ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красильникова Д.Д. 1, Сафина Э.А. 1, Габедава М.А. 1
1ВлГу ЮИ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прежде чем исследовать практику реализации договора «франчайзинга» в России, кратко определим саму суть «франчайзинга»: его основные положения.

В переводе с английского языка понятие «франчайзинг» означает – право или привилегию. Данным термином обозначают саму систему отношений. Понятие же «франшиза» с французского означает так же право либо привилегию. Действуя уже как договор, на основании которого образуются и функционируют данные правоотношения.

Если обратиться к законодательству европейских стран, понятие «франчайзинг» можно трактовать следующим образом. «Под франчайзингом понимается такая система отношений, в рамках которой фирмы, т.е. собственники известных торговых знаков (брендов) и разработанных технологий, с целью расширения своей деятельности, предоставляют за вознаграждение, на срок или без указания его, свои права иным самостоятельным фирмам или предпринимателям; для использования в своей хозяйственной деятельности последних: продаже товаров либо оказании услуг»1.

Владельца прав на эту разработку именуют как «франчайзер». Он, в свою очередь, предоставляет «франчайзи» (пользователю) целый ряд прав интеллектуальной собственности. К ним относятся, в частности, товарные знаки, изобретения и промышленные образцы, секрет производства (оригинальные разработки); произведения, защищенные авторским правом и т. д.). Кроме этого, франчайзер предоставляет постоянную координирующую, техническую и коммерческую помощь франчайзи.

Использование франчайзинга позволяет осуществлять деятельность под известным брендом и значительно снижать риски, связанные с самостоятельным выходом на рынок. Есть множество преимуществ для ведения бизнеса таким образом. К примеру, снимает с начинающего предпринимателя ряд задач. Вопросы привлечения клиентов, осуществление специальных расчётов и др. не будут входить в его заботы.

Система франчайзинга прочно зарекомендовала себя как один из самых надежных механизмов, позволяющих в короткий срок развить свое дело. Особое значение имеет тот факт, что франчайзинг является наиболее оптимальным вариантом для малого бизнеса, поскольку для работы под определенным брендом риск уменьшается во много раз - предпринимателю потребуется в несколько раз меньше капиталовложений.

Уже свыше 100 лет применению франчайзинга в мировом опыте. В России же такого рода способ организации бизнеса вошел в практику только в 1993 году.

В законодательстве отсутствуют понятия «франчайзинг», «франчайзер», «франчайзи». Подобные отношения отображены в законодательстве (глава 54 Гражданского кодекса РФ) как договор коммерческой концессии. Отсутствие правовой базы существенно сужает возможность развития франчайзинга.

Обращаясь к данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ)2, мы увидим постоянное увеличение числа предприятий, которые используют франшизу как средство ведения бизнеса. Однако следует отметить, что достоверных статистических данных о точном числе имеющихся в России франшизных систем получить нельзя. Это связано с тем, что, развивая свою собственную сеть франчайзинга, большинство фирм никак не заявляют о себе. Заменяют единый договор франчайзинга рядом других договоров. Данное является важным отличием отечественного франчайзинга от общепринятой практики. Так, по одним подсчетам количество франчайзинговых фирм составляет порядка тысячи, по другим − 300–600. По данным Торгово-промышленной палаты России, число реально действующих франшиз не превышает 150, из них не более сорока3 - успешных. Результаты анализа показали, что в России производственные франшизы, а также в сфере услуг практически не развиты, несмотря на то, что производственный бизнес считается наиболее стабильным, долговременным и прибыльным; и для открытия которого требуются наименьшие затраты. Наибольшей же популярностью в России пользуется товарный франчайзинг. Как правило эти франшизы стоят недорого, значительная часть инвестиций тратится на закупку товара.

Сравнивая особенности развития франчайзинга за 2013–2016 гг. с более ранним периодом, можно сказать, что, например, в 2012–2013 гг. наряду с торговлей, сферой услуг, общепитом и бытовым обслуживанием такие сегменты, как информация, производство и финансы динамично развивались.

Другой особенностью франчайзинга в России является его неравномерное распространение по территории страны. На начало 2012 года можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга неразрывно связано с экономическим положением определенной территории, а так же ее уровнем развития бизнеса на рынке. Невероятный успех франчайзинга в США нередко пытаются объяснить обширностью территории страны: контролировать собственные филиалы, расположенные на большом расстоянии друг от друга и от центра, довольно накладно и очень непросто. Но то же самое верно и для России. Однако у нас в регионах предприниматели еще не успели осознать все преимущества франчайзинга, а порой просто не рискуют вступать в договорные отношения с франчайзером, боясь потерять часть предпринимательской свободы.

В числе главных преград развития франчайзинга в России следующие4:

- нехватка высококвалифицированных специалистов данной отросли, а точнее посредников между одной и другой стороной отношений, то есть между франчайзером и франчайзи;

- не сформированная, не внятная законодательная база, которая приводит к закрытости самих франчайзеров, то есть скрытие исчерпывающей информации о статистике, той или иной отрасли и условия на которых они готовы сотрудничать.

Ситуация, сложившаяся на российском рынке на сегодняшний день, позволяет с уверенностью говорить о том, что в данный период наблюдается ускоренный рост использования бизнес-технологий франчайзинга на отечественном рынке товаров и услуг. «Применение и развитие франчайзинга в России с участием крупных иностранных компаний способствует содействию инновационного развития, внедрению новых стандартов организации бизнеса и повышению деловой культуры на российском рынке»5. Ощутимое развитие и стремительное расширение буквально каждого крупного иностранного франчайзера, и вызванное этим повышение конкуренции - побудило разработку и внедрение инновационных бизнес-процессов со стороны российских предпринимателей, вынужденных адаптироваться к новому уровню качества их работы. Большинство малых отечественных фирм сталкиваются с необходимостью использовать инновационные методы работы, при появлении зарекомендовавших себя иностранных брендов, для дальнейшего "раскручивания" своих бизнес-проектов.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях финансово-экономического кризиса именно франчайзинг - это реальная возможность не только сохранения, но и приумножения капитала; с его уникальным механизмом построения бизнеса. Несмотря на явные превосходства франчайзинга , необходимо отметить, что франчайзинг в России не получил столь широкого распространения, как в Европе и не стал столь популярной формой ведения бизнеса, как в США. Это связано с рядом факторов, сдерживающих развитие франчайзинга в России. Что лежат в экономической сфере и связаны с низким уровнем организационно-правового развития в данной области.

Таким образом, «преодоление названных неблагоприятных факторов, развитие и совершенствование законодательства в этой области позволит развивать бизнес на основе франчайзинга более быстрыми темпами и на более высоком уровне и в целом улучшит положение бизнеса в нашей стране»6.

1 Сайт: Делопресс: «Франчайзинг: в лучах чужой бизнес-славы»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=6637 (12.01.2018).

2 Сайт: Российская ассоциация франчайзинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusfranch.ru/ (14.01.2018);

3 Сайт: Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/ (12.01.2018).

4 Ильинская О.И. К вопросу о способах обеспечения выполнения международных договоров // Lexrussica (Русский закон). 2010. N 6. С. 1415 - 1420.

5 Калмыков В. В. Правовая природа договора франчайзинга в практике международных компаний // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2011. – С. 65.

6 Непомнящая И. С. Коммерческая концессия или франчайзинг: проблема дефиниций // Всероссийский журнал научных публикаций. – 2015. – С. 68.

Просмотров работы: 6