение.

Повысить физическую работоспособность и самообслуживание.

Индивидуальность в методике упражнений в зависимости от осложнений и заболевания и общего состояния здоровья.

Системные, регулярные занятия, которые обеспечат восстановление функциональных возможностей детишек.

Длительные физические упражнения с упорным повторением с постепенным нарастанием нагрузки в процессе курса лечения.

Всестороннее воздействие на организм ребенка с целью регуляции и адаптации к общему состоянию организма.

Лечебная физическая культура подразумевает три этапа восстановительной реабилитации [5, 6].

Первый этап – стационарный. Этот период еще можно назвать «не активным» так как лечение ребенка происходит в зафиксированном положении тела, лежа на спине или здоровом боку и разрешается короткие по времени пассивные движения. Длится такой период от одного до трех месяцев в зависимости от осложнения.

Лечение в определенном положении не обходимо для устранения уже имеющихся проблем или устранение развития спазмов мышц.

Ребенка, как правило, укладывают в постель так, чтобы мышцы были по возможности растянуты, для этого используются своеобразные пеленания или фиксирующие приспособления. Фиксация или укладка конечностей должна быть на ограниченное время, так как можно вызвать повышение тонуса мышц и препятствие кровотоку в ткани, поэтому положение тела следует в течение дня менять.

Если происходят мышечные спазмы и отекания, то проводят пассивную гимнастику и лечебный массаж.

Лечебную гимнастику и массаж назначают после того, как минует острый период заболевания, отсутствуют травмы.

Начинают процедуру восстановления биопотенциала мышц с пассивных движений ребенка, то есть физиологически сгибают суставы ребенка с дистальных здоровых отделов конечностей до поврежденных отделов конечностей. После мягкой разминки приступают к лечебному массажу, начиная с поверхностного поглаживания не поврежденных участков, затем охватывают все мышцы пораженной конечности.

Растирание и разминание, которые следуют после поглаживания очень ограниченны, так как могут навредить малышу, буквально нежными движениями массируют, слегка надавливая на пассивные мышцам по направлению лимфатока, не затрагивая нервные окончания. Задача такого ограниченного массажа улучшить кровоток и снять напряжение мышц после фиксированного положения.

Второй этап – реабилитационно-оздоровительный. Этот период считается пассивно-активный для ребенка.

С улучшением состояния назначают интенсивный курс массажа с постепенным добавлением упражнений лечебной гимнастики двигательных конечностей и с разрешением врача на минимальные самостоятельные движения.

Этот период ребенок начинает свою минимальную активность для восстановления биопотенциала мышц, ему помогает лечебный инструктор по спорту. Реабилитация начинается с пассивных занятий, назначаются элементарные упражнения для здоровых конечностей; дыхательная гимнастика в различном положении тела, затем удержание отдельных сегментов конечностей, как здоровых, так и поврежденных в определенной фиксации на время; упражнения на расслабление, которые включаю в себя прогулки по свежему воздуху, бассейн, общение с животными. Не смотря на полноценный курс ребенок, может еще не достичь пика активности, поэтому продолжаются оздоровительные массажи, которые уже направлены на коррекцию тела и так же на улучшения кровотока в ткани.

Третий этап – заключительный. На этом этапе малыш готов к активному образу жизни, но с продолжительным лечением и под наблюдение специалистов.

Лечебная физическая культура на этом этапе становится постоянным помощником для ребенка справиться с периодически возобновляемыми спазмами мышц, уменьшить боль в суставах, улучшить синхронность движения конечностей и положения тела, и тем самым скорректировать функцию передвижения, приспособиться к самостоятельности и самообслуживанию.

Так же в программу реабилитации и восстановления биопотенциала мышц входит массаж, но уже с перерывами, на протяжение нескольких лет до полного выздоровления.

В заключении можно сказать, что лечебная физическая культура в совокупности с массажем, поднимает малышей на ноги, и их развитие становится полноценным и активным.

Список литературы:

Поражения ЦНС у детей: какие бывают? [Электронный ресурс]URL: https://www.7ya.ru/article/Porazheniya-CNS-u-detej-kakie-byvayut/ (дата обращения 14.11.2018).

Мышечный тонус у детей: норма и патология [Электронный ресурс]URL: https://www.medweb.ru/articles/myshechnyj-tonus-u-detej (дата обращения 18.11.2018).

Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы [Электронный ресурс]URL: https://doctor.by/exercise-therapy/231-e-10--- (дата обращения (14.11.2018).

Лечебная физкультура как одна из форм физического развития и укрепления здоровья детей [Электронный ресурс]URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/419975/ (дата обращения 16.11.2018).

Профилактика последствий перинатальных гипоксических поражений центральной нервной системы у детей [Электронный ресурс]URL: http://mednet.ru/ru/zdorovyj-obraz-zhizni/profilaktika/profilaktika-zabolevanij-u-detej/profilaktika-boleznej-nervnoj-sistemy.html (дата обращения 24.11.2018).

Лечебная физкультура при поражениях центральной нервной системы[Электронный ресурс]URL:https://aupam.ru/pages/fizkult/lechebnuyu_fizkuljturu_i_massazh/page_10.htm (дата обращения 14.11.2018).

Просмотров работы: 4